Итоги работы промышленности Нижегородской области в первом полугодии 2015 года обсуждались на очередном собрании членов Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей.
Статья из корпоративной газеты «Социум»
На нём выступил генеральный директор АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина», депутат Законодательного собрания Нижегородской области Олег ЛАВРИЧЕВ.
Сегодня оборонно-промышленный сектор в ожидании 1 сентября, именно с этой даты вступят в силу поправки к 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», которые призваны, по мнению его авторов, существенно изменить сложившуюся в последние годы неблагоприятную ситуацию с финансированием ГОЗ.
Необходимость модернизации правового регулирования ГОЗ в действительности назрела давно. Однако по новым механизмам финансирования контрактов по ГОЗ с 1 сентября есть ряд существенных моментов, которые могут ухудшить финансовое состояние предприятий ОПК, создать проблемы в их работе.
По 275-ФЗ права государственного заказчика ущемляют права головного исполнителя, так как увеличивают госзаказчику бюджетные ассигнования за счёт доходов от полученных штрафов, взысканий с исполнителей в случае нарушений ими закона по ГОЗ. Это противоречит основам гражданского законодательства РФ, так как ни одна из сторон государственного контракта не должна получать финансовые привилегии за счёт другой стороны.
Очень много вопросов по банкам.
Банки, кредитующие предприятия промышленности, оказались полностью неготовыми к введению данных новшеств, так как отсутствуют утверждённые методики, инструкции, необходимые для организации работы по внедрению новой системы финансирования. Вместе с тем в законе подробно описан механизм наказания за неисполнение новелл, прописанных в 275-ФЗ. По состоянию на сегодня не выданы договоры банковского сопровождения, не присвоены идентификаторы, не заключены допсоглашения к контрактам с «головниками». Если этого не будет до конца августа, как обещают, то мы физически не успеем начать работу в соответствии с новыми условиями.
Отдельная проблема – открытие счетов на каждый государственный контракт и контракт соисполнения в уполномоченном банке. Количество счетов у одного исполнителя может составить несколько сотен.
В законе прописано право уполномоченных банков кредитовать предприятия, но не прописаны обязанности, как и не оговорён максимально возможный размер ставки. Может сложиться ситуация, что банк откажется кредитовать. Что в этом случае делать предприятию?
Большой проблемой для ОПК видится ограничение сотрудничества с банковскими структурами перечнем уполномоченных банков. Данная ситуация может привести к монополизации цен на банковские продукты, снижению эффективности исполнения банковских услуг. Не исключена ситуация, когда уполномоченный банк просто отсутствует в муниципальном образовании.
Закон предусматривает наказание за отказ от выполнения ГОЗ, но не учитывает причины. Мы можем отказаться от заключения госконтракта, к примеру, из-за отсутствия мощностей. В этой ситуации нам могут навязать контракт с нереальными сроками исполнения, в которые предприятие по всей кооперации заведомо не уложится. При этом отказаться от предложенных условий не можем, в этом случае предприятие ждёт наказание.
Требование закона предполагает огромный документооборот, что влечёт увеличение штата административно-управленческого персонала (финансовый, планово-экономический отделы, бухгалтерия). Всё это увеличивает накладные расходы и соответственно рост цен продукции по ГОЗ.
Вот перечень лишь некоторых проблем. В общем и целом закон, на мой взгляд, сырой, противоречивый, во многом неисполнимый. В связи с этим представляется необходимым выйти в правительство РФ с предложением поэтапного внедрения изменений с установлением определённого переходного периода, что позволит оборонным предприятиям и банкам безболезненно адаптироваться и перейти на новый механизм финансирования.
Полностью выступление размещено на сайте vpk-news.ru. См. также статью Олега Лавричева «Для кого писан новый закон?» в газете «ВПК», № 31