Знаменитый менеджер научных проектов Марк Белаковский из Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП), стал первым российским учёным, удостоенным Национальной награды Космического Государства.
Она будет торжественно вручена ему на предстоящем Первом Научно-инвестиционном конгрессе Асгардии в Дармштадте. В преддверии конгресса Марк Белаковский рассказал об исследованиях, которые ИМБП проводит сегодня в стремлении обеспечить успех будущих экспедиций к дальним планетам.
Сейчас Марк Белаковский является заместителем руководителя – главным менеджером международного проекта SIRIUS. В рамках проекта условия длительного космического полёта моделируются на Земле для изучения психологии и физиологии человека, пребывающего в изоляции. Эти исследования помогут подготовить космонавтов и астронавтов к лунной миссии и экспедициям в дальний космос.
– Вы являетесь заместителем руководителя – главным менеджером международного проекта SIRIUS по имитации полёта экипажа из шести человек на Луну, реализуемого на базе Наземного Экспериментального Комплекса ИМБП. Данный эксперимент призван помочь учёным планомерно подготовить будущие миссии на Луну и минимизировать риски, угрожающие жизни экипажа. Эксперимент продолжается уже два года, расскажите, каких результатов удалось добиться? Удалось ли выявить новые проблемы, которые могут возникнуть у экипажа во время длительного космического полёта?
– В рамках международной программы SIRIUS (Scientific International Research in Unique Terrestrial Station) мы (ИМБП) совместно с NASA HRP при участии учёных и специалистов из 10 стран провели первые 2 эксперимента. В эксперименте SIRIUS-17, проходившем с 7 по 24 ноября 2017 г., продолжительностью 17 суток с участием 6 человек, была проведена проверка готовности наземного экспериментального комплекса к длительным исследованиям с изоляцией; определены исследования, оптимальные для реализации в последующих, более длительных экспериментах; отработаны процессы интеграции; определены протоколы передачи данных; укреплены рабочие отношения между учёными разных стран.
Положительные уроки эксперимента были учтены при подготовке и реализации четырёхмесячного эксперимента SIRIUS-19 с участием международного экипажа смешанного гендерного состава из 6 человек, который был проведён в период с 19 марта по 17 июля 2019 г. Во время эксперимента экипаж выполнял задачи, связанные с операциями космического полёта, такие как ежедневный мониторинг и углублённая оценка состояния здоровья, регулярные физические тренировки и другие мероприятия, соответствующие сценарию полёта.
В частности, было совершено несколько выходов на виртуальную поверхность спутника Земли. Кроме того, экипаж выполнил программу научных исследований (79 экспериментов) по психологии и физиологии, чтобы изучить влияние изоляции в замкнутом пространстве с целью оказания помощи при подготовке к длительной космической исследовательской миссии. В настоящее время полученные данные находятся в статусе обработки, их анализ и результаты будут готовы в декабре текущего года.
«СИРИУС-19» запускает эксперимент
– Почему, на Ваш взгляд, человечество должно путешествовать в космос?
– Природа заложила в нас чудесное свойство – жажду знаний. Познание мира – движущая сила человека. Многие люди, делающие науку, будучи в душе настоящими романтиками, не утрачивают способность мечтать о далёких путешествиях к звёздам. Нам близка идея Константина Эдуардовича Циолковского о том, что Земля лишь колыбель человечества, а домом для него должен быть необъятный Космос. Космос – наш общий дом.
– В каких направлениях точно продолжит развиваться пилотируемая космонавтика?
– Согласно действующей договорённости Международная космическая станция будет использоваться до 2024 года. Я очень надеюсь, и к этому есть предпосылки, что срок эксплуатации МКС будет продлён до 2030 года. На МКС будет проводиться отработка многих технологий для дальнейших полётов на Луну и Марс. Российская «Дорожная карта» лунной программы предусматривает первую пилотируемую экспедицию в начале 2030-х годов, далее – краткосрочные полёты космонавтов на окололунную орбиту, естественный спутник Земли.
На этом этапе основной целью является определение оптимального места для размещения элементов лунной базы и уточнение требований к её функциональным характеристикам, строительство лунной базы, доставка оборудования для бурения, создание экспериментальных добывающих и производственных комплексов и астрологической лаборатории.
Несомненно, что Луну можно использовать в качестве тренировочной базы и испытательного полигона для подготовки высадки на Марс.
– Как Вы думаете, когда человечество не просто вернётся на Луну, а построит там лунные базы для постоянного поселения?
– Поэтапное освоение Луны и далее её колонизация, на мой взгляд, во многом будет зависеть от ситуации на Земле. Постановка задач, вкладывание средств, техническое обеспечение, реализация планов, международная кооперация и так далее. Здесь очень много непростых вопросов, требующих ответов. Но уже в 30-х годах, по моему мнению, заработают лунные базы, где международные (надеюсь) коллективы начнут работать вахтовым способом.
Сухое погружение – одна из наиболее широко используемых наземных моделей микрогравитации
– В одном из интервью Вы сказали: «Меня и многих специалистов – медиков, биологов, инженеров – интересует освоение человеком Марса». Почему Вас интересует освоение Марса?
– Пилотируемые полёты на Марс – это величайший вызов для нашего земного общества, особенно для молодёжи. Сможет ли человек преодолеть все сопровождающие полёт риски, сохранить жизнеспособность и работоспособность?
На Марсе есть вода, есть азот, в атмосфере содержится много углекислого газа. То есть на Марсе есть все необходимые элементы для жизнеобеспечения человека. Кроме того, день на Марсе длится 24 часа. Достаточно плотная атмосфера Марса защищает от солнечных вспышек. Однако на Марсе нет магнитного поля, сила тяжести составляет всего 38% от земной.
Есть ли на Марсе следы жизни? Ответ на этот вопрос можно получить после проведения серьёзных фундаментальных и прикладных научных исследований, в которых мы уже несколько десятилетий принимаем непосредственное участие. Задача не просто слетать на Марс, выйти, пройтись и улететь. Речь идёт о длительной жизни на другом космическом теле. Проблемы медико-биологического обеспечения марсианских экспедиций являются ключевыми.
По моему мнению, с точки зрения нашего прогресса пилотируемый полёт на Марс осуществим. На решение этого грандиозного проекта необходимо, но очень сложно, мобилизовать политические, экономические и технические ресурсы. Ни одна страна, ни одна фирма не в состоянии сделать это в одиночку. Пилотируемый полёт на Марс должен стать объединяющим проектом всего человечества.
– Когда, по Вашему мнению, человек приземлится на Красной планете?
– Трудно прогнозировать даты пилотируемого полёта на Марс. Но надеюсь, что в начале 2030-х годов начнётся активная деятельность в этом направлении.
– Главными темами конференции Асгардии в Дармштадте станут способы борьбы с космической радиацией, создание искусственной гравитации, а также продолжение человеческого рода в космосе. На Ваш взгляд, правильно ли сформулированы эти приоритеты с точки зрения подготовки к дальним перелётам?
– Космос оказывает негативное влияние на жизнедеятельность человека. Знание рисков (среди них космическая радиация, гипомагнитная среда и др.) требует разработки методов, средств, необходимой аппаратуры для уменьшения и/или преодоления отрицательного воздействия.
Новизна и специфика проблемы освоения Луны и подготовки к марсианской миссии обусловлены условиями деятельности членов экипажа и требуют разработки стратегии, в которой человеческий фактор становится приоритетным, а люди – наиболее ценным и вместе с тем уязвимым звеном миссии, в значительной степени определяющим возможность реализации проекта в целом.
Полёты за пределы орбиты Земли потребуют тщательной подготовки на Земле, многочисленных теоретических и медико-биологических исследований, опытно-конструкторских работ.
Командный модуль «СИРИУС-19»
– Как Вы считаете, что необходимо Асгардии для того, чтобы достичь успехов в научно-космическом направлении?
– Прежде всего я поздравляю Главу Нации Игоря Ашурбейли и всех заинтересованных с третьей годовщиной основания Асгардии, которая существует с 12 октября 2016 года. Для меня, врача из Института медико-биологических проблем Российской академии наук, весьма символично, что ровно за 55 лет до этого – 12 октября 1964 года – был совершён первый в мире полёт врача-космонавта Бориса Егорова на космическом корабле Восток-1 (вместе с космонавтами Владимиром Комаровым и Константином Феоктистовым), и были проведены первые медицинские исследования непосредственно в космосе. Девиз Асгардии: «One humanity – one unity» (Одно человечество – одна общность) близок мне.
В течение многих лет я занимаюсь укреплением сотрудничества специалистов разных стран и имею большой опыт организации и проведения крупных международных проектов в области космической медицины и биологии.
Я приветствую деятельность Асгардии, направленную на привлечение к космонавтике широких слоёв населения, на популяризацию достижений, проведение образовательных программ. Издание красочного высококачественного популярного журнала Room – один из успешных международных проектов Космической Нации. Хочется видеть Асгардию среди организаторов международных исследовательских проектов, конференций, выставок, партнёром по сохранению исторического наследия космических первопроходцев, публицистической деятельности, привлекающих к своей деятельности молодых учёных и специалистов из разных стран.
– Вы удостоены Национальной премии Асгардии – золотой медали «За достижения в освоении космоса». Расскажите, какие ощущения Вы испытываете?
– Информация о решении Высшего Космического Совета Асгардии о награждении меня золотой медалью «За достижения в изучении космоса» стала для меня неожиданностью. Прежде всего я благодарен за высокую оценку моей скромной деятельности во благо космонавтики. Я испытываю гордость и удовлетворение, что успехи Института медико-биологических проблем из Москвы, который я имею честь представлять, известны широкой научной общественности и высоко оценены профессиональным сообществом.