То, что этот город - святой, чувствуют даже самые толстокожие из циников. Этому даже придумали специальное название – «иерусалимский синдром». И слава Богу, что есть те, кому не все равно, кто проходит в память о крестном пути самого Христа и скорбном посмертном пути его подвижницы и мученицы всю нашу долгую, трудную, но прекрасную дорогу. Я думаю, что ни один человек, участвовавший раз в этом паломничестве его не забудет, а будет хранить в сердце и памяти долгие годы.
Иерусалим и Галилея. И вот мы в Иерусалиме. Святой город. Конечная цель нашего паломничества, потому что именно в Иерусалиме упокоены тела святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и ее сподвижницы – инокини Варвары.
То, что этот город - святой, чувствуют даже самые толстокожие из циников. Этому даже придумали специальное название – «иерусалимский синдром». Многие люди, приехав в этот город, делают усилие, чтобы сдержать слезы, или не сойти с ума, или не танцевать перед воротами, как это делают, например, православные арабы. И чем тоньше духовно организован человек, тем сильнее он чувствует святость и силу этого города.
Елисавета Феодоровна на Святую землю приехала в 1888 году вместе с мужем, великим князем Сергеем Александровичем, который стал основателем Императорского Православного Палестинского Общества. Тогда еще она не была миропомазана в православие. Но, вероятно, что именно поездка на Святую Землю стала поворотным пунктом в принятии сложнейшего решения – перехода в православную веру.
В 1891 году, через три года внутренней мучительной борьбы и сомнений, она приняла православие, написав перед этим своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином», писала она отцу о своем решении. Отец не принял выбора дочери и благословения своего ей не дал. Но уже ничто не могло поколебать великую княгиню.
Но в 1888 году Елисавета Феодоровна все еще была протестанткой. Она ездила вместе с мужем по монастырям Святой Земли и перед иконами вместо поклонов делала реверансы. Возможно, что-то изменилось в ее душе в день, когда освящали церковь в честь святой Марии Магдалины в Елеонском монастыре.
Святая Земля исполнила ее желание. Именно здесь, в этой самой церкви ее и положили, когда она прошла свою Голгофу в России, – в том самом месте, с которого когда-то начался крестный путь Иисуса Христа. Потому что именно в Гефсиманском саду, оливы которого, как говорят, еще помнят Христа (что вполне вероятно, потому что возраст этих деревьев может действительно исчисляться тысячелетиями), было то самое «моление о чаше», про которое знают даже очень далекие от христианства люди.
В ночь перед тем, как его взяли, Христос, испытал и самое страшное, что может испытать человек – богооставленность, смертный ужас и страх неотвратимости чаши, которую Он сам, добровольно, решил испить по безмерной Своей любви к людям. В Евангелии сказано, что Иисус молился до кровавого пота. Молился совершенно один. Его оставили даже ученики. Они просто-напросто заснули в самый страшный для него час. И здесь же сподобилась упокоиться святая Елисавета. Это совершенно особенное чувство – когда ты находишься в том самом месте, где молился до кровавого пота Христос.
Когда ты проходишь по старому городу, когда заходишь в Преторию – то самое место, в котором находился Христос в ожидании смерти. В этом месте нам стало по-настоящему страшно. Темно: темница в евангельские времена была в прямом смысле темницей.
В самом храме, в котором, как в вавилонском столпотворении, смешались все народы, конфессии и языки, нас подвели к белой каменной плите, к которой если приложить ухо и вслушаться, можно четко услышать звуки, кому-то напоминающие свист бича, кому-то удары молотка, забивающего гвозди в окровавленные ладони…
Те, кто не верит, - просто съездите и послушайте сами. И сами собой сочинились у меня строки:
После Иерусалима мы поехали на север Израиля и посетили монастыри и храмы Галилеи. Были в Назарете, где Деве Марии явился архангел Гавриил с вестью о том, что она станет матерью Христа, а также в тех местах, где Иисус учил, проповедовал, совершал чудеса. Например, в Кане Галилейской, где было Господом совершено первое чудо – превращения воды в вино по просьбе Его Матери.
Одним из главных впечатлений на Святой Земле стало семикратное погружение в реку Иордан, в водах которой когда-то святой Иоанн Креститель в возрасте тридцати лет крестил Иисуса.
В зеленой воде Иордана не купаются, а благоговейно погружаются с головой в белых рубашках, в которых потом многие завещают себя хоронить. Но об Иордане не написать. К Иордану нужно прийти. И именно у Иордана очень сильно чувствуешь связь времен. Евангельского «времени она», времени, когда была здесь с мужем одна из прекраснейших душой и телом женщин - Елисавета - и нашего циничного и времени.
Слава Богу, что есть те, кому не все равно, кто проходит в память о крестном пути самого Христа и скорбном посмертном пути его подвижницы и мученицы всю нашу долгую, трудную, но прекрасную дорогу. Я думаю, что ни один человек, участвовавший раз в этом паломничестве его не забудет, а будет хранить в сердце и памяти долгие годы. Огромное спасибо организаторам и, прежде всего Игорю Рауфовичу Ашурбейли, за то, что я смогла поучаствовать в таком паломничестве.