Игорь Рауфович Ашурбейли

Неделя с испытателем Асгардии Ксенией Орловой в наземной модели межпланетного корабля

Фото- и видеопроект «Неделя с испытателем», который создавался во время годовой изоляции шести добровольцев из экипажа SIRIUS-23, придумала испытатель Асгардии врач Ксения Орловой. В дневнике она записала, как прошла её собственная «Неделя», какие наблюдения за повседневной жизнью в гермообъекте туда вошли, как она заполняла психологические опросники от парламентария Асгардии, и каково это было – сидеть в четырёх стенах, когда на улице бушевало лето.

240-248-е сутки изоляции. Запись от 11-19 июля 2024 года

Удивительно осознавать: наша миссия длится восемь месяцев! Сегодня мы могли бы уже «подлетать» к Марсу. Мысленные визуализации путешествия в дальний космос помогал поддерживать документально-художественный сериал от National Geographic «Марс», загруженный для нас службой медиа, – уникальный проект с комментариями ведущих учёных, рассуждающих о том, как земляне могли бы колонизировать Красную планету.

Вспоминались участники проекта MARS-500, проведшие 520 суток в тех же стенах, где сейчас находимся мы, – в гермообъекте, который создавался как макет тяжёлого межпланетного корабля. Мне даже посчастливилось незадолго до начала SIRIUS-23 пересечься на Международном астронавтическом конгрессе в Баку с одним из участников этого эксперимента – итальянцем Диего Урбина. Жаль, что не удалось задать вопросы про изоляцию, но памятное фото о встрече – это тоже ценно и приятно.

На наш сервер регулярно загружают различные новостные материалы, репортажи, правда, с задержкой, не в день их выпуска. Порой они задевают не сюжетом, а природным или урбанистическим пейзажем, увидеть который вживую мы сможем ещё не скоро. Сердце начало биться чаще, когда за спиной у репортёра увидела летний город после дождя, с мокрым асфальтом, снующими по нему машинами и людьми, изумрудной листвой, хмурыми грозовыми облаками. Впечатление от вида на экране заставило почти физически ощутить дуновение свежего воздуха, уличные запахи.

Даже во время локдауна, когда все сидели по домам, я могла в любой момент подойти к окну или выйти на балкон, наслаждаться видами природы, города, чувствовать кожей ветер и солнечные лучи, обонять и слышать дождь. В нашем же гермообъекте окон нет, и «дуновение ветерка» можно ощутить только отвинчивая люк вентиляции в потолке каюты.

Для получения визуальных впечатлений приходится пользоваться цифровыми средствами. «Окна» для нас создают волшебники из службы медиа во главе с Юрием Волосюком, за что я очень признательна. Каждый день, утром, при обновлении страницы локального сайта с загрузками нас ожидает новая фотография. Как правило, это профессиональный кадр с пейзажем, примерно отражающий погоду за пределами НЭКа. В праздничные дни нам присылают тематические открытки. Порой вместо фото пейзажей мы находим кадры с крупными планами растений или диких животных. Всё понравившееся я сохраняю для своих индивидуальных «окон» – например, в виде слайд-шоу на рабочем столе моего ноутбука.

«Окно» или даже «балкон» я соорудила у себя в каюте – наклеила интерьерные панно. Оба изображения с чудесным видом на лето и море. Этот вид открывается через раму и распахнутые створки – всё вполне реалистично. Когда ребята заходят ко мне в гости и садятся на кровать, то видят перед собой не монохромную стену из деревянных панелей. Их взгляд устремляется вдаль, туда, где светит солнце, высятся горы и корабли покоятся на воде.

Продолжаю наблюдать за собой. Иногда наблюдения получаются любопытными. Периодически устраиваю себе ограничения в еде. Например, на две недели составляю свой рацион из белковых продуктов – ем только рыбу. Как раз очередной такой период подошёл в концу. Время интересное – возможность открывать знакомые и даже приевшиеся продукты заново. После двухнедельного перерыва вкус мясных блюд ощущается гораздо острее. В твою жизнь приходят краски разнообразия, хотя на самом деле в составе предоставленного нам питания ничего не поменялось. Ограничивать себя на время, чтобы потом удивиться давно известным и даже приевшимся вкусам, – ещё одно средство в борьбе с монотонией, которое, – кто знает, – может пригодиться людям в космосе.

С 15 по 21 июля проходила «Неделя с испытателем Ксенией Орловой», заключительная в цикле этого репортажного проекта. Я решила никого не напрягать и большую часть съёмок провела самостоятельно. В формате селфи или ставя камеру на штатив. С некоторыми съёмками мне помогли Юра (командир экипажа Юрий Чеботарёв), Рустам (исследователь Рустам Зарипов), Лика (бортинженер Анжелика Парфёнова), за что я им очень благодарна. Старалась сниматься в разных модулях, меняла локации, чтобы картинка была поинтереснее.

15 июля для разнообразия попробовала впервые за нашу миссию пропылесосить ЭУ-250. И, как дотошный аллерголог, добралась до пыли в самых труднодоступных зонах склада и спортзала.

16 июля представила методику, которая проходила единственный раз за нашу миссию. В радиограмме к ней прилагалось письмо от автора методики из Асгардии. Корна Оливьер, живущая в ЮАР, обращалась к нам с просьбой заполнить её опросник, отмечая ценность получаемых от нас данных, и сообщила, что после окончания изоляции мы сможем обратиться к ней напрямую. Это было очень неожиданно и приятно. С таким личностным подходом к нам обращаются нечасто, тем более иностранные коллеги.

Опросник создан для изучения нашего восприятия условий изоляции. В нём содержалось 19 утверждений с шестью вариантами ответов на каждое. Нас также попросили поделиться впечатлениями в свободной форме. Я постаралась ответить как можно подробнее, осознавая важность этого исследования.

18 июля, пока я целый день проводила для всех тест на пассивной беговой дорожке, ребята выполняли задание от службы пресс-медиа: участвовали в съёмках сюжета о космическом питании для канала «Наука». Нужно было испечь хлеб в хлебопечке. Это запечатлевалось камерами наземного пункта.

19 июля прошла ещё одна съёмка: необходимо было отснять видеоролик для наших партнёров про пассивную беговую дорожку Köenigsmann. «Моделями» были выбраны Рустам и Лика, оба в спортивной форме. Я снимала их на две камеры. А Юра тем временем снимал процесс моей операторской деятельности для «Недели с испытателем».

В оранжерее были перемены. Веточка фикуса прекрасно укоренялась в воде, и когда корни достигли дна ёмкости, я смогла отделить её от материнского ствола. Перенесла во второй люминостат, где ещё не было растений. Думала, что новые условия и постоянное освещение с нужным спектром сработают во благо. Веточка росла, выпускала новые листочки, но я обратила внимание, что листья почему-то краснеют. Стала придумывать различные способы это исправить. Сначала подняла ёмкость с водой и веточкой как можно выше к лампе. Потом из остатков какого-то плаката и накопленной мною фольги от шоколадок «Алёнка» сделала блестящий экран. Наклеила фольгу на плакат плотными рядами и разместила со стороны жалюзи на двусторонний скотч. Думала, что растению либо холодно (в спортзале температура всегда у нас 21-23 градуса), либо недостаточно света.

Светоотражающий экран помогал справиться с двумя этими задачами: увеличить площадь для направленного отражения света и механически уменьшить поступление холодного воздуха. К сожалению, эффекта особого не было. Будем думать, что делать дальше.

СПРАВКА:

 

Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлился ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев находился в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов. 

 

Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляла врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.

 

Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.

Ещё материалы по теме «Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции»:

SIRIUS-23: задачи лунного десанта

Коктейль бодрости от испытателя Асгардии

Как проводились иммунологические исследования по программе Асгардии - задачи врача экипажа SIRIUS-23