Игорь Рауфович Ашурбейли

Наталья Плетнёва: Ферриты – это интересно, надёжно и перспективно!

Наталья Плетнева

Журналисты нашего сайта поговорили с уникальной женщиной, работающей на КБ-1 в одном и том же цеху более 40 лет.

– Наталья Михайловна, Вы отработали в КБ–1 почти 42 года и сейчас занимаете должность начальника цеха. А можно немного про предыдущий путь?

– После окончания института я пришла работать в цех производства ферритов. Начинала измерителем устройств, потом, в очень раннем по тем временам возрасте, возглавила лабораторию, далее долго работала старшим мастером, то есть организовывала всё производство, а теперь вот уже третий год работаю начальником цеха.

– Столько лет на одном месте не надоедает?

– Нет. У нас замечательная команда, нам интересно работать. Хочу отдать должное и руководству, которое позволяет нам развиваться в плане организации труда, каких-то новых изысканий, приобретения оборудования…Скучать некогда!

– Какую основную продукцию производит ваш цех?

– Ферриты.  Мы объединяем в одном цехе все циклы производства. Получая исходные компоненты, выдаем готовые изделия. Присутствуют все циклы обработки материала: приготовление пресс-порошка, высокотемпературный обжиг, механическая обработка изделия, его измерение и отгрузка заказчику. Очень удобно, когда все циклы в одном производстве. Цех, конечно, большой – около 2000 квадратных метров. Здесь мы выпускаем более 100 наименований оборудования, порядка миллиона штук в год.

Дело в том, что у нас сильная научная база: есть и возможность, и потенциал для постоянной модернизации технологий. И если в сделанных по ГОСТу изделиях предполагается 40% отходов, как и во всей керамике, то мы доводим эту цифру до 20%. Отсюда и высокая производительность.

– Что же такое эти загадочные ферриты?

– Изделия-ферриты применяются в высокоточном оружии и в бытовой технике, у них очень широкий спектр применения. Так, многие ВЧ-устройства радиолокационных систем могут состоять до 90% из ферритов. Или возьмём стиральные машины – ритмичность работы обеспечивается именно ферритом. Медицина – тоже ферриты. Обычные магниты, выгодно отличающиеся от металлических, – тоже на основе ферритов. Это керамика, обладающая свойством металла.

– Насколько широко реализуется продукция вашего цеха, есть ли продажи за рубеж?

– В основном мы работаем на Министерство обороны России. 90% нашей продукции – это государственный оборонный заказ. Мы поставщики крупных стратегических заводов. Наша продукция поступает на экспорт в составе поставляемой инозаказчикам техники.

– Можно ли сказать, что ваш цех внёс что-то своё в ферритовые технологии?

– Конечно! Наше предприятие 50 лет назад создавалось именно под нужды высокоточного оружия, поэтому все материалы, которые сейчас используются, разрабатывались именно у нас. Мы владеем большим рядом патентов и авторских свидетельств, потому что всё разрабатываем сами: составы, технологии… Благодаря нашей научной базе мы не только ферриты изготавливаем, мы уже можем рассчитать и спроектировать высокоэффективные СВЧ-устройства. Промышленная печь для обжига ферритов с температурой до 1500°C стоит порядка трёх миллионов рублей, мы спроектировали и изготовили аналогичную за 250 тысяч. Это, конечно, расширяет наши возможности на рынке.

– Есть ли на рынке недостаток в кадрах?

– Мы сами готовим кадры, сотрудничаем с учебными заведениями, у нас проходят практику студенты Института стали и сплавов, и некоторые потом остаются работать. Работа у нас стабильная, востребованная, текучести кадров нет совсем. К нам просятся, потому что это действительно перспективно и стабильно.