Чуть больше месяца осталось до выхода из годовой изоляции членов экипажа эксперимента SIRIUS-23. Главный менеджер международного научного проекта SIRIUS – космический врач, учёный, заведующий отделом внедрения, реализации и пропаганды научных достижений Института медико-биологических проблем и парламентарий Асгардии – Марк Белаковский в минувшие выходные ответил на вопросы своих коллег по Парламенту.
Члены Парламента Асгардии внимательно следят за ходом изоляционного эксперимента SIRIUS-23, в котором принимает участие испытатель Космической Нации врач экипажа Ксения Орлова. Их интересует, как добровольцы выдерживают такую длительную изоляцию в отрыве от привычной среды обитания и социальных связей, что и кто поддерживает их; как относятся к их миссии коллеги по космической отрасли; как будет проводиться адаптация испытателей после выхода из гермообъекта, где они провели целый год; обсуждается ли сейчас с Институтом медико-биологических проблем, на базе которого проводятся эксперименты проекта SIRIUS, изоляционные исследования с участием супружеских пар, заявленные как один из этапов на пути к выполнению главной миссии Асгардии – рождению первого ребёнка в космосе.
– По поводу состояния ребят. Такие эксперименты легко не проходят, – отмечает Марк Самуилович Белаковский. – Год в изоляции – это очень долго и сложно психологически и физически, учитывая ответственность миссии и очень большую научно-техническую программу, выполняемую экипажем.
Тем более что впервые в истории изоляционных экспериментов в экипаж вошли сразу четыре женщины. В этом есть своя специфика и сложности. Но все испытатели ведут себя профессионально, корректно, и мы очень довольны первичными результатами.
Командир экипажа SIRIUS-23 Юрий Чеботарёв – сотрудник Центра подготовки космонавтов. Роботехника, которая тестируется в рамках SIRIUS-23 и готовится для МКС, – это, в том числе, и его наработки. Четверо ребят – сотрудники Института медико-биологических проблем, и двое из них психологи, занимающиеся как раз тематикой длительных пилотируемых миссий. Поэтому все наши добровольцы точно знают, что и зачем делают.
Их коллеги высоко ценят эту деятельность. Например, слова поддержки им передал прямо с орбиты Олег Кононенко, который недавно вернулся с МКС, поставив новый мировой рекорд по суммарному времени пребывания в космосе. 1111 суток Олег Дмитриевич провёл на на космической станции, и как никто другой понимает, зачем нужны наземные эксперименты с длительной изоляцией.
Космонавты, недавно начавшие обучение в ЦПК, написали письмо в изоляцию, тоже выразив ребятам поддержку.
14 ноября 2024 года шесть членов экипажа выйдут из «корабля». В течение двух недель будут проходить интенсивные «послеполётные» – постизоляционные исследования. Потом мы на 10 дней отправим их на оздоровительный отдых. А примерно в середине декабря состоятся заключительные обследования. На этом их испытательская миссия в SIRIUS-23 завершится.
Итоги надо будет обработать, обдумать, и в конце следующего года мы хотим провести большую международную конференцию по общим итогам программы SIRIUS, используя результаты всех её изоляционных экспериментов. Пригласим учёных из более чем 20 стран мира, участвовавших в программе, чтобы доложить эти результаты. Хотим также сделать специальный выпуск журнала и книгу, посвящённую проекту SIRIUS.
В трёх последних наземных экспедициях у нас были очень сильные врачи, двое из них представляли Асгардию. Об их результатах мы тоже будем рассказывать.
Объём работы нашего Института (ИМБП), включая исследования, приближающие дальние космические полёты, огромен. Очень интересные эксперименты мы проводим с антиортостатической гипокинезией (АНОГ) – человек находится в лежачем положении с углом наклона тела по отношению к горизонту -6°. Это одна из моделей создания невесомости на Земле. Как раз сегодня 12-й день одного из таких экспериментов, в котором участвуют восемь добровольцев. Смотрим реакцию мышц, костей, жидкостных сред.
На регулярной основе проводятся исследования с использованием модели «сухой» иммерсии, когда человек на несколько суток помещается в специальную ванну, в условия отсутствия опорной нагрузки. Ряд экспериментов связан с психофизиологией.
Через Министерство науки Асгардии я готов предоставить перечень всех проводимых работ, и мы будем рады видеть учёных Космической Нации в качестве участников этих экспериментов – постановщиков и испытателей.
По поводу изоляционного эксперимента с участием супружеских пар. Да, у нас есть мечта провести его, переговоры об этом ведутся. Это эксперимент, опережающий время. И он будет проведён. Но нас ждёт длительный процесс подготовки, в том числе предстоит решить множество тонких юридических и этических проблем. И, конечно, очень хотелось бы сделать эту программу по-настоящему международной. Чтобы участвовали пары из разных стран.