Игорь Рауфович Ашурбейли

«Комсомольская правда»: Космическое государство Асгардия просится в ООН

Жить можно и на Земле, а регистрацию иметь на спутнике. Фото из презентации на тему: «Государство Asgardia»

Корреспондент «КП» записался в граждане нового государства Асгардия.

«Я хочу заявить о двойном гражданстве! Я – гражданин страны Асгардия!» – репетирую я поход в Федеральную миграционную службу. Представляю, как офицер поднимает голову, как бровь его изогнётся:

– А где такая есть?!

– А в космосе!

Интересно, он просто выгонит меня из кабинета или всё-таки вызовет врачей?

Летающий остров по всем юридическим правилам

На самом деле такой диалог вполне возможен где-нибудь через годик. В мае, уверяют меня, документы о признании Асгардии членом ООН будут переданы в Организацию Объединённых Наций.

...О проекте «Асгардия» я впервые услышал на Международном астронавтическом конгрессе, он проходил недавно в австралийской Аделаиде. И первой реакцией у меня была такая же, как у предполагаемого сотрудника ФМС: что за шутки?! А потом я прочёл, что глава Асгардии сам Игорь Ашурбейли, и как-то сразу шутить на эту тему расхотелось. Я как-то встречался с Игорем Рауфовичем в Москве. С 2001 по 2011 год он возглавлял одно из самых мощных и продвинутых российских оборонных предприятий – научно-производственное объединение «Алмаз». Тогда в нём были созданы современные модификации зенитных ракетных систем С-300 «Фаворит», разработаны и поставлены в армию С-400 «Триумф», начались разработки С-500. В общем, вряд ли этот человек склонен к розыгрышам и мистификациям. Тогда в чём дело-то?

И я раскрыл уши.

Отец-основатель нового государства Игорь Ашурбейли на пресс-конференции в Гонконге
 

– Слово «Асгард» послужило источником вдохновения для нас потому, что в древние времена в скандинавской мифологии так назывался летающий город, некая обетованная земля, – объясняет мне Лена Де Винне, один из руководителей некоммерческой организации «Асгардия». Лена – жена бельгийского космонавта Франка Де Винне, но она очень не любит, когда о ней говорят только как о жене. Она сама серьёзный космический деятель, 15 лет проработала в Европейском космическом агентстве.

Как я понял, идея создать некое государство за пределами Земли, в космосе, появилась несколько лет назад. Выяснилось, что с точки зрения международного права нет никаких препятствий для того, чтобы создать не мифическую страну, а вполне реальную.

– Чтобы стать членом Объединённых Наций, нужно соблюсти формальные условия, – объясняет Лена. – У страны должна быть территория, конституция, граждане и правительство.

– Территория... Остров Лапута, – не могу я сдержать иронии.

Лена смотрит на меня очень серьёзно:

– В ноябре мы запускаем наноспутник. Вот и территория.

– Ага, и все на нём поселимся!

– Слушайте, – не выдерживает Лена. – Вот вы гражданин России, я гражданка Нидерландов, а постоянно живу в Германии. Мы сейчас не находимся на территории своих стран. Это не запрещено никаким законом!

В общем, спутник «Асгардия» будет зарегистрирован как территория страны.

– А Конституция?

– Она уже существует. Её разработали несколько международных групп юристов, которые консультировались между собой. Есть такая группа в России, в Австрии. В Канаде это школа космического права Университета Макгилла. Документ был выставлен на голосование на сайте. 101 500 человек, которые подали заявки на вступление в Асгардию, за неё проголосовали. В марте будет избран парламент.

Флаг Асгардии
 

– То есть у ООН нет формальных причин, чтобы отказать Вашей заявке?

– Никаких. Документы составляли ведущие юристы-международники.

Паспорт асгардийца

– Когда Асгардия будет зарегистрирована как страна, те, кто записались на сайте, получат право получить идентификационную карту и паспорт, – горячо объясняет Лена. – Мы работаем над тем, чтобы другие страны нас признали. Собственно, так в 40-е годы начинало Государство Израиль. Сначала оно было образовано, а потом вело переговоры о признании членами мирового сообщества.

– Но всё-таки одно дело, когда ты представляешь страну, которую можно показать на карте. Другое дело, когда твоя страна болтается в космосе и площадь у неё 10 на 10 сантиметров.

– А где находится Буркина-Фасо? – реагирует Лена. – Вы её даже на карте не сразу найдёте.

– А паспорт зачем нужен? В 90-е годы в ларьках в Одессе продавали паспорт гражданина Одессы. Вклеил фотографию – и ты гражданин.

– Например, ездить в другие страны, осуществлять финансовую деятельность, бизнес вести. У нас будут представительства на всех шести континентах планеты.

Герб Асгардии
 

Космические стартапы

– Ладно, - соглашаюсь я. – Идея красивая и с юридической точки зрения, видимо, безупречная. Но, господи, зачем мне нужно становиться гражданином этой страны?

– Есть несколько причин. Одна – философская. Сегодня есть много земных проблем. Не всегда их удаётся решить. А вот если посмотреть на них отстранённо, из космоса, может быть, станет понятно, что эти проблемы разрешимы! Земля – это то общее, что нас объединяет.

– А второй?

– Она в том, что Асгардия – страна инноваций. Условия, которые мы планируем здесь создать, будут выгодны для стартапов, которые занимаются космическими технологиями.

– Так есть венчурные фонды!

– Во-первых, такие фонды становятся собственниками или совладельцами стартапов. А мы этого делать не будем. Во-вторых, ориентированных на космонавтику венчурных капиталистов в Европе и в России, по сути, нет. Мы так много лет занимаемся космическими проектами, что способны помочь таким стартапам на самом раннем этапе развития.

У нас будет своя банковская система, криптовалюта. Налоги будут организованы так, чтобы тем, кто займётся космическими проектами, это было выгодно.

– Ага, офшор такой?

– В некотором роде. Понимаете, есть несколько стран, которые владеют космическими технологиями. Но есть немало государств, которые тоже в той или иной степени хотели бы приобщиться к космосу. Мы хотим, чтобы Асгардия была точкой кипения космических технологий.

– А сейчас кто проект финансово поддерживает?

– Сейчас Асгардия развивается на инвестиции Игоря Ашурбейли, он учёный и предприниматель. Есть фонд для пожертвований. И средства поступают, но мы их не тратим – они будут вкладываться в космические проекты граждан.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мы ещё долго говорили с Леной и её коллегами. И чем больше я узнавал подробностей, тем больший смысл видел в сумасбродной поначалу, но элегантной, как шахматный этюд, юридической комбинации.

А что? Стать гражданином космической страны – по крайней мере это красиво. В общем, на следующий день я зашёл на сайт Асгардии и записался в её граждане. Вдруг у них получится?

По материалам сайта «Комсомольской правды», Александр Милкус