Впервые в истории космической науки в годовой изоляции одновременно находились четыре женщины. В экипаже SIRIUS-23 было всего двое мужчин. И благодаря Асгардии в научной программе эксперимента особое внимание уделялось именно женскому здоровью.
14 ноября 2024 года, у опечатанного ровно 366 суток назад и только что открытого люка гермообъекта – наземной экспериментальной модели межпланетного корабля, журналисты расспрашивали вышедших «на свободу» испытателей о том, как отразились на них особенности эксперимента. Их интересовало, в чём суть «женского» исследования, часто ли испытатели ругались между собой, чем заканчивались конфликты, как удавалось справляться с нервозностью и так далее.
Испытатель Асгардии врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова охотно отвечала на вопросы.
Лётчик-космонавт, Герой Советского Союза и Герой РФ, Сергей Крикалёв вручает членам экипажа SIRIUS-23 медали имени первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина. 14 ноября 2024 года
– Как на врача экипажа на меня возлагалась немалая ответственность за проведение научных исследований с использованием медицинского оборудования, в том числе я следила за здоровьем экипажа. Когда проходили отбор, все мы были признаны условно здоровыми, но, конечно, у каждого организма есть индивидуальные особенности, которые проявлялись в изоляции, тем более такой длительной.
Как сотрудник Лаборатории физиологии иммунной системы ИМБП я проводила собственные исследования по иммунологии. Очень интересно было анализировать изоляционные условия на предмет наличия аллергенов, выявляя, что здесь особенно влияет на иммунную систему.
Премьер-министр Асгардии Лена Де Винне прикрепляет к форме врача и испытателя Космической Нации Ксении Орловой значок с символом главной научной миссии Асгардии – первым космическим ребёнком
Как резидент Космического Государства Асгардия я участвовала в научных исследованиях по оценке и изучению женского здоровья, в том числе и репродуктивного. В рамках сотрудничества с Асгардией был проведён комплекс иммунологических, микробиологических исследований, исследований, направленных на изучение минерально-костного обмена в организме женщины.
Что касается смешанного гендерного состава экипажа, скажу так: раз мы вышли из гермообъекта целыми и невредимыми, всё прошло успешно! Хотя, на мой взгляд, экипаж 3х3 был бы более гармоничным.
У каждого члена экипажа были свои лайфхаки «как пережить годовую изоляцию». Кто-то спасался творчеством, кто-то работал над научной диссертацией. В целом все находили способы справляться с накалом страстей.
Брифинг для журналистов модерировал главный менеджер Международного научного проекта SIRIUS, парламентарий Асгардии Марк Белаковский. Марк Самуилович – один из аксакалов космической медицины, у которого большой опыт исследований взаимодействия экипажей на орбите и в наземных экспериментах. Он дал свой комментарий в ответ на вопрос о конфликтах, объяснив, что конфликты в таких экспериментах не просто бывают – они необходимы:
– К вопросу о том, «ругались» ли члены экипажа. Если бы они не ругались, то зачем бы нам проводить подобные эксперименты? Ребята ругаются, приспосабливаются друг к другу, находят пути наведения порядка. В том и состоит цель программы психологических исследований. Сегодня в ходе брифинга упоминался наземный изоляционный эксперимент SFINCSS, который проводился на базе нашего института в 1999–2000 годах. Так там не просто ругались – дрались. Основоположник космической медицины академик Олег Георгиевич Газенко сказал тогда нам, постановщикам: «Ребята, не расстраивайтесь, в космосе бывает всякое... Вам надо понять, как преодолевать эти моменты. Для этого и нужны такие эксперименты. Если есть конфликт, значит, нормальные люди должны находить разумные выходы из него, и мы им можем помочь».
Женщины гораздо реже мужчин бывали на орбите. И в десятках различных наземных экспериментов по исследованию человеческой физиологии и психики под воздействием некоторых факторов космического полёта тоже чаще участвовали мужчины.
Один раз в изоляцию был отправлен «женский» экипаж – во время эксперимента «Луна-2015» девушки провели в замкнутом пространстве девять дней. В последние годы практикуются эксперименты со смешанными гендерными экипажами. Однако статистики, касающейся именно женского здоровья, к настоящему времени собрано недостаточно. Асгардия стремится восполнить этот пробел и тем самым вносит вклад не только в свою главную научную миссию – в будущее рождение первого ребёнка в космосе, но и во всю мировую космическую науку.
– Космическая Нация Асгардия ставит одной из своих целей рождение первого ребенка на околоземной орбите, – комментирует молодой учёный Ксения Орлова. – В рамках нашего годового эксперимента мы активно изучали женский организм, потому что очень много факторов космического полёта негативно влияют на репродуктивную систему. Исследования, в которых мы принимали участие, направлены, в том числе, на разработку микробиологических препаратов для женской микрофлоры, на изучение стрессовых факторов, и, надеюсь, что в дальнейшем будут предприняты следующие шаги на пути к цели Асгардии.
Думаю, что рождение ребёнка в космосе – это вопрос времени. Рано или поздно это ожидает человечество.