Недавний открытый вебинар на канале AsgardiaTV, организованный Министерством науки Асгардии, был посвящён работе, которая проводится учёными и испытателями для подготовки к длительным пилотируемым полётам. В этой работе участвует и Асгардия, недавно осуществившая программу по изучению влияния факторов космического полёта на женский организм в рамках изоляционного эксперимента SIRIUS-21.
Модерировала дискуссию Премьер-министр Асгардии, популяризатор пилотируемой космонавтики Лена Де Винне, а в качестве спикеров выступили министр науки, руководитель космической лаборатории Антверпенского университета профессор Флорис Ваутс и первый испытатель от Асгардии, член экипажа SIRIUS-21, врач Виктория Кириченко.
Лена Де Винне подчеркнула значимость недавно завершившегося 8-месячного изоляционного эксперимента и совместной программы Асгардии и Института медико-биологических проблем РАН для выполнения главной научно-технической миссии Космической Нации – рождения первого ребёнка в космосе.
Космических исследований, касающихся изучения именно женского здоровья, до сих пор проводилось крайне мало, статистических данных накоплено недостаточно. Между тем из-за разницы в физиологии мужской и женский организмы могут по-разному проявлять себя в космических условиях, соответственно, для них требуется разработка разных методов профилактики и адаптации. Поскольку человечество намерено осваивать дальний космос, важен каждый вклад в эту область.
Флорис Ваутс привёл в качестве примера наблюдения учёных из НАСА. Сделав себе укол в ягодичную мышцу здесь, на Земле, человек двигается, поэтому введённая жидкость быстро рассасывается. А в космосе такое движение невозможно, и на месте укола долгое время остаётся вздутие. Причём если у женщин этот пузырь не двигается, то у мужчин мигрирует по телу. Связано это с различным распределением жира у мужчин и у женщин и другими физиологическими отличиями.
Профессор Ваутс передал слово Виктории Кириченко, отметив её роль в эксперименте SIRIUS-21, где она была одновременно исследователем и объектом исследований.
Вкратце рассказав о своих впечатлениях от длительной изоляции и работы в замкнутом пространстве гермоблока опытной станции ИМПБ, Виктория добавила, что эксперимент ещё не закончен – некоторые исследования продолжаются несколько недель после окончания изоляции. Результаты будут опубликованы не ранее чем в конце года, в том числе и результаты по трём исследованиям Асгардии, поставившей задачу оценить иммунологический и биологический статус, а также минерально-костный обмен в организме женщины под воздействием изоляции. Изоляция входит в топ-3 факторов риска в космическом полёте: радиация, невесомость, изоляция.
Лена Де Винне упомянула о невесомости как об одной из проблем, на которой сосредоточена Космическая Нация, готовясь к реализации своей главной миссии. Разработка технологии искусственной гравитации входит в основные научно-технические задачи Асгардии наряду с созданием защиты от космического излучения и исследованиями в области космической эмбриологии. Эксперимент SIRIUS-21 включал в себя моделирование гравитации на Луне, составляющей, как известно, одну шестую от земной.
«1/6 g – это немного больше, чем полное отсутствие гравитации, но недостаточно для человека, – отметил Флорис Ваутс. – И это серьёзное препятствие для освоения Луны. Человек начинает крениться на бок, может упасть, не заметив этого, встать удаётся с большим трудом, что подтвердили уже состоявшиеся реальные прогулки по Луне».
Влияние невесомости на организм человека уже много лет в центре внимания космической медицины. Среди последствий пребывания в космосе – потеря костной массы и атрофия мышц. При ходьбе по Земле кости сжимаются, во время сжатия образуется новая костная масса. В космосе этого не происходит. Сейчас в качестве профилактики космонавты на МКС используют занятия на беговой дорожке, силовые упражнения. Но исследования продолжаются.
Поскольку SIRIUS-21 имитировал условия космического полёта, фитнес был частью повседневного расписания экипажа. Около двух часов в день отводилось на упражнения с использованием пассивных и активных беговых дорожек и другого оборудования.
Виктория Кириченко в эксперименте с сухой иммерсией
Виктория рассказала о своём опыте исследователя. Её «послужной» список испытателя включает не только изоляционный эксперимент, но и эксперимент с сухой иммерсией – погружением, имитирующим невесомость на Земле.
Мечта Виктории – опробовать центрифугу короткого радиуса в Институте медико-биологических проблем и «параболический» полёт, во время которого самолёт совершает крутой подъём, а затем резко уходит вниз, сначала создавая на 20 секунд гравитацию 2g, а затем, на те же 20 секунд, состояние невесомости. Пилотов, чтобы они сохраняли контроль над полётом, привязывают к креслу, а их руки – к штурвалу.
Лена Де Винне когда-то была кандидатом на участие в параболическом полёте. Она вспомнила интересную деталь: до посадки в самолёт каждый должен подписать немалое количество бумаг, на время от взлёта до посадки страховка жизни становится недействительной, требуется дополнительная медицинская страховка. Настолько велики риски. И это лишь маленький штрих к общей картине опасности, связанной с космосом и работой испытателей.
Как мало мы, обычные люди, знаем об этом, – сказала Лена Де Винне. – И хотя космическая индустрия придерживается очень строгих стандартов и норм безопасности, полёты человека в космос всё ещё остаются тестовыми, а не регулярными. Нам необходимо помнить об этом. Все, кто проводит космические исследования, в самом космосе или на Земле, с каждым шагом расширяют границы возможного.
Лаборатория министра науки Асгардии Флориса Ваутса вносит свой вклад в это великое дело. Она специализируется на изучении влияния факторов космического полёта на человеческий мозг. Накоплен большой объём данных, но их всё ещё нельзя назвать исчерпывающими. Самая большая проблема, по словам профессора Ваутса, заключается в том, что нулевое g меняет распределение жидкостей в организме, нарушается «круговорот» спинномозговой жидкости, которая сжимает и толкает мозговые полушария. К счастью, как свидетельствует практика, астронавты к этому приспосабливаются.
Участники вебинара ответили на вопросы резидентов Асгардии, которые задавались в чате прямого эфира. В завершение встречи Лена Де Винне поблагодарила Викторию Кириченко за то, что, оказавшись в изоляции, она регулярно предоставляла свои дневниковые записи, благодаря которым асгардианцы могли следить за ходом эксперимента, за её открытость и готовность делиться эмоциями и испытательским опытом.