Испытатель Асгардии врач Ксения Орлова уже два месяца осуществляет научные исследования в изоляции вместе с другими членами экипажа SIRIUS-23. Особенность этого проекта в том, что добровольцы выступают и как учёные-исследователи, и как испытатели, то есть становятся объектами экспериментов. В Наземном экспериментальном комплексе ИМБП прошли первые два месяца годовой изоляции.
Иммунология
Ксения приступила к иммунологическим исследованиям. Сама проводит общие анализы крови.
«Данная методика в изоляции реализуется впервые, с дальнейшей перспективой адаптации к условиям на космической станции, – рассказала Ксения. – Анализ крови сразу после взятия – ценное исследование, так как показатели будут более точными, чем через несколько часов, когда они окажутся в лаборатории. На клетки крови может повлиять даже неправильная температура при транспортировке. На фотографии я подношу пробирку с венозной кровью к геманализатору, с помощью которого и происходит считывание данных».
Напомним, что оценка иммунологического статуса женского организма входит в программу Асгардии по изучению женского здоровья под воздействием изоляции.
Мозг под воздействием изоляции
Электроэнцефалографию (ЭЭГ) многие путают с ЭКГ (электрокардиографией). Принцип регистрации биоэлектрических сигналов похож, но ЭЭГ фиксирует их с поверхности кожи головы.
Исследование в рамках проекта SIRIUS-23 направлено на изучение функционального состояния мозга человека, находящегося в непривычной среде обитания. Например: усталость, утомление, гиподинамия (недостаточная подвижность). Для этого записи ЭЭГ были произведены дважды до начала изоляции и проводятся раз в неделю во время эксперимента, а также будут записаны дважды после его завершения. Таким образом, можно будет определить, возвращается ли функциональное состояние испытателей к фоновым данным.
В данном исследовании используется «сухая» электродная система. Испытателям необходимо только смочить поверхность кожи головы водой для улучшения отображения и регистрации биоэлектрических показателей. Аналогичная система применяется в космическом эксперименте «Пилот-Т» на борту МКС.
«В шапочках с электродами, по данной методике, мы проводим примерно 10 минут, – сообщает из изоляции Ксения. – Из сложностей: непростой этап подготовки. Очень много проводов и электродов (в том числе и три – ЭКГ, для регистрации сердечных показателей), которые должны все подключиться одинаково хорошо. Когда заполняется пространство между электродом и кожей головы, мы сверяемся по схеме подэлектродного сопротивления на экране монитора.
Если регистрация сигнала недостаточная, на мониторе и на самой шапочке горит красный индикатор над электродом. Жёлтый – допустимое значение, но желательно добиться зелёного цвета, путём добавления дополнительного количества воды. Поэтому на плечах испытуемого лежит полотенце. У кого волосы короткие, может полностью справиться самостоятельно. Но девушкам с длинными волосами назначен в помощь ассистент».
Питание как в космосе
В телеграм-канале «Доктор Орлова – Асгардия – SIRIUS-23» пользователи активно интересуются питанием наземных космонавтов. Так вот, меню экипажа составлено заранее с участием коллег из Института питания. Они сделали цикличное меню на две недели.
Рацион разработан по методическим рекомендациям «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах» 2021 г. и соответствует согласованным российско-американским нормам в энергии и пищевых веществах, на основании которых формируется питание для экипажей МКС. Содержание БЖУ – 12-15%, 30-35%, 50-55% от общей калорийности рациона.
«Сублимированная пища действительно отличается от привычных продуктов. Особенно непривычны молочные продукты: молоко, простокваша, сыр плавленный, масло в виде хлопьев или порошка, которые нужно заливать водой и фактически взбивать для получения однородной массы. Но блендера у нас нет, поэтому Юра и Рустам ответственно взялись взбивать эти продукты в чашках ложкой. Как и в космосе, у нас достаточно много консервированных продуктов. Отвечая на вопрос: шоколад у нас всё-таки есть, но в единственном варианте – классическая и всем знакомая «Алёнка» пятнадцатиграммовая, такая порция допустима к употреблению один раз в день. Пока предпочтение единогласно отдаём мясным консервам».
Есть ли физическая активность в изоляции?
И как удаётся не набрать вес? Эти вопросы также очень волнуют подписчиков канала испытателя Асгардии. Отвечают специалисты Института медико-биологических проблем РАН.
В проекте SIRIUS-23 реализуется специальная программа тренировок, которая в будущем поможет космонавтам сохранять физическую работоспособность в сверхдальних космических полётах.
Это отработка персонализированных режимов физических нагрузок с помощью регулярных занятий на беговой дорожке и на велоэргометре. Цель – выявить вид, оптимальное время и интенсивность нагрузок. Причём схемы тренировок разрабатываются с учётом индивидуальных особенностей организма каждого конкретного человека.