Десять дней назад начался изоляционный эксперимент SIRIUS-21, в котором участвует член экипажа от Асгардии.
6 членов экипажа будут находиться в изоляции 240 суток здесь, на Земле, чтобы получить опыт, который поможет человечеству в организации дальних космических полётов.
Врач экипажа Виктория Кириченко отвечает, в том числе, за совместную программу исследований Асгардии и ИМБП по влиянию факторов космического полёта на женский организм. Это одно из ключевых направлений научной деятельности Асгардии для достижения её основной миссии – рождения первого человеческого ребёнка в космосе.
Перед началом эксперимента резидент Асгардии, младший научный сотрудник отдела оперативного управления медицинским обеспечением космических полётов ГНЦ РФ, сосудистый хирург Виктория Кириченко рассказала нам о том, как и когда у неё возник интерес к космической науке, как она стала членом экипажа SIRIUS-21 и об исследованиях, в которых она участвует.
– Всё началось с того, что я наблюдала запуски в перерывах на дежурствах вместе со своими коллегами. Затем стала следить за развитием космической отрасли. В итоге я заинтересовалась влиянием космического полёта на организм человека. Узнала, что именно в ИМБП изучают вопросы авиационно-космической медицины. И поэтому я оказалась здесь. Сейчас я работаю в отделе оперативного управления медицинского обеспечения космических полётов, езжу на старты и посадки, принимаю участие в экспериментах, имитирующих воздействие факторов космической среды.
Я пришла в Институт медико-биологических проблем в тот момент, когда начался 120-суточный эксперимент SIRIUS-19. Именно в это время я познакомилась со спецификой эксперимента, с его научной программой, методиками и с участниками. То есть знакомство с отраслью началось на этом проекте, что представляет для меня большую ценность.
Будучи дежурным врачом эксперимента SIRIUS-19, наблюдая за его экипажем, я поняла, что мне хочется принять участие в 8-месячном изоляционном эксперименте, оставалось только ждать объявления набора в новый проект.
Участник проекта SIRIUS-21 должен быть мотивирован, профессионально пригоден и практически здоров. Что соответствует основным требованиям отбора в отряд космонавтов. Подход к отбору претендентов в отряд космонавтов и в изоляционный эксперимент несколько схожи. Во-первых, оценивают профессиональные качества претендентов, необходимо пройти психологический отбор, тщательный медицинский отбор, получить заключение врачебно-экспертной комиссии. Как и прочие претенденты, после подачи заявки я прошла собеседование и строгую медицинскую комиссию. Сдала экзамен на знание английского языка.
Это большой международный уникальный эксперимент. Не каждый день и не каждому выпадает шанс принять участие в подобном. Поэтому сам факт участия для меня безумно важен. Это возможность привнести свой вклад в развитие космической науки. Полученные данные помогут нивелировать риски длительных космических полётов. Более того, ещё недавно мы все оказались в сложных условиях изоляции. Возможно, данные, полученные во время этого эксперимента, помогут лучше разобраться в вопросе влияния депривации на человека. Мне, безусловно, интересно испытать влияние длительной изоляции на себе.
Каждый наш день чётко распланирован в соответствии с научной программой эксперимента. Это означает, что мы живём и работаем строго по циклограмме: подъём в отведённое время, проведение научных методик, время на приём пищи, вечером немного личного времени на отдых.
Запланированы нештатные ситуации, но их сценарий и время членам экипажа неизвестны. Знаю лишь, что будет тренировка по медицинской тематике, точно будут операционно-технические нештатные ситуации (перебой кабеля, отказ системы).
В этом проекте большое количество уникальных методик, связанных с виртуальной реальностью: виртуальная стыковка с МКС, космическим кораблём и лунной станцией; выход на виртуальную лунную поверхность; виртуальная психологическая поддержка членов экипажа.
Виктория Кириченко также является одним из исполнителей космического эксперимента «Альгометрия» – комплексного исследования изменений порога болевой чувствительности в длительном космическом полёте. И она испытала Альгометр на себе.
– Мы ещё не так много знаем о боли в рамках земной медицины, – говорит она. – У нас есть предварительные данные относительно изменения порога болевой чувствительности в сторону его увеличения, и требуется дальнейшее изучение этого вопроса. Например, предстоит выяснить, какие именно из факторов занимают ведущую роль в этом процессе.
Сейчас Виктория Кириченко, врач экипажа SIRIUS-21, ответственна за выполнение совместной программы Асгардии и Института медико-биологических проблем по исследованию воздействия факторов космического полёта, к которым относится и длительная изоляция, на женский организм.
Объектом исследования в этих экспериментах является, в том числе, и сама Виктория.
– В настоящее время не так много женщин побывали в космосе. И, безусловно, для научной среды изучение женского организма представляет большой интерес. Всё чаще женщины становятся испытателями в экспериментах с имитацией условий космической среды. SIRIUS – один из таких проектов. В этом проекте подробно изучается влияние длительной изоляции в герметичном объекте – это именно те условия, в которых окажутся покорители дальнего космоса.
С 4 ноября 2021 года члены экипажа SIRIUS-21 находятся в изоляции. Каждый из них ведёт дневник. Мы открываем новую рубрику, где регулярно будем публиковать записи Виктории Кириченко.
Первая страница дневника асгардианского исследователя от 11 ноября 2021 года
«В делах и заботах время мчится с катастрофической скоростью – вот уже нас настиг 7 день лунной миссии. Всю неделю в промежутках между научными методиками обживаем наш корабль, делаем пространство уютным и удобным для жизни. На удивление, это пространство не кажется маленьким и тесным, места достаточно для всех нас. При необходимости всегда можно уединиться.
Сублимированная пища оказалась съедобной. Хотя частенько еда имеет схожие вкусовые качества, но гастрономических красок добавляет питание, специально разработанное для проекта SIRIUS. Например, мы все влюблены в витаминный салат из свёклы, кабачковую икру и икру из тыквы. В общем, еды достаточно, но без излишеств. Готовим ягодные компоты из сублимированных ягод, десерты из подручных продуктов (сублимированных ягод и не менее сублимированного творога).
Вес, в отличие от времени, стоит на своём привычном месте, а тренировки ещё под запретом, поэтому следующие несколько недель мы будем изнывать от гиподинамии. Живём дружно, учим языки, в свободное время смотрим фильмы и играем в настольные игры. Уж очень любопытно, что будет дальше».
Помимо своего основного дела – медицины, космический хирург увлечена живописью и музыкой. Она взяла с собой в изоляцию акварель и карандаши. Виктория убеждена, что арт-терапия необходима в условиях длительного космического полёта и планирует совместные сеансы с экипажем SIRIUS-21. У Виктории есть друг, который ждёт и поддерживает её. Они будут общаться на протяжении всей изоляции.