В этот день святую Елисавету будут вспоминать во всех православных храмах мира. Поминальная служба пройдёт в храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе, ктитором которого является Игорь Ашурбейли.
В своих молитвах прихожане храма просят заступничества у святой Елисаветы, вспоможения в лечении недугов и укреплении духа. И после своей мученической смерти Елисавета Феодоровна, самая великая благотворительница своего времени, настоятельница первой обители сестёр милосердия в Москве, продолжает творить добро.
Детство и юность будущего Белого ангела Москвы
Елисавета Феодоровна, урождённая принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, была внучкой королевы Виктории. От бабушки ей передались сильный характер и практичный подход к делу, мужество и романтизм.
Гессенское княжество было не самым богатым в Германии, поэтому в детстве Элла (как называли Елисавету Феодоровну в семье) и её сёстры ели самую простую пищу и носили совсем не королевские наряды. Маленькие принцессы сами убирали свои комнаты, топили камин, помогали на кухне. Любовь и сострадание, потребность оказать помощь ближним стали частью натуры принцессы. Так её воспитали родители.
После смерти матери принцесса Элла и её сестра Алиса (будущая российская Императрица Александра Фёдоровна) воспитывались у венценосной бабушки, поэтому получили лучшее европейское образование и были знакомы со многими знатными и влиятельными людьми.
Портрет Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Г. С. Мендельсон, 1888 г. Фотография. Государственный музей-усадьба «Архангельское», с автографом «Елисавета»
Элла считалась первой красавицей Европы, на её руку было немало претендентов. Но девушка согласилась выйти замуж за дядю российского Императора Николая II Великого князя Сергея Александровича Романова. Венчание прошло по православному и лютеранскому обряду. Переход в православие был обязателен только для жены наследника престола, и Елисавета Феодоровна могла остаться лютеранкой, но сделала осознанный выбор в пользу религии своей новой родины.
В 1888 году Елисавета Феодоровна впервые побывала на Святой Земле, на освящении храма Марии Магдалины, построенного на склоне Елеонской горы. Красота и благодать этого места потрясли Великую княгиню настолько, что она пожелала быть похороненной здесь.
После паломничества по библейским местам Елисавета Феодоровна приняла решение принять православие. «Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии… Я всё время думала, и читала, и молилась Богу – указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином», – написала она в письме своему отцу.
Новая жизнь
После гибели мужа Великого князя Сергея Александровича Елисавета Феодоровна продала свои личные украшения и на вырученные деньги организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В письме к подруге Великая княгиня писала: «...люди, страдающие от нищеты и испытывающие всё чаще и чаще физические и моральные страдания, должны получать хотя бы немного христианской любви и милосердия – это меня всегда волновало, а теперь стало целью моей жизни…».
Великая княгиня Елисавета Феодоровна (сидит в центре), слева от неё – сестра княгини Виктория Гессен-Дармштадтская, справа – Императрица Александра Феодоровна. Фото: romanovempire.org
Белые сёстры учились на курсах у лучших врачей города, сестринский уход преподавала сама Елизавета Фёдоровна, она же принимала экзамен. Сёстры не только ухаживали за больными, но и вели большую социальную работу: устраивали детей в приюты, помогали найти работу, оплачивали учебные курсы.
Настоятельница Марфо-Мариинской обители заботилась не только о физическом здоровье подопечных, но и о духовном развитии. При обители были созданы библиотека, открыта школа для взрослых.
Елисавета Феодоровна никогда не отказывала в помощи нуждающимся. Сама делала перевязки тяжелобольным, ассистировала при сложных операциях, дважды в неделю приезжала в дом, где жили неизлечимо больные туберкулёзом женщины, ухаживала за ними, беседовала. Благодарные пациентки обнимали своего Ангела, и Великая княгиня ни разу не уклонилась от их объятий, несмотря на риск заразиться.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна (53 года). Фото: wikipedia.org
Алапаевская голгофа
После революции Елисавета Феодоровна не пыталась покинуть Россию, хотя у неё была такая возможность. Её арестовали 7 мая 1918 года и вместе с другими членами семьи Романовых переправили в Пермь, потом в Екатеринбург и Алапаевск. В ночь на 18 июля 1918 года Великая княгиня Елисавета Феодоровна и ещё семь человек были сброшены в шахту живыми. Люди были обречены на мучительную смерть от ран и жажды.
В октябре белогвардейцы захватили Урал и из заброшенной шахты достали останки погибших барона Ф. М. Ремеза, инокини Варвары (келейницы Елисаветы Феодоровны), князя В. П. Палея, Великого князя Сергея Михайловича, князей императорской крови Константина Константиновича, Игоря Константиновича и Иоанна Константиновича и Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Алапаевских мучеников сперва захоронили в склепе Свято-Троицкого храма. Вход замуровали. Но с приближением большевиков было решено переправить тела в Читу, а потом и вовсе вывезти за границу. В последний путь их сопровождал игумен Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии Серафим, хорошо знавший Великую княгиню при её жизни.
Убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с нею (клеймо иконы Собора святых новомучеников и исповедников российских)
17 ноября 1920 года останки Великой княгини Елисаветы Феодоровны и её верной спутницы и помощницы Варвары были отправлены из Пекина в Тяньцзинь, оттуда пароходом – в Шанхай и далее к месту последнего упокоения – храм Марии Магдалины в Гефсимании, где хотела быть похороненной Елисавета.
В 1992 году инокиня Варвара и Великая княгиня Елисавета Феодоровна были канонизированы.
По скорбному пути
В дни памяти алапаевских мучеников от храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе по скорбному пути святой Елисаветы Феодоровны (от места её мученической смерти к месту захоронения) несколько лет подряд отправлялась паломническая группа. Первое паломничество состоялось в 2013 году. Оно, так же, как и все последующие, было организовано по идее и на средства Игоря Ашурбейли и благословлено Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В Оргкомитет паломничества также вошли Сергей Степашин, Председатель ИППО, владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский; Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский.
С 2013 года состоялось семь паломнических поездок (шесть – по скорбному посмертному пути и ещё одно паломничество к месту рождения Елисаветы Феодоровны в Дармштадт).
Рака с мощами святой Елисаветы в церкви Марии Магдалины. Фото: wikipedia.org
100-летие со дня гибели Романовых
Скорбная дата – столетие трагической гибели Царской семьи Романовых – в 2018 году отмечалась во всём мире. В Израиле центром памятных мероприятий стало Сергиевское подворье в Иерусалиме, развитием которого занимается Совет ИППО в Израиле под председательством Игоря Ашурбейли.
20 июля 2018 года на Сергиевском подворье в Иерусалиме состоялся приём по случаю 100-летия со дня трагической гибели Царской семьи Романовых. В поминальных мероприятиях приняли участие представители Посольства РФ в Израиле, представители государственной власти Израиля, общественные и культурные деятели двух стран.
Благотворительность
Община Обители святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе продолжает традиции благотворительности, заложенные святой покровительницей, помогает пациентам местных больниц, многодетным семьям.
Обитель святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
Любой нуждающийся может найти утешение в стенах храма, построенного несколько лет назад на фундаменте старинной церкви.
У частиц мощей святой Елисаветы и святой Варвары регулярно совершаются молебны с акафистом небесной покровительнице. Святыням, привезённым в храм его ктитором Игорем Ашурбейли, приезжают поклониться сотни верующих.