11 октября (по новому стилю) 1918 года, спустя почти три месяца после варварского убийства Алапаевских мучеников, тела Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой и её келейницы инокини Варвары были извлечены из заброшенной шахты под Алапаевском, куда подвижницы были заживо сброшены большевиками.
Расследование убийства под Алапаевском восьми человек – представителей Дома Романовых и их приближённых началось сразу, как город был занят Белой Армией в сентябре 1918 года. Уже 7 октября было обнаружено место убийства – заброшенная шахта, на тот момент заполненная водой и почти доверху забитая деревянным хламом. Расчистка шахты длилась несколько дней.
Убиение преподобномученицы Елисаветы и иже с нею (клеймо иконы Собора святых новомучеников и исповедников российских)
Тело Великой княгини Елисаветы Фёдоровны поднято на поверхность 11 октября. По свидетельствам очевидцев, оно почти не было тронуто тлением. Пальцы правой руки Великой княгини было сложены для крестного знамения. На груди была найдена икона Спасителя с надписью на обороте: «Вербная Суббота 13 апреля 1891 года». Этот день был днём её Крещения.
Все 8 извлечённых из шахты тел были временно захоронены в Алапаевске, а потом, с наступлением на Урал Красной Армии, вывезены из России.
Рака с мощами святой Елисаветы в церкви Марии Магдалины. Фото: wikipedia.org
Великая княгиня Елисавета Феодоровна и её верная спутница инокиня Варвара проделали долгий посмертный путь, прежде чем упокоиться в кущах Гефсимании – в храме равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. Этот путь стал основой паломнического маршрута, организованного Игорем Ашурбейли по благословению Патриарха Московского и всея Руси.
Обитель святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
Игорь Ашурбейли в течение многих лет занимается увековечением памяти Елисаветы Феодоровны Романовой в России и других странах. В частности, на его средства восстановлено Патриаршее подворье, храм Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе в Москве, он также содействовал строительству храма в Алапаевске, освящённого в честь Елисаветы Феодоровны.
Выступая во время Елисаветинских дней в Дармштадте в ноябре 2014 года, на конференции, приуроченной к 150-летию со дня рождения Великой княгини, Игорь Ашурбейли обратился ко всем, кому дорога её память, напомнив, что она хотела быть похороненной в России. Он привёл строки из духовного завещания Елисаветы Феодоровны:
«Прошу меня похоронить в склепе под ныне построенной мною церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в моём владении на Большой Ордынке в Москве при моей Обители милосердия на месте, указанном мною для настоятельницы обители, опустив мой гроб в самый низ, в землю… В случае, если же умру за границей или вне Москвы, прошу положить в гроб, закрыть его совсем, перевезти в Москву и похоронить (не открывая гроба) там, где мною выше сего указано».
В Обители святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
Последняя воля святой Елисаветы в настоящее время не исполнена. Однако благодаря Игорю Ашурбейли в Москве постоянно находятся частицы её мощей и частицы мощей святой Варвары. Святыням можно поклониться в храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе. В Обители святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе также находятся другие святыни, в том числе частица Животворящего Годеновского Креста, а также единственное в России собрание частиц мощей всех Двенадцати Апостолов, привезённое Игорем Ашурбейли из Ватикана.