Открыть PDF
Злая воля и разум истории
В наши дни преобладает то восприятие жизни, которое видит источник всего совершающегося в дурной воле людей и людских групп. Так, например, причины войны ищут в злой воле германского народа. Неудачи на войне объясняют исключительно злой волей людей, стоящих у власти.
Продовольственный кризис и нужду приписывают исключительно злой воле того или иного класса. Часто приходится слышать, что в нашей стране внутренние непорядки потому, что всюду играют роль нечестные люди, что властвуют разлагающиеся слои общества. Организованное же добро не противостоит всем этим злым волям. Так нарождаются пессимизм и уныние. Нет никаких реальных человеческих надежд на выход из ужасного положения.
Всё начинает представляться хаотической бессмыслицей. Мировая жизнь – игралище злых человеческих страстей, корысти и низости.
Россия – куча мусора, в которой 1916 год. Церковь в Вердене после бомбардировки. Голова святого, отбитая снарядом от карниза, силой взрыва была вдавлена в стену и, как писал журнал «Нива», «увековечена смельчаком-фотографом, решившимся проникнуть в Верден», – добро не противостоит всем этим злым волям.
Так нарождаются пессимизм и уныние. Нет никаких реальных человеческих надежд на выход из ужасного положения.
Всё начинает представляться хаотической бессмыслицей. Мировая жизнь – игралище злых человеческих страстей, корысти и низости.
1916 год. Церковь в Вердене после бомбардировки. Голова святого, отбитая снарядом от карниза, силой взрыва была вдавлена в стену и, как писал журнал «Нива», «увековечена смельчаком-фотографом, решившимся проникнуть в Верден»
Россия – куча мусора, в которой нельзя найти ничего ценного и осмысленного. Для такого отношения к жизни характерно не то, что война воспринимается как зло. Важно то, что отрицается всякая связь войны с глубочайшими основами жизни современного человека, отвергается символический смысл войны, указующий на что-то внутреннее в жизни человечества.
Но возможно другое отношение к жизни. Можно увидеть глубокий смысл мировой войны, глубокие её основания, несоизмеримые со злой волей правительств или господствующих классов. Война происходит не только в окопах – она начинается в нас и продолжается в нас, и всё, происходящее сейчас на поверхности земли, есть война.
Таким же более глубоким, более верующим взглядом можно смотреть и на внутреннюю жизнь страны. В ней действуют не только злая воля и людское безумие, но и объективный разум истории, и во всём совершающемся можно увидеть объективный смысл. И многие исторические достижения неизбежны в силу объективной разумной необходимости.
Самые безумные и самые злые человеческие страсти не могут превратить Россию в бездушную кучу разлагающейся материи. Есть душа России и есть разум русской истории, русской исторической судьбы. Только верующее, духовно просветлённое отношение может увидеть эту душу и этот разум.
Зло не в том только, что общественные классы корыстны. Необходимо углубить наше отношение к жизни и ко всему происходящему сейчас с миром. Само торжество зла в мире не бессмысленно и что-то глубокое означает. За подавляющим нас внешним злом скрыт смысл исторических свершений.
Разум истории в смысле всего совершающегося ускользает от взгляда, который видит лишь шелуху жизни, а не внутреннее её зерно.
И многое в жизни человечества есть лишь оболочка, дающая впечатление окончательной бессмыслицы. Но необходимо проникать вглубь. И тогда откроется смысл в посланных нам тяжёлых испытаниях, внутренняя значительность в этих испытаниях.
И их пережить нужно с верой в торжество мирового Смысла. Нужно пережить испытания с внутренним достоинством, не допускать того, чтобы жизнь выбросила нас на поверхность, где закрывается всякий смысл вещей.
Есть большие основания для пессимизма, и известная доля пессимизма, может быть, даже необходима нам. Слащавый оптимизм противен и не имеет оправданий. Но пессимизм легко может у нас перейти в уныние, безнадёжность и отчаяние.
Всегда найдётся достаточное количество фактов для оправданий такого пониженного чувства жизни.
Но слишком забывают, что в истории действуют силы более великие, в последнем смысле более реальные, чем дурные правительства, чем корысть буржуазных классов, чем интриги правых и левых. Всё это лишь накипь истории, отбросы внутреннего недуга человечества.
А под накипью, в глубоком слое жизни, совершается что-то значительное, осуществляется смысл, торжествует сложными, мучительными, часто незримыми путями разум истории. Кроме сил, выявленных и выброшенных наружу, в России есть ещё огромные потенциальные, глубинные силы.
И необходимо вникать вглубь жизни, опираться на глубинные движения жизни, обратиться к духу истории. Это не только не снимает ответственности с человеческой воли, но налагает ответственность ещё большую, призывает к раскрытию потенциальных человеческих сил.
И мы станем активными творцами нашей жизни, когда до конца ощутим, что с нами и за нас разум истории, её внутренние духовные потенции, то есть силы безмерно большие, чем поверхностное зло жизни.
Николай Бердяев
«Биржевые ведомости»,
16 декабря 1915 г.
Ещё в главе «Земля - человек - небо»:
Злая воля и разум истории
Чёрный ворон, что ты вьёшься... Год 1914-й глазами православного священника
Во время бедствия и при нападении врагов. Псалом 90
Наказ воину Христову и Государеву. Документ неизвестной войны
DRANG NACH... РОССИЯ. Из секретной докладной записки германского Генерального штаба. 1913 год
ВПЕРЁД НА... DEUTSCHLAND. Из мыслей философа – Фёдора СТЕПУНА, очевидца и участника войны