Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №8(51) 1995 год

Жажда вернуться домой

Художник О. Рамодин
Художник О. Рамодин

Николай Владимирович Стефа́нович – поэт, переводчик. Родился в 1911 году в Варшаве, в 20-е годы учился на Высших литературных курсах в Москве. Его стихи высоко ценили Борис Пастернак и Георгий Чулков.

Окончить курсы ему, к сожалению, не удалось – они были закрыты, вернее сказать, разогнаны. В 1934 году Николай Стефанович поступил в училище при Вахтанговском театре и по окончании его был принят в труппу. В июле 1941 года во время дежурства на крыше театра попал под бомбёжку, был чудом спасён из-под развалин, но стал инвалидом и не мог больше играть на сцене. Эвакуировался в Пермь.

В эвакуации много и плодотворно работал. Вернувшись в Москву, по рекомендации Бориса Слуцкого и Бориса Пастернака принят в переводческую секцию Гослитиздата. Переводил Верлена, Рабиндраната Тагора, югославских поэтов. За исключением переводов, при жизни практически не печатался.

Умер в Москве в 1979 году.

В последние годы стихи Н. В. Стефа́новича опубликованы в «Новом мире», «Юности», «Москве», альманахе «Поэзия» и других изданиях.

* * *

Разбился я и стал совсем прозрачен,
Без контуров, без собственных имён.
На эту ночь был Страшный Суд назначен
И, как всегда, внезапно отменён.

Я пылью стал...
Язвителен и въедлив,
Дымится дождь, и стонут провода,
И если Иисус опять промедлит –
Во что ж ещё я превращусь тогда?

26 ноября 1942. Пермь

* * *

И даны ему будут уста, говорящие гордо и богохульно. Апокалипсис

На всех монетах, может быть,
Уже пора мой профиль высечь.
Я тем же хлебом накормить
Могу не пять, а сотни тысяч.

Я над природой вознесусь,
Я исцелю её изъяны,
И каждый шаг Твой, Иисус,
Я повторю, как обезьяна.

17 февраля 1946

* * *

Из частиц, обратившихся в воздух,
Восстановится каждая плоть,
И на землю, которую создал,
Возвратится внезапно Господь.

Но на облаке светлом и чистом
Не смутится ли вдруг Божество,
Если хохотом, бранью и свистом
Человечество встретит Его?

4 июля 1943. Пермь

* * *

Июньской ночи вкрадчивая нега,
Когда-то в детстве слышанный напев.
В степи туманной молится телега,
Оглобли к небу звёздному воздев.

А про Того, Кого, казалось, нету –
Я понял здесь, на скошенном лугу,
Что каждой так Он двигает планетой,
Как я и бровью двинуть не могу.

Волшебно всё: кусты, солома, камень
И кровь, в моём стучащая виске,
И «Отче наш», пропетое сверчками
На непонятном людям языке.

В оглоблях, к небу звёздному воздетых,
Тоска о всех просторах и планетах.

Август 1937. Тарасовка

* * *

Каждый, кто выстрадал, выболел,
Всё проиграв до конца, –
Знает, что этой погибели
Не было в доме Отца.

Всех, промотавшихся начисто,
Хмурой охваченных тьмой,
Выручит детское качество –
Жажда вернуться домой.

* * *

Из «Страстной недели»

Огни запрыгали, как жабы,
Пахнуло плесенью могил, –
Не только немощный и слабый,
Никто б не выдержал, когда бы
Ту ночь Господь не сократил.

Бессвязный мир пред нами вырос,
Кричал петух, и до утра
Синела мартовская сырость
В глазах апостола Петра.

Забыл он зори Назарета,
Страшась побоев и обид...
С тех пор тоска повсюду эта,
И потому в часы рассвета
Всегда вселенную знобит.

* * *

Весь мир избит и в рабство продан,
И кто-то призван отделять
От звука звук и род от рода,
От мига миг, от пяди пядь.

И, ухмыляясь и глазея,
Слюнявя грязные рубли,
Густые толпы по музеям
Тягучим гноем потекли.

И узнают с усмешкой лисьей,
Что глубь небесная мелка,
Что вся вселенная зависит
От каждой прихоти белка.

А кто-то серый, кто-то хмурый,
Как благодать, на нас низвёл
Железных формул диктатуру,
Трёх измерений произвол.

Мы ничего не видим в целом,
Того, что здесь, не видим там,
И даже собственное тело
Мы ощущаем по частям.

Бесстыдство купли и продажи,
Реклам и вывесок враньё...
Когда же, Господи, когда же
Приидет Царствие Твоё?

1933

* * *

Был зов трубы, зловещий звон металла,
Но зна́менье последнего Суда
Нам ровно ничего не доказало, –
По-прежнему отходят от вокзала
Согласно расписанью поезда.

Ларьки торгуют, бьют часы на башне,
Дождь моросит, а я домой бреду
В осенней мгле дорогою всегдашней,
Не ведая, что Суд свершился Страшный
И это всё уже в аду...

* * *

Иоанн Богослов был не просто хорошим
стилистом.
В переулках кривых только дождь и домов
номера.
Может быть, за углом кто-то прячется
в сумраке мглистом?..
Бьют протяжно часы: лет пятнадцать ещё
до утра.

Мир зажмурил глаза, рисковать не желая
рассудком.
В каждом скрипе дверей повторяется слово
«аминь»,
А на небе косом, а на небе косматом
и жутком
Воспалились кресты уничтоженных нами
святынь.

Обанкротился вдруг бытия философский
анализ.
Отдалённой трубы зазвучала холодная
медь,
И усопших тела, вероятно, совсем
растерялись:
Подыматься уже, или нужно ещё потерпеть?

1942. Пермь

* * *

Весь из музыки и света
Против церкви клуб.
В церкви – барыни отпетой
Безобразный труп.

В церкви скорбь, и страх, и тленье,
В клубе – смех девчат,
Там и море по колени,
Там и чёрт не брат.

Звон растаял колокольный,
Как апрельский снег.
Льётся песня: «Где так вольно
Дышит человек!»

Не померкнем, не поблёкнем
И удержим нить...
Отчего же руки к окнам
Рвутся – стёкла бить?

1930

* * *

Если в мир возвратятся усопшие,
А могилы растают, как дым, –
Воскресение это всеобщее
Нам покажется очень простым.

Ни архангелов белых, ни ладана,
Только встреча, и то второпях,
В переулке, нежданно-негаданно,
С тем, кого схоронили на днях...

Всё свершится совсем не торжественно.
Словно тут ни к чему торжество, –
Будет скромным второе пришествие,
Мы не сразу заметим его.

Ещё в главе «Семья - дом - отечество»:

Под знаком гибели

Жажда вернуться домой

Алексей Жемчужников