«Зарплата» должна быть соразмерна «дыре» (или биополитические наставления)

Социальный невроз, истерия, страхи, охватившие общество, требуют соответствующей психотерапии. Не можешь изменить ситуацию – измени к ней отношение. Надо избегать всего, что вызывает неприятные ассоциации, избегать даже слов «нет», «нельзя». Пациенту говорят не «бросьте пить, иначе вы заболеете», а – «когда вы бросите пить, ваше здоровье улучшится».
Человек отличается от животного тем, что способен контролировать свои эмоции, философски переосмысливать ситуацию и из плохого извлекать хорошее, причём это свойство не врождённое, а даваемое воспитанием. Моделируя стресс на свинках, в одну клетку помещали двух самцов и самку. Через трое суток конфронтации один самец погибал от эмоционального стресса, от неспособности смириться с поражением. Неумение примиряться – причина неврозов и народных волнений.
Творчество лучших писателей и артистов всегда примиряло с жизнью, но современные «народные пастыри» об этой благородной цели, кажется, забыли, так как в своём стремлении отрегулировать собственные стрессы они ведут себя как животные (или дикари, или дети): раздражаются сами и стравливают своих зрителей, читателей и избирателей.
Конечно, глупо было бы утверждать, что нет причин для истерии в нашей стране (как, впрочем, и во многих других). Но в связи с этим тем более нужно быть осторожнее средствам информации.
Вспомним историю двух звездочётов, один из которых предсказал шаху, что тот «увидит смерть всех своих близких», а другой сказал: «Ваше Величество будет жить столь долго, что переживёт всех нас». И первого предсказателя казнили, а второго наградили, хотя информация была в обоих случаях одинакова. Любую конфликтную тему во взбудораженном обществе следует разыгрывать не в миноре, а в мажоре, в духе второго звездочёта.
Как наши проблемы представили бы первый и второй звездочёт? Первый твердит о трагической судьбе России, противопоставляя её счастливой Европе. На это второй звездочёт возразил бы, например, что Европа – наследница цивилизованного и богатого Рима, тогда как Россия – бедной и хаотической Греции, где Фемистокла изгнали, Сократа казнили, а Платона продали в рабство, и по части самооплёвывания античные греки – прямые нам предшественники. Можно также предположить, что бедность и дискомфорт чем-то полезны на высотах культуры. Может быть, тормозят её трансформацию в цивилизацию?
Для успокоения национальных страстей уместно привлечение генетики. С её помощью можно доказать, что в России конфликтуют одни «русские» с другими «русскими» (поскольку у русских каких только нет «кровей»).
Наследственные заболевания у западных и восточных евреев разные, следовательно, их происхождение различно: восточные – отчасти потомки хазар, то есть родственны тюркам, Вообще же не смешение ли всех имел в виду Господь, благословляя в Аврааме «все племена земные»? «Малый народ» живёт в каждой стране, и это не национальность. «Малый народ» – это те, кто считает себя исключением и тем самым расшатывает существующий порядок, хотя, если взглянуть на дело с другой стороны, без экстремистов зачахла бы культурная жизнь.
Пресса нагнетает страхи по поводу массовой эмиграции, но разве её не переживали другие великие страны? Может быть, такое явление схоже с отделением роя пчёл, когда старый слишком разросся. Все, кто уезжает, распространяют культуру своей родины. Здесь русофобы – «там» просто русские. Мировое воздействие нашей страны от эмиграции только возрастает.
Звездочёты одного типа сокрушаются по поводу последних 75 лет (или 65, или 5), тогда как другие возразят, что эти годы добавили массу новых сюжетов в мировую летопись. В сумме с прежними периодами исторический и культурный вклад страны едва ли не близок к таковому остальной Европы. После того, как история соберёт урожай, останутся произведения искусства, достижения науки, документы и памятники, а всякие неудобья по большому счёту даже экзотичны, как, скажем, убогий быт гениев.
Говорят, что мы отстали. Однако прогресс существует только научно-технический, а в обществе, как и в эволюционной биологии, «что такое прогресс» – сказать нельзя. Мы неэкономны – значит, щедры. Мы безалаберны, то есть «не сухари». Мы много пьём, зато меньше потребляем наркотиков.
Человека убеждает всё, что изложено эмоционально, а наука служит и добру и злу, в зависимости от того, с какой целью её используют. Те же генетические данные, например, на одном уровне укажут на общность всех людей, на другом – на коренные различия, скажем, мужчин и женщин или даже близнецов.
В приложении к обществу любые обобщения упрощены, а сравнения хромают, поскольку людской спектр широк по любому параметру – от идиотов до умниц, от лодырей до трудоголиков, от трусов до героев, от красавцев до уродов и т. д. Наши спектры несколько сдвинуты по сравнению с таковыми в других странах, но нашу среднюю сдвинутость не надо эмоционально переживать, сравнивая лишь с «лучшими учениками», когда на земле ещё есть много не столь преуспевших, но вполне жизнеспособных, в сравнении с которыми наша страна смотрится неплохо (это называется «понизить уровень притязаний»).
Главное же в том, что для каждого из нас важнее самому повысить свой индивидуальный рейтинг по каждой шкале человеческих достоинств.
Михаил Анохин, учёный-медик.
Из «Независимой газеты»
Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:
Деревня (стихотворение в прозе)
«Зарплата» должна быть соразмерна «дыре» (или биополитические наставления)