Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №25. 1993 год

Язык притчи Елены Борзых

Живописи Елены Борзых свойственна подчас нарочитая стилизация рисунка, отказ от законов прямой перспективы, теории теней и прочих традиционно художественных средств изображения. Уже в первых её картинах, созданных в конце 70-х годов, было заметно внимание к народному искусству, живописному лубку. Она выбрала в творчестве язык притчи, своеобразного иносказания. В эту систему органично ложились и ограничение художественных средств, и подчёркнуто скупая цветовая палитра, и приближение самого изображения к подобию символа, знака.

Белый храм

Белый храм

Пионы

Пионы

Зимний Крым

Зимний Крым

Много впечатлений дала художнице поездка в Бахчисарай. Кремнистые кручи и отроги прокалённых на солнце крымских гор. Иссушённая зноем упрямая растительность, прячущаяся в ущелья и теснины небольших долин. Высветленное зноем небо... Обобщая формы гор, она приближает их рисунок и контуры к тем иконным горкам, которые мы привыкли видеть в древнерусской живописи. Одновременно в формах ландшафта, увиденного глазами художницы, можно ощутить и родство с картинами работавших на заре эпохи Возрождения итальянских примитивистов. Эти приёмы письма помогают подчеркнуть ощущение древности, как бы передать гул истории, звучащий над развалинами древних башен.

Прачки

Прачки

Рыбаки Каспия

Рыбаки Каспия

Художественным исканиям Елены Борзых близки опыт и традиции наивного русского реализма конца XVIII – начала XIX века, того самого искусства, которое создавалось в осенние хлопоты необъятной отечественной провинции, далёкой от норм придворного портретизма и академического мифологизма.

Подобная связь особенно заметна при сравнении созданных художницей портретов («Портрет отца», «Портрет сына») с музейными образчиками так называемого купеческого портрета. Та же скованность фигур, продуманная обусловленность жестов, приближающийся к условной раскраске цвет.

Под впечатлением встреч с Вологдой, Устюжной, Тотьмой и другими старинными поселениями зародилась серия картин: «Сторожевая башня. Вологда», «Устюжна. Шатровая церковь» и другие. Памятники на картинах то погружаются в необозримый мир окружающего зелёного пространства, то оказываются намеренно близко к зрителю – так, что стены здания как бы распирают края картины, и от постройки рождается впечатление особой устойчивости, мощи, вековой старины.

Осенние хлопоты

Осенние хлопоты

Устюжина. Храм с красной крышей

Устюжина. Храм с красной крышей

Портрет священника

Портрет священника

На берегах Мологи

На берегах Мологи

Осень

Осень

Двое в лодке

Двое в лодке

Натюрморт с рыбой

Натюрморт с рыбой

В конце 80-х художница пишет натюрморты, отличающиеся поразительно звучным и гармоничным колоритом. Таковы «Календулы», «Гвоздики», «Натюрморт с абрикосами», «Натюрморт с мимозами», «Хризантемы»... Думается, что на фоне роста абсурдности сегодняшней жизни Елене Борзых оказались особенно близки и понятны чистота и искренность старых мастеров, их самоуглублённость. В натюрмортах художница стремится выявить не только цветовую яркость предметов или осязаемость их вещности, но и подчёркивает хрупкость красоты живого цветочного мира.

В «Календулах» композиционное решение внешне обычно. Традиционно плоскостной фон, привычно для взгляда круглится светлая ваза для цветов. Складки и диагональное расположение драпировки усиливают иллюзию глубинности пространства. Солнечное сияние цветочных лепестков, окружённых холодноватым свечением зелени листьев, обогащает контрастный колорит зеленовато-жёлтых черешен, фиолетово-красных вишен, ярких летних плодов.

Старый Крым

Старый Крым

Игроки

Игроки

Портрет пожилой женщины

Портрет пожилой женщины

Натюрморт со статуэткой

Натюрморт со статуэткой

Сторожевая башня Кирилло-Белозерского монастыря

Сторожевая башня Кирилло-Белозерского монастыря

Попутчики

Попутчики

Лето

Лето

Натюрморт с календулами

Натюрморт с календулами

Ловля форелей. Крым

Ловля форелей. Крым

В работах последних лет Елена Борзых словно обретает новое дыхание. Снимает с себя какой-то цветовой «зарок». Разумеется, многое в мастерстве, понимании цвета, приёмах композиционных решений будет ещё меняться, совершенствоваться. Однако найдено главное – искусство художницы приобщает зрителей к миру человеческих чувств, радости бытия, к красоте природы. Даёт тепло, а это – особенно сегодня – не мало.

Владимир Погодин, искусствовед

Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:

Природу нельзя отменить, как бы этого ни хотели политики (о прошлом и будущем русского крестьянина)

Язык притчи Елены Борзых

Романс о городе на исходе упадка

Детское сердце России