Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №1. 1994 год

Взгляд неслучайный на осень патриархов

Автор фото: С. Киладзе
Автор фото: С. Киладзе

Он жил так долго, что забыл умереть.

Заморская шутка

Минута смеха продлевает жизнь...

Но зачем?

Развитые страны стареют: детей всё меньше, старость всё дольше. С начала нынешнего столетия средняя продолжительность жизни европейца возросла в полтора раза: с 50 до 75 лет. Однако настоящих долгожителей, к каковым относят людей не моложе девяноста, и теперь не очень много.

И доля их в народонаселении по мере наступления города на деревню уменьшается (ведь, как и встарь, мафусаилы чаще встречаются в сельской местности). Тем интереснее для учёных – медиков, биологов, антропологов – этносы, где процент долгожителей традиционно высок.

Уметь стареть — как знать — не в этом ли жизни уменье?

Уметь стареть – как знать – не в этом ли жизни уменье?

Действительно, почему некоторые живут дольше прочих?

Почему именно на Кавказе (у балкарцев, абхазов, ингушей и других соседних народов), в Припамирье, в некоторых областях Ирана, Индии люди чаще доживают до ста и более лет? Что мешает жителям Европы и Северной Америки продлить свой век?

Чем проще вопрос, тем больше на него ответов. Экологи, например, говорят: раз наблюдаемые феномены отмечаются преимущественно у горцев, их причина – особо благоприятные условия жизни в горных районах. Приверженцы генетических гипотез замечают: между тем ни переселение долгожительских народов на равнины, ни, наоборот, обустройство недолгожительских групп в горах никак не повлияли на относительное количество мафусаилов в этих социумах.

Итак, мы имеем, очевидно, дело с передаваемым из поколения в поколение неким геном жизнестойкости, закрепившимся у определённых народов. Правда, уточняют этнографы и психологи, этот ген, если он действительно существует, науке ещё предстоит найти. Пока же больше оснований видеть причины долголетия в особенностях пищевого рациона, традиционно активном образе жизни горских старцев и в выработанных в этих группах людей социально-психологических механизмах снятия стрессовых состояний.

Несогласия высказываемых гипотез только внешние: все эти предположения прекрасно дополняют друг друга, давая возможность указывать на сумму факторов. Но эта сумма включает и ещё один фактор – геронтотимный.

Почему сеньор, сэр, шейх и ака значат господин, или Где грань между геронтотимией и геронтократией?

Геронтотимия – термин, производный от греческих слов «геронтос» (старик) и «тиме» (почитание)... Едва ли есть на свете народ, чей нравственный закон не предписывал бы уважать старших. Но одно дело – уступить место в автобусе или первым поздороваться, совсем иное – демонстративно обращаться за советом к пожилым людям, выказывая им на каждом шагу полагающиеся по этикету знаки почтения. О последнем и речь.

Данные палеонтологии позволяют предположить: геронтотимия была известна древним людям уже 100-140 тысяч лет назад. Так, из обнаруженных в пещере Шанидар (Ирак) останков девяти неандертальцев четверо принадлежали 46-летним особям, то есть весьма преклонного для той эпохи возраста, и все они сохранили следы перенесённых при жизни тяжёлых увечий. Один же оказался просто калекой: слепым на левый глаз и с ампутированной выше локтя правой рукой. Ясно, что без посторонней помощи им было не прожить столь долго, чтобы раны хотя бы слегка затянулись. Заслуживает внимания и то, что по крайней мере один из неандертальских стариков занимал в общине какое-то особое положение – у его трупа были обнаружены цветы целебных растений (вероятно, археологи нашли останки знахаря).

У первобытных людей половозрастное разделение труда, естественно, закрепляло за участвующими в нём определённые обязанности, права и привилегии. Высочайшим авторитетом в материнском, а позже и в отцовском родах пользовалась группа старших (но не дряхлых!) мужчин и женщин – хранителей социального опыта и реальных руководителей племени. Геронтократия отнюдь не изобретение «четырежды золотой осени» советского государства.

В наиболее архаичном из хорошо известных этнографам обществ – у аборигенов Австралии – именно советом старейших членов рода решались вопросы войны и мира с соседями, организовывались охотничьи экспедиции, толковались обычаи и мифы, вершился суд.

Старики – блюстители общественной нравственности, знахари и зачастую единственные исполнители важнейших церемоний – получали самые лакомые куски охотничьей добычи и, пользуясь правом многожёнства, забирали себе лучших девушек и женщин. Недовольных обычаями предков быстро приструнивали. Впрочем, даже роптавших находилось немного. Важнейшей заповедью, которая внушалась юношам во время обрядов посвящения в ранг и достоинство полноправных мужчин, была заповедь послушания воле старших; прекословие считалось бесчестием.

Г. Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте

Г. Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте

Разум мужает, дряхлеет, сердце всегда остаётся ребёнком. Ипполито Ньево

Утвердившийся в период перехода к земледельческо-скотоводческому хозяйству (с соответствующим повышением роли именно мужского труда в жизни общества) патриархат оказался не просто властью мужчин, а, точнее сказать, властью патриархов – отцов, дедов и прадедов, – глав соседских общин, патронимий и кланов.

Социальная значимость патриархов была столь велика, а их почитание столь глубоко укоренилось в душах, что прижизненная геронтотимия породила геронтотимию посмертную – культ мужских предков, пращуров.

Тот же порядок распределения властных полномочий сохранился и в пору становления первых государств. Судя по «Илиаде», в ахейской Греции корпорация геронтов-басилеев диктовала царям-военачальникам типа Агамемнона, Приама и Гектора свою волю. В Риме при первых царях действовал сенат (от латинского senex – старый, отсюда же в языки мира пошло слово «сенатор»). В религиях авраамической традиции – иудаизме, христианстве и исламе – сохранились отзвуки древнееврейского культа патриархов-прародителей Авраама, Исаака, Иакова и др.

А, например, известный китайскому праву принцип сяо (безоговорочное подчинение воле старших) имел такое важное значение и соблюдался столь неукоснительно, что учёными даже высказано мнение о его сильнейшем влиянии на зарождение застойных процессов в цивилизации Древнего Китая. (Впрочем, геронтотимные установки живы практически у всех народов Южной и Восточной Азии, включая современную Японию с её поистине уникальным сплавом вековых традиций с ультрамодернистскими веяниями.)

Мощный удар по геронтотимным обычаям нанесло появление института наследственной власти: отныне государем мог стать молодой (и даже несовершеннолетний) представитель правящей династии.

Но и в этих условиях юные владыки оставались в сознании своих подданных как бы старцами и на официальных церемониях показывались в одеждах, соответствующих высшему возрастному рангу. Так, искусственная бородка была непременной деталью погребальных нарядов фараона: египтяне считали, что после смерти он превращается в бога Осириса, который не мыслился безбородым.

Полноты ради скажем, что в архаических социумах рядом с культом живых и ушедших в мир иной предков парадоксальным образом существовал геронтоцид – обычай убийства стариков. В том же Египте на особом празднике Хеп-Сед одряхлевшего фараона умерщвляли, чтобы освободить место новому повелителю страны Кеми. Ритуальный геронтоцид был вызван верой в то, что старческая немощь живого бота суть не что иное, как утрата им магической силы, харизмы. Подобные обряды отмечались и в Вавилонии, и в государствах Мезоамерики.

В других случаях геронтоцид встречался у народов, постоянно находившихся в экстремальных условиях. Здесь забота о беспомощных стариках (а зачастую и детях) превращалась временами в смертельную обузу для коллектива. Геронтоцид также получил распространение среди племён, которые с развитием военной активности в варварскую эпоху предпочли грабительские набеги на соседей всем прочим формам хозяйствования. Сообщалось, что скифы презирали стариков, а аланы сбрасывали престарелых в пропасти (память об этом обычае сохранилась в осетинском сказании об одряхлевшем герое Урызмаге, ждущем смерти от руки молодых нартов).

И могло ли быть иначе в обществе, где славная гибель на поле брани была мечтой любого воина, а выжившие, но более не годные для участия в боевых походах мужчины рассматривались как социально никчёмные типы?

Всё же геронтоцид – экстремально-экологический, утрированно-ритуалистический и милитаристский – скорее исключение, чем правило. Иначе не возникло бы во многих языках мира столько слов, которые, имея значение «господин, старший по чину», были образованы от корней со значением старый, старик: русск. – старшина, староста, старейшина; англ. – old (старый) и olderman (советник); араб. – шейх, одновременно и старец и предводитель, глава общины; тюрк. – ака/ага – старший брат и начальник, господин. Наконец, принятые в разных странах Европы обращения типа господин: signiore (итал.), Monseigneur, monsieur, sire (франц.), sir (англ.) и тому подобные, – восходят к латинскому senior – старший (в том числе по возрасту).

Почему среди горцев долгожителей всё же больше? И не просто больше... Если в традициях многих развитых стран принято у людей занижать свой возраст, то, например, в Абхазии при опросах исследователями отмечалось умышленное завышение мужчинами степени своего долголетия. (Последнее легло в основание концепции социального долгожительства, не совпадающего с биологическим.)

Причина такого поведения опрашиваемых лежит на поверхности: быть старцем здесь престижно. По отношению к старшим (особенно старшим мужчинам) у абхазов выработан изощрённый этикет. В их присутствии молодым не положено сидеть, лежать, вести громкие или фривольные разговоры, курить. Уважение к пожилым демонстрируется и такими услугами, как помощь при мытье рук и ног, при отходе ко сну. О значении старейшего представителя мужской половины рода большой семьи можно судить по тому, что после его кончины потомки и прочие члены клана стягивают дом покойного верёвкой – чтобы он не рухнул.

Высокий статус стариков порождён их активнейшей ролью в решении дел большого дома. При опросах на селе в 85% случаев старший мужчина не только считался главой рода, но и был им в действительности. Впрочем, и тем старцам, которые вынуждены были уйти на покой, никак не дают почувствовать их нового положения. С ними становятся ещё почтительнее, а новый фактический лидер даже создаёт видимость того, что всё делается им по поручению и от имени самого старшего.

За старцем же остаются и культовые функции, исполнение которых не требует ухода за пределы двора... Старость в сладость? – Почему бы и нет.

Итак, суть геронтотимной гипотезы долгожительства состоит в том, что активные роли старших и самых старших возрастных групп, их высокий социальный статус создают тот благоприятный нравственный фон, который способствует жизненному самоутверждению старцев и, следовательно, долголетию*.

Ярослав СМИРНОВА, историк. Абрам ПЕРШИЦ, этнограф. Авторский дайджест по публикации в журнале «Природа»

* Конечно, геронтотимия не всеопределяющий и самодостаточный, а лишь один из многих экологических, генетических и этнографо-психологических факторов. Но и его доли в появлении данного феномена было бы неразумно не замечать.

Ещё в главе «Человек - общество - природа»:

Взгляд неслучайный на осень патриархов

Зачем нужны старики?

«...Человек способен на великие дела»