Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №8-9 (39-40) 1994 год

Время великой ответственности. Станут ли концы началами?

Скульптура В. Лембрука
Скульптура В. Лембрука

Наступила эпоха гигантских технических катастроф. Взрыв на химическом комбинате в индийском городе Бхопале, отравление множества людей. Чернобыль. В Башкирии взорвались два поезда, и не просто встречных, а № 212 Новосибирск – Адлер и № 211 Адлер – Новосибирск. Случайно ли даже по теории вероятности такое совпадение? Они ведь и встретитъся-то должны были в другом месте, но один задержался на предыдущей станции, высаживая роженицу. И ещё многое, многое...

Чудище, взращённое безнравственным гением человека, давно уже начало выходить из-под контроля. И вот возник предел, своего рода критическая масса, когда начинается необратимая цепная реакция. В самой большой стране на планете синхронно с сильной вспышкой геокосмической активности наступает страшное время смены богов. В такие периоды истории люди как бы остаются без компаса. Часть их, пусть меньшая, освобождается от совести, законов морали и начинает навязывать свои условия большинству.

Подобное в истории уже было, только мы сознательно или бессознательно забыли об этом. Вспомним Екклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». Впрочем, то, что нас ждёт, если и было в истории, то в последний раз примерно 8000 лет назад. Пришло время, предсказанное в глубокой древности. Время Концов и Начал.

Древние называли и время, отпущенное нам, – 8000 лет с «сотворения мира», то есть с тех пор, когда человек по-настоящему осознал себя. Это примерно начало неолита, который отделён от более ранней эпохи, мезолита, геологическим катаклизмом, вызванным скорее всего геокосмическим всплеском. Может быть, в результате мутаций, возникших на стыке геологических эпох, и появился homo sapiens, он же человек несовершенный.

На самоусовершенствование ему был отпущен немалый срок – до следующего геокосмического всплеска. Если он искупит грех разрыва семейных отношений с Первоначалом, то станет человеком истинным: кончится одна геокосмическая и нравственная эра и начнётся новая – может быть, ноосфера, на грани небытия гениально почувствованная Вернадским.

8000 лет названы не случайно. Есть основания считать, что очередной глобальный геокосмический всплеск приходится на конец нынешнего – начало будущего века. Оказывается, наши предки знали периодичность космических процессов на тысячелетия вперёд, а мы по сей день, планируя урожай на следующий год, не знаем, какая нас ждёт погода.

С помощью элементарной статистики можно было, например, предсказать засуху 1921 года, перед которой следовало ожидать аномального всплеска общественно-политической активности – возможно, он не обернулся бы столь страшными бедствиями, если бы его предвидели.

Можно высчитать, что в конце XX – начале XXI века наложатся друг на друга сразу несколько больших и малых геокосмических циклов, и пик их будет намного опаснее пика начала века. Человек зашоренный не в состоянии заметить, что вспышки социальной, национальной и всякой другой напряжённости, гибель государств, политических систем и народов приходятся на эти периоды. В те же сроки на планету, как правило, обрушиваются страшные эпидемии: чума, холера, тиф...

Вглядитесь в кривую солнечной активности только в России в течение XX века: 1906–1907 годы – Русско-японская война и первая русская революция; 1917–1920 годы – октябрьский переворот, гражданская война, засуха; 1928-й – начало геноцида в России и волна забастовок в Европе; 1938-й – пик репрессий и предвестие Второй мировой войны. Незначительные послевоенные всплески пали на 1947, 1956-1957, 1968 и 1979 годы.

Сильный всплеск, в котором совпали несколько циклов, наблюдался в 1990-1991 годах, когда по всему евроазиатскому континентальному разлому прокатилась волна национального самосознания. Очередной пик солнечной активности приходится на 1994 год.

Кроме того, в пределах 11-летнего цикла ожидается много всяких сюрпризов.

Древние замечали влияние геокосмических циклов на жизнь человеческую. Так, греческий историк Фукидид писал, что эпидемия, свирепствовавшая в Аттике между 436 и 427 годами до Р. X., сопровождалась сильными землетрясениями, наводнениями и засухами. Современники самой страшной в истории Европы чумы 1348 года прямо связывали её с положением Солнца, звёзд, Луны, соотношением Юпитера и Сатурна.

И только в начале нашего века все эти разорванные сведения свёл воедино Александр Чижевский, который составил кривые всемирной истории человечества за 2000 лет на примере 80 стран и народов. Исследование Чижевского показало, что количество катастрофических явлений нарастает по мере приближения к максимуму солнцедеятельности и достигает наибольшей величины в момент этого максимума.

Вспомним, как в начале XX века, после такого обнадёживающего подъёма культуры, литературы и философской мысли, Россия отчасти соблазном, отчасти насилием была загнана в штопор самоуничтожения... Свершилось нечто фантастическое, то, что не могло и не должно было произойти по своей нелепости, по очевидности явленного зла. Полистайте газеты того времени. Аналогия с днём нынешним поразительна.

На первый план, как и сегодня, вдруг выдвинулся половой вопрос. Как и ныне, возникали всевозможные оккультные общества, появлялись пророки-проходимцы. Страна вела себя словно корабль, на котором сломался компас и ошалевшая от неопределённости, подстрекаемая радикалами, команда беспрерывно бунтует. Люди с каким-то сладострастием освобождаются от накопленного в них веками человеческого. (Впрочем, его было не так уж и много!)

Вернёмся на 400 лет назад. С приходом к власти Бориса Годунова на Руси наступило относительное благополучие. Однако реформам Бориса не суждено было осуществиться, напротив, страна в скором времени обрушилась в хаос. А память народная прокляла Годунова. Почему?

Мы привычно объясняем случившееся личностью Бориса и неблагоприятными социальными и политическими обстоятельствами. Но почему это неблагополучие возникло именно в тот момент, когда в стране только-только наметилась возможность мира и порядка? Попробуем внимательно прочитать хронику того времени. Летописи свидетельствуют: в 1601 году небо прочертила комета, день превратился в ночь, и в небе полыхали тысячи молний.

От содрогания земли попадали маковки церквей, обрушился град необычайной величины, его сменил дождь, который лил непрестанно почти два с половиной месяца. Только в августе небо прояснилось, но сразу же выпал снег.

В тот год урожая не собрали, а потому реформы Годунова повисли в воздухе. Следующим летом, после хлябкой зимы, всё повторилось. Стали есть траву, кору, собак, кошек, крыс. Началось людоедство.

И так продолжалось три года.

После Годунова на Руси долго царил хаос: крестьянская война – восстание Ивана Болотникова, Лжедмитрий и так далее. Это время осталось в памяти народной как смутное, и не случайно. «Несколько раз престол переходил из рук в руки, и, наконец, Москва осталась без царя...

Один самозванец за другим увлекал народ, забывая святость присяги; страшная междоусобица раздирала землю; и, к довершению всех бед, поляки вошли в русские пределы, разоряя области. Окаменели сердца, омрачились умы...

Мир зажмурил глаза, рисковать не желая рассудком, В каждом скрипе дверей повторяется слово «аминь», А на небе косом, а на небе косматом и жутком Воспалились кресты уничтоженных нами святынь. Н. Стефанович Рисунок X. Планка

Мир зажмурил глаза, рисковать не желая рассудком. В каждом скрипе дверей повторяется слово «аминь», А на небе косом, а на небе косматом и жутком воспалились кресты уничтоженных нами святынь. Н. Стефанович. Автор рисунка: X. Планк

Русь превратилась в необитаемую пустыню. При чтении истории нас обычно интересует только кто кого когда убил, отравил, низложил. Но задумаемся над свидетельством Карамзина: в те страшные годы в одной лишь Москве похоронили около полумиллиона человек. (А задумывались ли вы, сколько всего населения было в ней тогда?) О глубине природных аномалий говорит и то, что замёрзло Чёрное море (!) и в Константинополь ездили на санях (!).

Заглянем ещё на 400 лет вглубь истории. Княжеские междоусобицы. Монгольское иго. Хроника Новгорода: «1201 год – всё лето шли дожди; 1215-й – неурожай, голод, трупы на улицах; 1230-й – 3 мая в обеденное время произошло землетрясение, а 14 сентября ударил мороз, уничтоживший посевы. Голод, мор, людоедство, поджоги. Мертвецов свозили на санях, в одной яме схоронили 3300 человек».

Можно с достаточной уверенностью предполагать, что на 90-е годы, которые суть преддверие или уже вхождение в глобальный 8000-летний цикл, приходится также и начало нового очень опасного 400-летнего цикла. Может быть, мы уже ощущаем на себе его дыхание? Никто не ведает причин губительного воздействия космоса на человека – это одна из величайших тайн. Но может быть, мы и сами провоцируем катастрофы?

Вскоре после культурной революции по Китаю прокатилась волна страшных землетрясений. Карабахский конфликт, революция в Румынии с гнусным убийством гнусной четы Чаушеску, религиозно-политическая вакханалия в Иране и последовавшая за ней изнурительная война с Ираком – всё это заканчивалось разрушительными землетрясениями в соответствующих регионах.

В пору общественного неспокойствия периодически трясёт Югославию. Прокатилась волна бесчинств по Средней Азии – и тут же тряхнуло Киргизию. Затем то же самое – в Грузии.

Черная дыра несовершенного сознания. Фото Я. Крижика

Чёрная дыра несовершенного сознания. Автор фото: Я. Крижик

Что ждёт нас в будущем? Да, есть основания полагать, что мы живём не только на рубеже тысячелетий, но и на границе геологических эпох. Согласно «Канону затмений» Т. Оппольцера, 19 марта 2007 года наступит солнечное затмение в день равноденствия. Учитывая сроки начала предшествующих эпох голоцена, можно предположить, что этот год станет концом 8000-летнего (с начала неолита) и 10 000-летнего (с начала мезолита) циклов. Иными словами, начнётся постголоценовая эпоха. Природные аномалии XX – начала XXI века достигнут кульминационной точки.

Временное потепление на Земле может смениться похолоданием, в результате которого обострятся социальные и политические конфликты; некоторые страны целиком окажутся в неблагоприятной климатической зоне. Примерно с начала XX века наряду с усилением геокосмической активности наблюдается рост естественного радиоактивного фона Земли. Между тем именно с периодическими изменениями уровня радиации и её скачками на стыке геологических эпох связаны коренные изменения фауны планеты.

Что, если последний урановый удар вызвал мутации, в результате которых обезьяна превратилась в человека? А уж потом естественный отбор доводил нас до относительного совершенства, до которого, впрочем, нам сегодняшним ещё очень и очень далеко. Кстати, мы легко можем довести свою планету до искусственного уранового удара. И вообще, вдруг мы мутанты и не поднимаемся по лестнице космической эволюции, а спускаемся обратно? Ничто не помешало обезьяне стать человеком, когда она этого захотела, и ничто не может помешать человеку снова стать обезьяной, если он устал быть человеком.

В последние десятилетия мы переболели космической эйфорией, говорили даже о наступлении космической эры. Но наши космические программы не что иное, как грубая, даже преступная попытка взять небо штурмом. Как ни парадоксально это звучит, мы ещё никогда не были так далеки от космоса, как в век космических полётов. Призрак истинно космической эры – не технические достижения в освоении внеземного пространства, а внутренний принцип Единой цивилизации и культуры.

Увы, мы как никогда далеки от этого. А без единства цивилизации природные катаклизмы неизбежно обострят социально-политические конфликты, те, в свою очередь, вызовут техногенные катастрофы, которые снова спровоцируют аномалии в природе. Наступило время великой ответственности.

Мы не обрели единства ни в одной социальной утопии. Мы не обрели общего дела даже в любви к Единому Богу, ибо мир разделён по крайней мере на несколько основных религий, каждая из которых также отнюдь не монолитна. Мы создали на планете общий апокалипсический фон – разве это ноосфера? Скорее, шизоидосфера.

...И все возвращается на круги своя Фото Я. Шплихал

...И всё возвращается на круги своя. Автор фото: Я. Шплихал

Резкое изменение внешней среды человека уже привело к стремительному разрушению его внутренней среды. Чувство собственной неполноценности усугубляет постоянный страх перед инопланетянами, хотя внешне он низведён до уровня анекдотов. Инопланетяне уже целыми воздушными армиями кружат над нашими городами. Не рождается ли этот массовый бред из подспудной мысли, что мы – ошибка эволюции, из наивной надежды на то, что придёт из космоса добрый дядя и научит жить праведно? Но от этой иллюзии мы тут же переходим на привычную извращённую логику земного мышления: а ну как он, наоборот, злой дядя, и проводит над нами эксперимент?

Не противоречит ли эта, увы, невесёлая картина пророчеству Вернадского о ноосфере? Думается, что учение о ноосфере возникло на рубеже последнего века тысячелетия не случайно. Это было интуитивное предчувствие времени Концов и Начал, противостояние наваливающимся на нас безысходности и отчаянию. Учение родилось как бы в подтверждение формулы: «Бытие начинается на грани небытия». Или мы, объединившись, сумеем противостоять стихийным силам, в том числе и в самих себе. Или... У нас в конце Концов ещё есть право и время выбора.

Из «Литературной газеты»

Ещё в главе «Времена - народы - мир»:

Роковые дни Земли

Время великой ответственности. Станут ли концы началами?

Пейзаж как объяснение в любви

Галерея в журнале «Социум»

Социум-галерея – галерея в журнале «Социум»

О том, что могут противопоставить космосу жители одной заурядной звезды

Владимир Дроздов