Рухадзе К. В., Спокойный М.Ю.
Компания «Алмаз-Телеком»
Опубликовано в материалах конференции Второго международного Форума «Высокие технологии оборонного комплекса»
В конце двадцатого столетия мы стали свидетелями быстрых социальных и экономических изменений в развитых странах мира. Продолжающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации экономики и всех сфер жизни общества. Внедрение информационных технологий приводит, как показывают тенденции развития ведущих стран Запада, и прежде всего США, к радикальным изменениям в экономике, на рынке труда, в структуре рабочей силы, к огромным изменениям в социальной сфере. Сокращается цикл обновления производственных технологий. При этом значительно возрастает доля творческого труда. От уровня информационно-технологического развития зависит состояние экономики, национальная безопасность, роль в мировом сообществе. Главным «сырьём» новой экономики становится знание, а главным ресурсом – люди. Происходящие изменения столь значительны, что дают основание говорить о становлении информационного общества, базирующегося на массовой переработке и использовании информации.
Эффективность экономики в этих условиях определяется в первую очередь кадрами, споcобными производить знание, конкурентоспособное на глобальном рынке. Перманентная научно-техническая революция и глобальная технологизация наиболее развитых стран мирового сообщества приводит к ситуации, когда уровень развития современных технологий в стране зависит в первую очередь от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, уровня развития образования в стране. Темпы технического прогресса, таким образом, всё больше зависят от эффективности системы образования. Вопросы качества и содержания образования, эффективности школы приобретают приоритетное значение. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. В развитых странах Запада ищут пути повышения результативности образования, вкладывают большие средства в поиск новых педагогических технологий.
Компьютеры и информационные технологии дают в руки людей невиданные ранее возможности работы с огромными объёмами информации. Это радикально меняет ситуацию в образовании, и потребуется немало времени для осмысления возникающих возможностей – включения новых технологий в образовательный процесс, внесения соответствующих изменений в содержание образования, экспериментальной проверки различных подходов, идей и материалов, подготовки преподавательских кадров, разработки новых средств обучения и изменения на этой основе процесса обучения. Эта работа очень сложна, и здесь большую помощь может оказать опыт предприятий оборонного комплекса в области информационных технологий в соединении с опытом учёных-педагогов и творческих учителей.
Сфера воспитания человека в определённой культурной норме, сфера эмоциональная, система ценностей, работа с одарёнными детьми, как и вообще обучение с учётом индивидуальных особенностей, по-видимому, вообще не допускают организации вне общения с людьми и учителем.
Поэтому особое значение имеет разработка технологий, позволяющих осуществлять дистанционное обучение в режиме реального времени, дающих возможность живого диалога учителя и ученика в дистанционном образовании.
Разработана система дистанционного обучения на основе телекоммуникационных технологий. Решение проблемы мультиэкранности и адаптация этой технологии к образовательным целям позволяют осуществлять дистанционное обучение в режиме реального времени, дают возможность живого диалога учителя и ученика в дистанционном образовании.
Предлагается система индивидуальной и коллективной работы в Интернете и инструменты для такой работы, создающие огромные возможности для дистанционного образования. Предусмотрены возможности ввода текста, рисования, черчения и голосового общения. Разработку отличает внутренняя, вытекающая из образовательных задач, логика, которая позволяет учителю разнообразить педагогические технологии.
Разработанные технология и инструменты дистанционного образования дают учителю и учащимся больше возможностей для индивидуальной и коллективной учебной работы в Интернете, чем они имеют при обычной работе в классе, создают реальные возможности интерактивного обучения.
Решение проблемы мультиэкранности позволяет учителю видеть одновременно, что делают все удалённые учащиеся его группы, полностью контролировать их работу. Учитель имеет возможность одновременно работать со всей группой удалённых учеников или с отдельными учениками в индивидуальном режиме. Уникальной особенностью данной образовательной технологии является возможность формировать группы учащихся, которые, несмотря на территориальную удалённость, могут работать вместе над каким-либо заданием или проектом.
Результаты работы учащихся в рабочей тетради на протяжении всего времени обучения сохраняются в памяти и могут анализироваться учителем и методистом.
Отработаны вопросы передачи видеоинформации. Таким образом, обеспечивается идентификация обучающихся в сертифицированных компьютерных центрах и дистанционный контроль их знаний (с использованием видеоканала). Установка дешёвых видеокамер в компьютерных центрах позволяет преподавателю видеть ученика, у которого он принимает экзамен.
Широкому распространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной школе мешает отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы. Использование Интернета в учебном процессе требует создания новых электронных средств обучения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров.
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.
Создание электронных учебных средств с использованием самых современных технологий предполагает объединения усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов – программистов, дизайнеров, учёных-педагогов, учителей, сценаристов, психологов и других.
Имеющийся к настоящему времени опыт доказал полную педагогическую неэффективность простого переложения традиционных учебников в электронную форму, превращающего дистанционное образование в форму заочного обучения с использованием самой дорогой почты – электронной. В электронных учебных материалах должны реализовываться предпосылки для повышения эффективности обучения, для развития способностей к творческой деятельности, которые создаёт применение компьютеров и информационных технологий. Создание электронных учебных материалов, средств обучения нового поколения требует больших затрат и привлечения специалистов очень высокой квалификации, имеющих большой опыт работы в этой области.
В целях создания педагогически эффективной информационно-образовательной среды началась разработка и экспериментальная проверка материалов для созданного образовательного портала, который будет содержать в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы, модули для высшего педагогического образования и так далее. Особое внимание уделяется структурированию материалов в базе данных. Можно отметить, в частности, что система организации банка данных опирается на глубокую и содержательную теоретическую разработку.
Разработана и в настоящее время проходит экспериментальную проверку отечественная система потокового видео (аналог streaming video), создающего ещё большие возможности для on-line обучения.
Разрабатываемые методики и технологии могут быть основой для подготовки (переподготовки) и поддержки самих учителей. Работа с учителями требует особого внимания, и новая технология интерактивного обучения, образовательный портал создают большие возможности для организации этой работы. Существенно снижаются расходы на подготовку и переподготовку учителей. Ведь эту работу можно вести дистанционно, не отрывая учителей от работы и не затрачивая огромных средств на переезды, гостиницы и так далее. Учитель получает возможность постоянных квалифицированных консультаций, живого общения с ведущими специалистами, доступ к сетевым информационным ресурсам.
Средства новых информационных технологий – адекватная техническая основа для решения насущных педагогических задач: дифференциации и индивидуализации обучения; обеспечения вариативности педагогических систем; широкого использования методов и организационных форм, основанных на общении, диалоге субъектов обучения, развитии их творческих способностей; оптимизации психо-физиологических и психологических нагрузок на учителя и учащихся. Однако, освобождая субъектов образования от рутинной работы, информатизация ставит перед ними более сложные творческие задачи, а следовательно, требует более высокой квалификации.
Разработанные технологии позволяют:
1. На новой основе организовывать работу по повышению квалификации учителей. Работа с учителями требует особого внимания, и новая технология создаёт широкие возможности для её организации.
2. Восстановить и развить систему поиска одарённых детей и организации работы с ними на основе имеющегося отечественного опыта, но на современной технологической основе. Нужно возродить на новой технологической базе систему ЗФТШ при МФТИ, ЗМШ при МГУ, использовать возможности новых информационных технологий для организации общения одарённых детей с ведущими преподавателями и учёными.
3. Реализовать возможность персонализации массового образования, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
4. Поднять качество обучения в сельской местности путём подключения к огромным информационным массивам и работы в сети самых квалифицированных преподавателей, и тем самым содействовать выравниванию образовательных возможностей населения.
5. Школьникам осуществлять реальный выбор учителя вне всякой территориальной и географической привязки, а также выбор соответствующих курсов с учётом своих интересов и способностей, что резко расширяет вариативность образования.
6. Дать возможность детям-инвалидам с ограниченными двигательными возможностями получать полноценное школьное образование, а также начальное профессиональное образование, создать более благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации, расширив их регулярное общение с преподавателями и своими сверстниками через образовательную сеть.
7. Оказать помощь в получении традиционного российского образования на русском языке нашим соотечественникам за рубежом. В настоящее время ситуация со школьным образованием русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья вызывает большую озабоченность: не хватает учебников и методических пособий; существуют проблемы подготовки преподавателей; налицо существенные различия в школьных программах; в некоторых странах проводится целенаправленная политика на уменьшение доли русскоязычного образования в общей структуре образования.
Опубликовано в материалах конференции Второго международного Форума «Высокие технологии оборонного комплекса»