Восемнадцатый заместитель
Предприятие в тот период было огромным. На регулярных утренних планёрках руководители конструкторских бюро, лабораторий, производства и другие говорили о неразрешимых проблемах: опытные специалисты стали увольняться, нет необходимых материалов, деталей, станков и многого другого, а самое главное – нет зарплаты, а само предприятие оказалось в долгах. Первое время даже не верилось, что в ведущем оборонном предприятии страны такое буквально катастрофическое положение. Более восьми месяцев не выплачивалась заработная плата сотрудникам, и из-за этого предприятие работало 3–4 дня в неделю, примерно 160 миллиардов рублей разных долгов было по ценам того времени.
Несмотря на такое тяжёлое положение, меня привлёк масштаб деятельности «Алмаза». Чем больше я вникал в работу предприятия, тем больше уважал людей, которые создали в прежние годы замечательное оборонительное вооружение ПВО и даже в рыночной экономике, без зарплаты продолжали работать над перспективными зенитными ракетными системами. Алмазовцы оказались просто удивительными людьми, патриотами своего дела. Однако я всё же думал, мол, вот поработаю немного, помогу, если получится, решить финансовые и долговые проблемы и займусь своим информационным проектом. Только произошёл один случай, который изменил мое решение.
Мне удалось организовать для «Алмаза» некий контракт на 630 тысяч долларов. По тем временам это были немалые деньги. Можно было рассчитаться с долгами по зарплате за полгода. Как-то на административный совет в тот период еще государственного НПО «Алмаз» собрались алмазовские маститые и в возрасте руководители. Для этих аксакалов я, 31-летний 18-й заместитель, был мальчишкой. Генеральный поставил в пример всем собравшимся мой контракт. Все молча слушали Поляшева. Только один из членов административного совета неожиданно и довольно громко отреагировал, что, мол, каждый молокосос нам тут будет приносить контракты и учить, как работать и жить. Эти слова стали одновременно и оскорблением, и вызовом. В голове одна мысль: «Я тебе покажу, как надо работать, а то просиживаете штаны на совещаниях и думаете, что прежние заслуги спасут от краха предприятие. Не спасут». Ну и на словах ответил ему очень резко. Сейчас даже стыдно за ту несдержанность. Но после этого случая я принял для себя решение остаться на «Алмазе» и в итоге проработал там долгих 16 лет.
И. Р. Ашурбейли, из интервью
Алмазовцы представляют свою «трёхсотку» на Международном аэрокосмическом салоне. Слева направо: генеральный директор Н. Н. Поляшев, главные конструктора – Д. А. Ряховский и А. А. Леманский
Государственные награды за подписью Президента РФ Б. Н. Ельцина
Ещё в главе ««Алмаз». Начало огранки (1994 - 2000)»:
Неожиданное предложение. В антикризисном штабе «Алмаза»
Восемнадцатый заместитель
Выход из долговой ямы. Зачистка территории от криминала
Игорю Ашурбейли вручен орден Святого благоверного князя Даниила Московского III степени
По долгам рассчитались. Пришло время перспективных проектов
Система «Алмаза» сбила невидимку «Стелс»