ВНИИ телевидения
В 1935 году было решено создать Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения – НИИ-8, ставший центром разработки большей части профессионального отечественного оборудования. Также было принято постановление о строительстве телецентров в Москве и Ленинграде.
В 1936 году Расплетин и его группа были переведены в НИИ-8. Их важной работой в предвоенные годы было создание телевизора ВРК. Это было задание Всесоюзного радиокомитета (ВРК) – отсюда и название.
Эфирный телевизионный приёмник ВРК был предназначен для приёма передач Опытного ленинградского телецентра (ОЛТЦ), рассчитанного на передачу изображения с чёткостью 240 строк, частотой кадров 25 герц.
К разработке оборудования телецентра приступила группа специалистов, возглавляемая В. Л. Крейцером.
В создании телевизора вместе с Расплетиным участвовали В. К. Кенигсон, один из создателей послевоенного телевизора КВН, и молодые инженеры М. Н. Товбин, С. А. Орлов, техник В. Г. Белучина и ряд других сотрудников.
В этой разработке было реализовано множество новых решений, связанных с малоизученным широкополосным усилением, импульсной техникой, а также с работой усилительных и генераторных схем в диапазоне УКВ, с получением линейного отклонения электронного луча приёмной трубки и синхронизацией развёртывающих устройств телевизора.
Телевизор ВРК имел 24 радиолампы, сигналы изображения принимались УКВ-супергетеродином. Видеосигналы для модуляции приёмной трубки снимались непосредственно с нагрузки второго детектора, работавшего в режиме анодного детектирования.
В строчной и кадровой развёртках телевизора Расплетин применил блокинг-генератор для формирования пилообразного тока (методика расчёта динамических характеристик этого сложного по физическим процессам каскада, разработанная им, вошла во все монографии и учебники по импульсной технике), разрядные каскады и выходные усилительные лампы. На специальный сетевой выпрямитель Расплетин получил очередное авторское свидетельство.
Телевизор ВРК изготавливался в экспериментальных мастерских института. В 1937–1938 годах их выпустили 20 штук. Они выполняли функции контрольно-испытательных устройств, позволив в сентябре 1938 года сдать в эксплуатацию ОЛТЦ.
Для приёма сигналов звукового сопровождения, передававшихся на средних волнах через станцию РВ-70, использовался серийный радиовещательный приёмник СИ-235, встроенный в консольный футляр телевизора ВРК. Приёмная трубка располагалась вертикально, поэтому телевизионное изображение просматривалось с помощью зеркала, закреплённого на верхней откидной крышке.
Во время настройки и испытания аппаратуры первого в стране Опытного ленинградского телевизионного центра телевизоры ВРК успешно выполняли функции контрольно-испытательных устройств и в дальнейшем сыграли большую роль в организации опытного вещания.
В сентябре 1937 года была организована первая в нашей стране публичная демонстрация высококачественного телевизионного изображения. Вот что писала по этому поводу ленинградская вечерняя «Красная газета» в заметке «Кино по эфиру»:
Публичная демонстрация высококачественного телевидения. Сигналы изображения, переданные на ультракоротких волнах, поступали на телевизионный приёмник ВРК, установленный в ленинградском Доме техники, сигналы звукового сопровождения передавались по телефонным проводам...
Присутствовавшие на демонстрации не ожидали таких крупных, чётких и точных изображений.
Большая группа зрителей, в числе которых находились представители прессы, специалисты различных областей техники, простые жители города, с большим вниманием прослушали лекции инженеров А. А. Расплетина и М. Н. Товбина о принципах электронного телевидения и с интересом наблюдали передаваемое изображение кинофильма.
В скором времени телеприёмники ВРК были установлены в домах культуры им. М. Горького и им. В. В. Капранова, Василеостровском, Выборгском, Володарском, во Дворце пионеров и др. Передачи стали проводиться два раза в неделю.
Расплетин, Орлов, Товбин и другие создатели приёмника ВРК проводили занятия на специальных курсах. Благодаря этому была подготовлена группа квалифицированных техников-операторов. Александр Андреевич и его товарищи перед началом телевизионных передач выступали с лекциями на заводах и фабриках, в домах культуры.
При совместной работе по созданию ОЛТЦ встала проблема передачи кинофильмов.
Гирш Вульфович Брауде (1906–1992) предложил использовать для этой цели изобретённую им оригинальную трубку-статотрон. Светочувствительный слой в ней наносился на металлическую нить, перед которой с помощью лентопротяжного механизма перемещалась киноплёнка. При передаче кинофильмов статотрон Г. В. Брауде («трубка Брауде») показал лучшее качество изображения, чем иконоскоп. «Трубка Брауде» была запатентована за границей и вызвала большой интерес у зарубежных специалистов.
Расплетин познакомился с Брауде, с именем которого были связаны успехи в развитии советского радио и телевидения, ещё во время учебы в техникуме. Его теоретические и практические работы в области широкополосного усиления, противошумовой коррекции, передающих телевизионных трубок, апертурой коррекции стали классическими, в ряде случаев намного опередив науку за рубежом.
Расплетин был в большей степени практиком с отличной теоретической подготовкой, Брауде – теоретиком-экспериментатором. Содружество этих специалистов творчески обогащало обоих.
В начале 1980-х годов Г. В. Брауде вспоминал:
Александр Андреевич в ходе наших бесед на техническую тему часто повторял: «У нас самое важное не то, кто открыл, а то, кто внедрил». И я был с ним полностью согласен: идей много, но не все внедряются, к сожалению. В эпоху, когда некогда ждать, очень важно воплотить идею практически. Беседы с Расплетиным были для меня (и, не сомневаюсь, для него) весьма полезны, мы находили общий язык, потому что по исходным позициям я был радиоинженер, следовательно, физические вопросы мог решать в радиотехническом плане.
Их последняя встреча состоялась в 1966 году, когда отмечалось 60-летие Гирша Вульфовича. На юбилее присутствовало много известных учёных и конструкторов. Вспоминали довоенные работы, труд в сибирском городе во время Великой Отечественной войны. Брауде рассказывал: «Случилось так, что мой день рождения совпал с 60-летием народного артиста СССР Сергея Герасимова. Отмечали в соседних залах ресторана «Прага». Потом объединились и пошли совместные поздравления». В результате на сохранившихся у Брауде фотографиях среди гостей оказались Герасимов, Макарова, Корниенко...
В октябре 1938 года был пущен в опытную эксплуатацию Московский телецентр (МТЦ) на 343 строки при 25 кадрах в секунду, оборудованный американской аппаратурой.
В это же время в Ленинграде на заводе им. Козицкого велись работы по освоению серийного производства телевизора ТК-1, выпускавшегося по американской документации, частично из американских комплектующих деталей.
Телевизор представлял собой сложную и дорогую модель на 33-х радиолампах. Его настройка и испытания в условиях серийного производства представляли в те годы большие трудности и требовали высокой квалификации. В телевизоре ТК-1 было 14 ручек управления, отсутствовал радиовещательный диапазон. Поэтому в 1938 году в институте телевидения начались исследовательские работы по созданию упрощённого настольного телевизионного приёмника индивидуального пользования. Расплетин активно подключился к этой работе.
Он понимал, что размеры экрана телевизионного приёмника не могут дать возможность коллективного просмотра телепередач большому количеству зрителей. Как радиолюбитель, он отлично представлял себе трудности, с которыми столкнутся те, кто пожелает самостоятельно сконструировать приёмник: большое количество радиоламп, дороговизна, сложность настройки...
На этом этапе проблему создания дешёвого, простого и экономичного телевизора Расплетин решал как радиолюбитель.
Вскоре появилась его статья «К вопросу об упрощении электрической схемы радиочасти телевизионного приёмника». А в конце 1938 года появился первый макет такого телевизора.
Свой опыт конструктора Расплетин стремился донести до широкого круга радиолюбителей. Так, в 1940 году в журнале «Радиофронт» (№ 3) можно было прочитать:
Не отстают в деле конструирования катодных телевизоров и радиолюбители Ленинграда. Первый радиокружок при одной из лабораторий (в составе 23 человек) начал работать в апреле 1939 года. Так как в кружке были радиолюбители с различным уровнем знаний, то решили избрать систему цикловых лекций. Кружковцы прослушали цикл лекций о любительских телевизионных приёмниках, которые прочли тт. Орлов и Кенигсон. О принципах конструирования приёмников рассказал инженер Расплетин.
В этом же номере журнала опубликована статья и самого Расплетина.
На V Всесоюзной заочной радиовыставке представленный Расплетиным малоламповый катодный телевизор получил первую премию – 1 500 рублей. В статье «Телевизор», опубликованной в 1941 году в журнале «Радиофронт» (№ 13) под рубрикой «Из премированных экспонатов V заочной радиовыставки», Расплетин писал:
Как известно, телевизионные приёмники, предназначенные для многострочного телевидения, очень сложны. В среднем число ламп в наиболее простых заграничных приёмниках доходит до 18-22. Вследствие этого их стоимость весьма высока. В настоящей статье описывается приёмник, отличающийся от существующих отечественных и заграничных своей простотой, дешевизной и экономичностью... Приёмник имеет 13 ламп, включая кинескоп.
Конструкция телевизора Расплетина превзошла даже созданный в Германии объединёнными усилиями шести фирм телеприёмник Е-1.
Однако очень скоро Расплетин отказался от идеи упрощения схем телевизоров массового применения, считая, что надо обращать особое внимание на снижение себестоимости изготовления не в ущерб качеству серийного телевизора.
Александр Андреевич не мог стоять в стороне от кипучей радиолюбительской деятельности ленинградцев. Его коллега по совместной работе М. Н. Товбин сохранил интересный документ – афишу ленинградского клуба радиолюбителей. В ней приведён план массовой и технической работы на 1-15 апреля 1941 года. Из него узнаём, что лекцию из цикла «Телевизионные приёмники» (продолжение лекции, прочитанной 28 марта) на тему «Схемы развёртывающих телевизионного приёмника» читает инженер А. А. Расплетин. А уже через несколько дней другая лекция Расплетина – «Разбор современных схем телевизионных приёмников».
Параллельно с разработкой телевизоров ВРК и ТК-1 возникла необходимость в создании телевизионного приёмника коллективного пользования с увеличенным размером экрана.
Ещё в главе «Довоенный ленинградский период»:
Телевизионные разработки в ЦРЛ
ВНИИ телевидения
Довоенные разработки телевизоров