Виталий Ермолаев: как выглядят розовые слоны на снежных просторах
Оранжевое дерево
Работая над своими картинами, я погружался в атмосферу XVIII века. Воздух и запах его казались мне знакомы...
Обычно это праздничное ощущение приходит, когда неспешно прогуливаешься в регулярных парках Ораниенбаума, Петергофа и Стрельны или в английских – Гатчины и Павловска, когда рассматриваешь эскизы декораций Ринальди, Растрелли и Бренны. Именно в эти благословенные мгновения чувствуешь себя частицей той, вроде бы давно забытой, культуры.
Ностальгические припоминания старины, как вы свежи и ярки! Как будто я жил тогда...
Ледяной дом
Завтрак с омаром
Эта эпоха увлекала меня с самого детства. Мне представлялось, что в XVIII веке на смену патриархальному аскетизму и эстетической монохромности старой Руси многоцветным потоком хлынули на наши снежные просторы заморские декоративные «забавы».
...То, что однажды истинно, будет истинно всегда... никакие перемены над истиной не властны, даже если истина эта – ложь.
Вадим Степанков, Великий Магистр Ордена Куртуазных Маньеристов
Словом, было то незабвенное время, когда по невским берегам запестрели весёлые машкерады и карнавалы, зазвенели бокалами праздники пьянства и обжорства, заскакали в непотребных плясках нимфы и сатиры и под гром военной музыки покатили под сводами обильно изукрашенных триумфальных арок в свои ледовые резиденции шутовские свадьбы.
У пруда. Пассакалия
Гатчинец, пристающий к честной девушке. Левая часть триптиха
Вся эта беспробудно-призрачная вакханалия разворачивалась среди изумительных красно-белых барочных и розово-голубых рокайльных «монплезиров» и «эрмитажей» (возведённых лучшими архитекторами и украшенных лучшими декораторами, съехавшимися со всей Европы) на фоне фонтанных струй, в «росплесках» фейерверков.
Сочетание невиданных ранее красочных излишеств и развесёлых непристойностей с привычной серостью быта и суровой бедностью российского народа и по сей день поражает своей гротесковой причудливостью и сугубой нереальностью.
В искусстве же всё иначе: «приблудные» фантазии прошлого оказались более действительны, чем самая «неприкрытая» правда, а чудачества и другие эфемерности свободного вдохновения – более рельефными и «закономерными», чем никогда не достигающее своего логического конца «продолжающееся обнищание народных масс».
Свидание. Правая часть триптиха Утро
Гатчинцы, пьющие пунш. Центральная часть триптиха
Век XVIII! Тебе открывается сердце моё. Твои всешутейшие забавы и причудливые декорации расшевеливают моё воображение... И если творения искусства – непререкаемая истина, то и никакие перемены над ней не властны, даже если истина эта – мираж «мирискусников», лёгкая выдумка увлечённых людей... Судите сами! Ведь не так уж дико выглядят розовые слоны посреди российских сугробов.
Материал подготовил Сергей Горбунов
Розовый барабанщик. Левая часть триптиха
Приезжайте к нам в Останкино. Центральная часть триптиха / Флейтистка. Правая часть триптиха
Карусель
Павел Петрович осматривает окрестности Гатчины
Пьяный фонтан
Ещё в главе «Мышление — вера — нравственность»:
Свободный поиск «непринудительных истин»
Виталий Ермолаев: как выглядят розовые слоны на снежных просторах
Андрей Крюков: Рисую то, что хочется