Варианты форсирования работ
В июле 1956 года, после первых полётов американского самолёта-шпиона U-2, создателям новейших авиационных и ракетных систем довелось пережить несколько не самых приятных часов на совещании у Н. С. Хрущёва. Руководитель страны хотел получить ответ на вопрос: что летало над центральными районами страны и есть ли возможность у советской ПВО приземлить это «явление»? Ответы не отличались оптимизмом.
Впрочем, на выдвинутое тогда же военными требование повышения высотности разрабатываемых в своих КБ самолётов и ракет согласились все. И в течение августа 1956 года появился ряд директивных документов, основным пунктом которых было обозначено увеличение высоты применения истребителей-перехватчиков и ракет до 20-25 километров.
Коснулись эти мероприятия и разрабатываемой С-75. В начале августа 1956 года на совещании у министра оборонной промышленности Д. Ф. Устинова состоялось обсуждение экстренных мер по ускорению создания передвижных средств ПВО. В числе решений было предложено всемерное форсирование работ в КБ-1 и ОКБ-2 по созданию средств С-75, рассмотрение возможности размещения средств системы С-25 на железнодорожных платформах. Железнодорожный вариант предложил известный в то время авиаконструктор Павел Владимирович Цыбин.
Обсуждение было продолжено на узком совещании у Расплетина с участием Цыбина. Обсуждали два возможных решения: одно «цыбинское» и второе – форсирование разработки С-75.
Принципиальных трудностей размещение устройств ЗРК С-25 на железнодорожных платформах не представляло. Сложность установки огромных вращающихся антенн радиолокатора наведения могла быть легко обойдена заменой этих антенн на эквивалентные с внутренним сканером.
Однако такой комплекс в целом получился весьма громоздким, а его размещение на местности ограничивалось наличием железнодорожного подъезда.
Впрочем, последнее предложение позволяло лишь на первый взгляд создать ракетный заслон на любом направлении. Фактически же оно означало создание почти «с нуля» третьего типа ЗРК, отличного как от С-25, так и от С-75. Не оставались в стороне и заказчики системы – сотрудники 4-го ГУ МО.
С учётом сложившейся ситуации было предложено создать «пазловую» одноканальную передвижную систему, собранную из уже серийно выпускаемых средств для войск ПВО страны. В качестве зенитной управляемой ракеты для этой системы предлагалось использовать серийную ракету системы С-25 (которых к этому времени было подготовлено более 2 000 штук).
В качестве станций наведения ракет предлагалось применить две серийные станции орудийной наводки СОН-4. Пусковое, заряжающее, транспортно-такелажное и заправочное оборудование для ракеты 205 также предлагалось использовать из системы С-25. И, наконец, из серийной станции Б-200 предлагалось использовать счётно-решающее устройство и станцию передачи команд на ракету.
Предложение о создании этой «пазловой» системы было официально оформлено и от имени 4-го ГУ МО разослано в необходимые организации, в том числе в КБ-1 и НИИ-20 (разработчик СОН-4). Расплетин понимал, что «цыбинский» и «пазловый» варианты не могут составить конкуренцию предложенной системе С-75. Необходимо было выиграть время. Поэтому Расплетин осенью 1956 года дал положительное заключение на предложения 4 ГУ МО. Было оформлено соответствующее решение, предусматривающее выпуск головной организацией (был определён НИИ-20) аванпроекта.
В июле 1957 года аванпроект был предъявлен 4-му ГУ МО. Заказчик принял его и предложил создать контрольный образец, провести его стрельбовые испытания и выпустить документацию системы «СОН-В-ЗОО».
Рассмотрев все варианты форсирования работ по системе С-75, Расплетин предложил вариант, оказавшийся поистине соломоновым решением. Всемерно форсировать отработку ЗУР и, упреждая появление штатного образца С-75, не теряя времени начать серийное изготовление его модификации, работающей, как и экспериментальный образец, в 10-сантиметровом диапазоне и не содержащей аппаратуры СДЦ.
Исключение аппаратуры СДЦ никак не влияло на эффективность поражения летящих на больших высотах самолётов-нарушителей. Использование же 10-сантиметрового диапазона радиоволн обеспечивало серийное производство ЗУР с освоенными промышленностью и электровакуумными приборами.
Штатную С-75 и её модификацию для краткости стали называть 6-сантиметровыми и 10-сантиметровыми системами и радиолокаторами соответственно.
Немедленно была начата разработка документации, пригодной для серийного изготовления 10-сантиметрового варианта антенных устройств, передатчиков и высокочастотной части приёмников радиолокатора наведения, а также приёмоответчика ракеты.
Дополнительной работы по остальной аппаратуре для 10-сантиметрового ЗРК не требовалось: для обоих вариантов эта аппаратура была одинаковой. По мере готовности документация на все устройства сразу же отправлялась на серийные заводы для изготовления головной партии 10-сантиметровых ЗРК. На подготовку и развёртывание серийного производства средств 10-сантиметрового варианта системы заводам было отпущено немногим более полугода. Головные образцы средств системы надлежало изготовить к маю следующего 1957 года.
В результате руководство 4-го ГУ МО решило прекратить работы по системе СОН-В-ЗОО. Железнодорожный вариант П. В. Цыбина отпал сам собой, а предложение А. А. Расплетина о скорейшем внедрении в производство упрощённого варианта С-75 – СА-75, использующего в своём составе уже освоенные промышленностью электровакуумные приборы без аппаратуры селекции движущихся целей и электронного выстрела, было принято.
5 августа 1956 года это решение было утверждено Советом министров. В соответствии с этим же решением опытный образец СА-75 предстояло подготовить к совместным испытаниям к апрелю 1957 года.
Ещё в главе «Создание системы ЗУРО С-75»:
Особенности разработки системы
Справка от 13 августа 1954 года
Варианты форсирования работ