Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №1. Январь. 1991 год

В национальном – вечное

В. Васнецов (1848–1926). Автопортрет

Виктор Васнецов... Знаем ли мы его?

Хрестоматийные, растиражированные по казённым заведениям «Богатыри», пригорюнившаяся на конфетных коробках «Алёнушка» и другие картины живописца, низводимые всуе с пьедестала искусства до уровня обёрточного ширпотреба, несмотря ни на что вынесли испытание временем.

Начинал Васнецов как жанровый живописец. В отечественных выставочных залах царили передвижники – шёл век реалистического искусства. В воздухе носились идеи служения народу, изучения и обличения российской действительности. В этой атмосфере родились васнецовские картины: «С квартиры на квартиру», «Поймали воришку», «Преферанс»... Так бы дело и шло, стало бы в нашем искусстве несколькими десятками приземлённых картин больше. Ничто не предвещало будущего Васнецова...

Богатырь

Богатырь

Всадники Апокалипсиса

Но вот в далёком Париже в приступе ностальгии в сознании художника промелькнуло эскизное видение будущего шедевра: богатыри – во всём величии народной силы, удесятерённой верой в правое дело. Это было прозрение. Родился художник светлой мечты о прошлом.

На полотнах Васнецова сказка настолько естественно переплелась с реальной жизнью, что как-то не верится, что все предшествующие мастеру поколения русских людей росли не держа в воображении хотя бы «Витязя на распутье», «Баяна», «Побоище»...

Сохранить старину такой, какой она живёт в поэтическом мире народа, стало главной, но не единственной задачей художника.

Совсем недавно перед посетителями выставочных залов предстал Васнецов в неизвестной широкой публике ипостаси – религиозного живописца.

Собор Новодевичьего монастыря

Алёнушка

Алёнушка

Крещение Руси

Крещение Руси

Религиозными живописцами были Рафаэль и Андрей Рублёв, Иван Крамской и Михаил Нестеров. В послеоктябрьский период к религиозным художникам подвижнически принадлежали Павел Корин, Ладо Гудиашвили, возвращая людей к понятиям «святое» и «вечное».

Обратить человека к высокому чувству, сокровенному знанию, даровать ему веру и душевное спокойствие, во все времена было основной задачей христианского живописца.

***

Совершив паломничество во Владимирский собор в Киеве, расписанный художником, историк Сергей Бартенев написал: «Я испытал здесь нечто такое, что заставило меня забыть красоты античного мира. Есть в мире Бог, есть Святость!

В картинах Васнецова духовный мир встаёт с неотразимой силой. Становится понятной история Духа... Я благословлял и благодарил этого чудного художника, который влил в мою душу целебный елей духа и веры».

Виктор Васнецов был убеждён, что только тогда мы, русские, внесём свою лепту в мировое искусство, когда сумеем выразить красоту, мощь и смысл наших национальных образов, а в своём национальном отразить вечное, непреходящее, всечеловеческое.

Плащаница

Плащаница

Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент

Богоматерь с младенцем.

Богоматерь с младенцем

Внук Виктора Васнецова Андрей Васнецов, народный художник РСФСР, у дома своего деда. Сегодня здесь музей

Ещё в главе «Прошлое - настоящее - будущее»:

Что сулит новый век?

Какому флагу присягнём?

В национальном – вечное