Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №6 (37) 1994 год

В начале были Веды (В поисках внутреннего мира)

«Колесо времени». Индийская миниатюра
«Колесо времени». Индийская миниатюра

«Откуда мы? Кто мы? Куда идём?» – эти главные вопросы бытия всегда волновали человечество, которое в своих мифах, религиозных доктринах и научных теориях пыталось ответить на них.

В древние времена родилось немало космогонических мифов, объясняющих возникновение Земли и Вселенной. Рассказы о сотворении мира занимают важное место в священных текстах мировых религий.

Мифы о происхождении мира и связанные с ними традиции, о которых идёт речь на этих страницах, помогают осознать, насколько разнообразны представления человека о своих истоках.

Ещё за несколько столетий до нашей эры Веды, написанные на санскрите священные гимны, царили в религиозных учениях Индии. О происхождении Вед мы знаем только то, что принесли их индоевропейские племена кочевников ариев, или арийцев, которые, начиная со второго тысячелетия до нашей эры, постепенно переселялись на территорию Индии с северо-запада.

Одно можно сказать с уверенностью: за всю свою неведомую нам историю арии собрали множество религиозных текстов, составивших своего рода Откровение. Однако, по преданию, это всего лишь четверть первоначального текста Вед: в конце «золотого века» боги решили скрыть остальное от людей. Возможно, именно поэтому ни одна из четырёх частей писания, посвящённых определённым аспектам вероучения – ритуалам, мифам, догматике и гимнам, не содержит исчерпывающей космогонии: встречаются лишь аллюзии и разрозненные, противоречивые ссылки.

Образ Творца меняется от гимна к гимну. В одном рассказывается о том, как Великий Индра, покорив дракона, создал океаны, солнце, день и ночь; в других – создание мира приписывается Варуне, который отделил две гигантские космические массы от первоначального яйца, оттеснив небесный свод на огромную высоту и заставив Землю вращаться.

Индусы верят, что всё, о чём повествуют Веды, – истина, но эта истина принимает мириады разнообразных форм, подобно священному баньяну, листва которого так густа, что сквозь неё не разглядеть солнца.

Так, например, во многих гимнах Вед рассказ о сотворении мира начинается с описания ужасной битвы, в которой то один, то другой бог играет главенствующую роль. Сражённого Индрой дракона иногда рисуют гигантским змеем, обвившим кольцом гору, которая преградила путь водной стихии.

Нанда, названый отец Кришны, советуется с астрологом. Миниатюра XVIII века

Нанда, названый отец Кришны, советуется с астрологом. Миниатюра XVIII века

Победив змея, Индра разбивает скалу и освобождает воду. Это не просто акт творения, это – избавление. Порядок и гармония оказались во власти таких могущественных сил, которые мог одолеть только бог-герой. Да и ему не удалось обойтись без сверхъестественного средства: питья (сома), приготовленного другими богами, которое привело его в состояние воинственного опьянения.

Индра, бог молнии, обычно олицетворяющий собой главную мощь в этой битве, соединяет в себе достоинства всех остальных богов, которые передали ему часть своей силы. Именно благодаря их союзу хаос и тьма терпят поражение и возникает мир, где нет места случайности и всему сущему отведено должное место.

Можно ли рассматривать этот миф как способ утверждения духа воинственности или оправдания кастовости и завоеваний? Быть может, священное предназначение ариев, «дважды рождённых» благодаря Божественному Откровению, в том и состоит, чтобы устанавливать порядок и деяниями своими прославлять богов, сражающихся против сил хаоса и тьмы, которые владеют непросвещёнными народами?

В других мифах сотворение мира связано со своеобразным космическим СОЮЗОМ. Агни (огонь, жизненная сила, дух разрушения) и Сома (жертва) – два главных божества Вед – оплодотворяют воды; появляется яйцо – Золотой зародыш. Из него и возник мир: из серебряной половины – земля, из золотой – небо. Они опираются на центральный столп – ось, вокруг которой концентрируются все жизненные силы. Возникает свет, потом начинается время, раскрываются пространства и появляются боги.

В самом знаменитом гимне «Ригведе», который ежедневно произносят все брахманы, рассказывается о том, как Праджапати – прародитель, бог всех богов, вместе с богами создал и первочеловека – Пурушу. Именно его и потребовали принести в жертву боги, и Праджапати пришлось уступить. Тело Пуруши было разделено на части, из которых образовались четыре основных сословия: священники, воины, ремесленники и крестьяне, а также – небесные светила, пространство, небо и земля, дождь, ветер и огонь.

Поглотив жертву, боги смогли отдать часть своей силы на сотворение нового человека. Этот человек – микрокосм Вселенной, состоящий из тех сил, которыми он управляется, объединил в себе черты всех богов, воплотив тем самым основную мысль индийской философии: каждая душа – часть всеобщей сути. Самораскрытие, самопознание и самоконтроль помогают открыть, познать и подчинить себе макрокосм.

Космогонические мифы не пытаются раскрыть тайну сотворения мира или смысл бытия. Они скорее приглашают к размышлению над разнообразными силами, встречающимися во Вселенной, над логикой их проявления, их истоками и деяниями, с тем чтобы познать связующие их нити, раскрыть энергию и красоту, которые заложены во всём. Осознав, что в нём скрыты те же силы, человек может ощутить многообразие и начать сознательно участвовать во вселенских процессах.

Но чтобы добиться этого, он должен вести особый образ жизни и подчиняться определённым социальным установлениям: отныне каждый его шаг должен стать воплощением этих сил. Любое действие, превращающееся с помощью жертвоприношений и священных заклинаний в ритуал, – часть вечного процесса творения. Поэтому каждый человек в своём доме, в своей касте, на своём месте должен быть священнослужителем, частью целого, фрагментом реальности.

В результате контакта с огромными городскими цивилизациями, с их древними вероучениями, а также вследствие оторванности от своих истоков ведическая религия как бы замкнулась в самой себе. Самодавлеющая важность, которую приобрёл постоянно усложнявшийся ритуал, лишила его значения. Тогда-то и появились джайнизм и буддизм, с их собственными концепциями сотворения мира и его эволюции. Стали возникать всё новые и новые направления и философские школы, росло количество литературных памятников, предлагавших самые разнообразные космогонические модели.

Одна из популярнейших в индийском религиозном искусстве тем – пахтанье Молочного океана. В начале на всём свете был один Молочный океан; потом из него выступила гора Мандара – земная ось, покоящаяся на панцире черепахи (одно из воплощений бога Вишну). Вокруг этой горы, за обладание которой извечно сражались демоны и боги, обвился кольцом гигантский змей.

Каждый из противников тянет змея в свою сторону, заставляя гору вращаться, а она тем самым взбивает молоко, образуя нектар бессмертия, красоты, счастья, мистического восторга и сладости. Этот образ, в основе которого лежит такое обыденное занятие, как сбивание масла, наводит на мысль о том, что существует некая неведомая форма бытия, содержащая действительную силу – ось. Но для того чтобы привести её в движение, нужна битва, которая раскрывает возможности этого бытия.

Лоб индийского брамина украшают священные тексты

Лоб индийского брамина украшают священные тексты

Начало видимому миру положил не бог, не концентрация или распыление изначальной стихии, а равновесие вечных элементов, находящихся в противодействии друг другу. Мысли Брахмы – это энергия, пронизывающая всё во Вселенной. В соответствии с жёсткой логикой она поочередно несёт с собой все проявления реальности, все уровни сознания – от чистого самосознания разума и мысли до чувств и их объектов – материи, этого видимого и бесконечно разнообразного претворения уникальной энергии. Человек всеми средствами старается вернуть изначальное единство, целостность.

Познание – не что иное, как путь к достижению этой цели: «Все усилия понять природу Вселенной – поиск целостности Личности. Простое наблюдение меняющихся форм не может составить ПОДЛИННОЙ науки». Этот поиск, которым занят человек с первых дней своего существования, привёл его к выводу, что «впечатления от чувств изменчивы и обманчивы. Нам доступен лишь собственный внутренний мир... А познание внешнего мира – это всего лишь проекция нашего внутреннего «я». Поэтому все индуистские боги – не что иное, как отражение внутреннего мира человека» (1).

Прошли столетия, но разные концепции так и не слились в одну. Наоборот, их стало ещё больше. Богатство жизни породило сложнейшую символику. Тридцать три бога Вед превратились в 330 тысяч в соответствии с более точным разграничением сил, воплощённых в различных формах бытия. В индийской философии никогда не стоял вопрос о достижении консенсуса ни в отношении происхождения теологии, ни в утверждении её постулатов.

Её цель скорее заключается в том, чтобы через множественность опыта точнее определить реальность, лежащую в основе всего сущего, но остающуюся непостижимой. Поднимаясь над взглядами религиозных группировок и философских школ, презирая национальную рознь, индуизм утверждает, что все точки зрения дополняют и обогащают друг друга, делая всё более прозрачной завесу, скрывающую Неведомое.

В храме Шивы в Южной Индии

В храме Шивы в Южной Индии

В таком случае, быть может, и наука всего лишь ещё одна точка зрения? По традиции каждая Веда имеет тридцать два значения, каждое из которых применимо к одной из тридцати двух наук. На тему всех этих интерпретаций написано множество научных трактатов.

Аскеты приписывают сотворение мира воде, огню, ветру и ритмичным колебаниям космоса. Другие мыслители скептически относятся к священным текстам «Упанишад» (созерцательной философии), отвергают веру в существование богов и отдают предпочтение силе, которую они называют неизбежностью, временем, природой, пустотой или случаем, полагая, что дело обошлось без вмешательства сверхъестественных сил, и выдвигая, таким образом, идею внутреннего развития или созревания. Третья школа считает, что мир состоит из атомов...

В глазах мудрецов это всего лишь жалкие потуги. Для них научные теории не более чем второстепенное подтверждение переменчивости форм материи, и долгие годы поиска приводят лишь к признанию извечных законов.

РАО ЧЕЛИКАНИ,
индийский историк и политолог;
РОЗЛИН ДЕ ЛАВАЛЬ,
французский исследователь в области истории, искусства и археологии
Из журнала «Курьер ЮНЕСКО»

***

1 – Жан Варенн «Ведическая космология»

Ещё в главе «Земля - человек - небо»:

У нас есть будущее, несмотря на...

Этика магов (этюд о неогуманизме)

Милость сердца (Учение индейских магов в книгах Карлоса Кастанеды и традиции христианского гуманизма)

В начале были Веды (В поисках внутреннего мира)