В начале были Веды (В поисках внутреннего мира)
«Откуда мы? Кто мы? Куда идём?» – эти главные вопросы бытия всегда волновали человечество, которое в своих мифах, религиозных доктринах и научных теориях пыталось ответить на них.
В древние времена родилось немало космогонических мифов, объясняющих возникновение Земли и Вселенной. Рассказы о сотворении мира занимают важное место в священных текстах мировых религий.
Мифы о происхождении мира и связанные с ними традиции, о которых идёт речь на этих страницах, помогают осознать, насколько разнообразны представления человека о своих истоках.
Ещё за несколько столетий до нашей эры Веды, написанные на санскрите священные гимны, царили в религиозных учениях Индии. О происхождении Вед мы знаем только то, что принесли их индоевропейские племена кочевников ариев, или арийцев, которые, начиная со второго тысячелетия до нашей эры, постепенно переселялись на территорию Индии с северо-запада.
Одно можно сказать с уверенностью: за всю свою неведомую нам историю арии собрали множество религиозных текстов, составивших своего рода Откровение. Однако, по преданию, это всего лишь четверть первоначального текста Вед: в конце «золотого века» боги решили скрыть остальное от людей. Возможно, именно поэтому ни одна из четырёх частей писания, посвящённых определённым аспектам вероучения – ритуалам, мифам, догматике и гимнам, не содержит исчерпывающей космогонии: встречаются лишь аллюзии и разрозненные, противоречивые ссылки.
Образ Творца меняется от гимна к гимну. В одном рассказывается о том, как Великий Индра, покорив дракона, создал океаны, солнце, день и ночь; в других – создание мира приписывается Варуне, который отделил две гигантские космические массы от первоначального яйца, оттеснив небесный свод на огромную высоту и заставив Землю вращаться.
Индусы верят, что всё, о чём повествуют Веды, – истина, но эта истина принимает мириады разнообразных форм, подобно священному баньяну, листва которого так густа, что сквозь неё не разглядеть солнца.
Так, например, во многих гимнах Вед рассказ о сотворении мира начинается с описания ужасной битвы, в которой то один, то другой бог играет главенствующую роль. Сражённого Индрой дракона иногда рисуют гигантским змеем, обвившим кольцом гору, которая преградила путь водной стихии.
Нанда, названый отец Кришны, советуется с астрологом. Миниатюра XVIII века
Победив змея, Индра разбивает скалу и освобождает воду. Это не просто акт творения, это – избавление. Порядок и гармония оказались во власти таких могущественных сил, которые мог одолеть только бог-герой. Да и ему не удалось обойтись без сверхъестественного средства: питья (сома), приготовленного другими богами, которое привело его в состояние воинственного опьянения.
Индра, бог молнии, обычно олицетворяющий собой главную мощь в этой битве, соединяет в себе достоинства всех остальных богов, которые передали ему часть своей силы. Именно благодаря их союзу хаос и тьма терпят поражение и возникает мир, где нет места случайности и всему сущему отведено должное место.
Можно ли рассматривать этот миф как способ утверждения духа воинственности или оправдания кастовости и завоеваний? Быть может, священное предназначение ариев, «дважды рождённых» благодаря Божественному Откровению, в том и состоит, чтобы устанавливать порядок и деяниями своими прославлять богов, сражающихся против сил хаоса и тьмы, которые владеют непросвещёнными народами?
В других мифах сотворение мира связано со своеобразным космическим СОЮЗОМ. Агни (огонь, жизненная сила, дух разрушения) и Сома (жертва) – два главных божества Вед – оплодотворяют воды; появляется яйцо – Золотой зародыш. Из него и возник мир: из серебряной половины – земля, из золотой – небо. Они опираются на центральный столп – ось, вокруг которой концентрируются все жизненные силы. Возникает свет, потом начинается время, раскрываются пространства и появляются боги.
В самом знаменитом гимне «Ригведе», который ежедневно произносят все брахманы, рассказывается о том, как Праджапати – прародитель, бог всех богов, вместе с богами создал и первочеловека – Пурушу. Именно его и потребовали принести в жертву боги, и Праджапати пришлось уступить. Тело Пуруши было разделено на части, из которых образовались четыре основных сословия: священники, воины, ремесленники и крестьяне, а также – небесные светила, пространство, небо и земля, дождь, ветер и огонь.
Поглотив жертву, боги смогли отдать часть своей силы на сотворение нового человека. Этот человек – микрокосм Вселенной, состоящий из тех сил, которыми он управляется, объединил в себе черты всех богов, воплотив тем самым основную мысль индийской философии: каждая душа – часть всеобщей сути. Самораскрытие, самопознание и самоконтроль помогают открыть, познать и подчинить себе макрокосм.
Космогонические мифы не пытаются раскрыть тайну сотворения мира или смысл бытия. Они скорее приглашают к размышлению над разнообразными силами, встречающимися во Вселенной, над логикой их проявления, их истоками и деяниями, с тем чтобы познать связующие их нити, раскрыть энергию и красоту, которые заложены во всём. Осознав, что в нём скрыты те же силы, человек может ощутить многообразие и начать сознательно участвовать во вселенских процессах.
Но чтобы добиться этого, он должен вести особый образ жизни и подчиняться определённым социальным установлениям: отныне каждый его шаг должен стать воплощением этих сил. Любое действие, превращающееся с помощью жертвоприношений и священных заклинаний в ритуал, – часть вечного процесса творения. Поэтому каждый человек в своём доме, в своей касте, на своём месте должен быть священнослужителем, частью целого, фрагментом реальности.
В результате контакта с огромными городскими цивилизациями, с их древними вероучениями, а также вследствие оторванности от своих истоков ведическая религия как бы замкнулась в самой себе. Самодавлеющая важность, которую приобрёл постоянно усложнявшийся ритуал, лишила его значения. Тогда-то и появились джайнизм и буддизм, с их собственными концепциями сотворения мира и его эволюции. Стали возникать всё новые и новые направления и философские школы, росло количество литературных памятников, предлагавших самые разнообразные космогонические модели.
Одна из популярнейших в индийском религиозном искусстве тем – пахтанье Молочного океана. В начале на всём свете был один Молочный океан; потом из него выступила гора Мандара – земная ось, покоящаяся на панцире черепахи (одно из воплощений бога Вишну). Вокруг этой горы, за обладание которой извечно сражались демоны и боги, обвился кольцом гигантский змей.
Каждый из противников тянет змея в свою сторону, заставляя гору вращаться, а она тем самым взбивает молоко, образуя нектар бессмертия, красоты, счастья, мистического восторга и сладости. Этот образ, в основе которого лежит такое обыденное занятие, как сбивание масла, наводит на мысль о том, что существует некая неведомая форма бытия, содержащая действительную силу – ось. Но для того чтобы привести её в движение, нужна битва, которая раскрывает возможности этого бытия.
Лоб индийского брамина украшают священные тексты
Начало видимому миру положил не бог, не концентрация или распыление изначальной стихии, а равновесие вечных элементов, находящихся в противодействии друг другу. Мысли Брахмы – это энергия, пронизывающая всё во Вселенной. В соответствии с жёсткой логикой она поочередно несёт с собой все проявления реальности, все уровни сознания – от чистого самосознания разума и мысли до чувств и их объектов – материи, этого видимого и бесконечно разнообразного претворения уникальной энергии. Человек всеми средствами старается вернуть изначальное единство, целостность.
Познание – не что иное, как путь к достижению этой цели: «Все усилия понять природу Вселенной – поиск целостности Личности. Простое наблюдение меняющихся форм не может составить ПОДЛИННОЙ науки». Этот поиск, которым занят человек с первых дней своего существования, привёл его к выводу, что «впечатления от чувств изменчивы и обманчивы. Нам доступен лишь собственный внутренний мир... А познание внешнего мира – это всего лишь проекция нашего внутреннего «я». Поэтому все индуистские боги – не что иное, как отражение внутреннего мира человека» (1).
Прошли столетия, но разные концепции так и не слились в одну. Наоборот, их стало ещё больше. Богатство жизни породило сложнейшую символику. Тридцать три бога Вед превратились в 330 тысяч в соответствии с более точным разграничением сил, воплощённых в различных формах бытия. В индийской философии никогда не стоял вопрос о достижении консенсуса ни в отношении происхождения теологии, ни в утверждении её постулатов.
Её цель скорее заключается в том, чтобы через множественность опыта точнее определить реальность, лежащую в основе всего сущего, но остающуюся непостижимой. Поднимаясь над взглядами религиозных группировок и философских школ, презирая национальную рознь, индуизм утверждает, что все точки зрения дополняют и обогащают друг друга, делая всё более прозрачной завесу, скрывающую Неведомое.
В храме Шивы в Южной Индии
В таком случае, быть может, и наука всего лишь ещё одна точка зрения? По традиции каждая Веда имеет тридцать два значения, каждое из которых применимо к одной из тридцати двух наук. На тему всех этих интерпретаций написано множество научных трактатов.
Аскеты приписывают сотворение мира воде, огню, ветру и ритмичным колебаниям космоса. Другие мыслители скептически относятся к священным текстам «Упанишад» (созерцательной философии), отвергают веру в существование богов и отдают предпочтение силе, которую они называют неизбежностью, временем, природой, пустотой или случаем, полагая, что дело обошлось без вмешательства сверхъестественных сил, и выдвигая, таким образом, идею внутреннего развития или созревания. Третья школа считает, что мир состоит из атомов...
В глазах мудрецов это всего лишь жалкие потуги. Для них научные теории не более чем второстепенное подтверждение переменчивости форм материи, и долгие годы поиска приводят лишь к признанию извечных законов.
РАО ЧЕЛИКАНИ,
индийский историк и политолог;
РОЗЛИН ДЕ ЛАВАЛЬ,
французский исследователь в области истории, искусства и археологии
Из журнала «Курьер ЮНЕСКО»
***
1 – Жан Варенн «Ведическая космология»
Ещё в главе «Земля - человек - небо»:
У нас есть будущее, несмотря на...
Этика магов (этюд о неогуманизме)
В начале были Веды (В поисках внутреннего мира)