«...имя Бога должно быть забыто». Как строились и как закрывались храмы

Где храм,
чтобы возжечь свечу?
Не сберегли,
Не сохранили,
Всё разнесли по кирпичу...
Вл. Новиков
Наталья ЛЕБЕДЕВА (г. Омск)
На краю русской земли, где на сотни вёрст вокруг простиралась степь, в начале XVIII века вознёсся крест над шатром деревянного храма во имя святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в Омской крепости. Наверное, чувство бесконечности охватывало основателей города, когда строили они укрепление на высоком берегу Оми, там, где впадала она в широкий Иртыш. Задуманная ещё при царе Фёдоре Иоанновиче Омская крепость была заложена в 1716 году, освящение первой церкви во имя самого почитаемого русского святого было неслучайным – Сергий Радонежский считался покровителем воинов. На границе империи защищали не только государство, но и православную веру.
Время возводить храмы
Городу же суждено было закрепиться и возмужать на правом противоположном берегу Оми. В центре новой крепости возвели Воскресенский войсковой собор, в течение многих десятилетий вбиравший и аккумулировавший в себе беды и радости жителей Омска. Но и этот храм уже далёкое прошлое, как и тот первый. Не уберегли, не сохранили...
А строился собор по инициативе командира Иртышской линии» пограничных укреплений генерал-поручика и кавалера Ивана Ивановича Шпрингера. В его строительстве участвовали талантливые сибирские зодчие, художники и летописцы, выходцы из тобольских ямщиков – братья Черепановы. Осенью 1773 года были освящены три престола, а в 1779 году – четвёртый. Из храмового имущества особенно ценились дары императрицы Екатерины II – Евангелие, изданное в Москве в 1760 году и украшенное серебряными изображениями Господа Вседержителя и четырёх Евангелистов. В соборе бережно хранились 3 казачьих знамени 1711 года. Здесь была большая церковная библиотека, насчитывавшая 1875 томов, в том числе древние Евангелия и требник митрополита Петра Могилы 1647 года.
В войсковом соборе молился Фёдор Михайлович Достоевский, отбывавший в Омске почти 4 года каторгу (с 23 января 1850 года). Благодаря священникам С. Я. Знаменскому, Д. Пономарёву, А. И. Сулоцкому писатель укрепился в вере, наставники передавали ему в госпиталь книги Святого Писания и журналы духовного содержания.
Стефана Яковлевича Знаменского (1806–1877 гг.), настоятеля Воскресенского собора, архиепископ Афанасий называл праведным. «Нестяжательный и снисходительный» о. Стефан имел все награды, предусмотренные для белого духовенства.
В Омск он был переведён в 1853 году по просьбе генерал-губернатора Западной Сибири Г. X. Гасфорта. Именно С. Я. Знаменский крестил в конце марта 1856 года в этом храме Михаила Врубеля.
При храме были школа и приют для сирот нижних чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией.
Ильинская церковь была построена на территории Старой крепости старанием главнокомандующего генерал-поручика и кавалера Николая Гавриловича Огарёва. В храме хранился список с Чудотворной иконы Абалацкой Божией Матери, известной множеством исцелений болящих.
Проект Архиерейского дома в г. Омске
Прекрасный храм в стиле ампир во имя святителя Николая Чудотворца был построен сибирскими казаками в 1840 году. В основу проекта этой церкви был положен рисунок В. П. Стасова. В 1883 году из Берёзова в Омскую Никольскую казачью церковь было передано знамя Ермака, по преданию, подаренное Ермаку Тимофеевичу Строгановым перед его походом в Сибирь. В 1916 году храм получил статус собора Сибирского Казачьего войска. Во время гражданской войны в храме проводились молебны перед открытием кругов Сибирского казачьего войска, а также панихида по Лавру Георгиевичу Корнилову.
Самым большим в городе был Успенский кафедральный собор. Первый камень в основании здания был положен в 1891 году будущим императором Николаем II. Храм в русском стиле был построен по проекту архитектора Э. Ф. Вирриха в 1898 году. В нём находилась икона святой благоверной княгини Анны Кашинской с частицей её святых мощей.
Большинство храмов Омска строилось на средства благотворителей: Крестовоздвиженская церковь (1870) – омского купца Григория Петровича Андреева и его жены Вассы Петровны; Всехсвятская Кладбищенская (1859, 1896) – почётного гражданина Владимира Петровича Кузнецова и омского купца Григория Васильевича Шкроева; Параскевиевская (1901) – купчихи Параскевы Памфильевны Шкроевой; церковь на Шепелевом кладбище во имя Павла Комельского Чудотворца (1902 ) – чиновничьей вдовы Бобровой и других граждан Омска; Михаило-Клопская церковь – купеческой вдовы Веры Лаврентьевны Галкиной; Георгиевская на подворье Михаило-Архангельского женского монастыря – купеческой вдовы Дарьи Фёдоровны Волковой; Свято-Троицкая на станции Оме (1900) – на 23 000 р. братьев Баевых и 10 000 р. – потомственного почётного гражданина А. И. Дерова, а также на средства неизвестных благотворителей; часовня во имя Иверской иконы Божией Матери и во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца (1867) – усердием омского купца Фёдора Курганского.
Домовые храмы учебных заведений и богаделен тоже, в основном, были устроены на деньги жертвователей.
Когда Омск имел честь быть столицей Белой России, далеко отсюда, в Перми, приняли мученическую смерть многие священники и их прихожане. 4 июля 1918 года был закопан живым в землю архиепископ Андроник; 11 декабря, после истязаний и многократного погружения в ледяную воду, утоплен в Каме епископ Феофаний; 112 священников и монахов, 101 прихожанин заколоты штыками, изрублены шашками, утоплены или расстреляны после страшных надругательств. Империя погибала, страна была залита кровью лучших своих сынов. Не будет большой натяжкой утверждать, что красный террор был направлен не в последнюю очередь против священников, как главных противников коммунистической идеологии.
А в Омске ещё продолжали возводить храмы: Никольский в Игнатовке и Знаменский в Новом форштадте. В кафедральном соборе божественно пел Максим Дормидонтович Михайлов (1893–1971), особенно проникновенно звучало «Спаси, Боже, люди твоя...» В начале 1920-х годов он стал протодьяконом при патриархе Тихоне и затем только дважды приезжал в Омск на могилу сына.
Архиепископ Сильвестр в феврале 1919 года обратился к пастве с проповедью «Личное начало в человеке и его нравственное значение». Тогда же был создан отряд проповедников из трёх священников, дьякона и троих мирян для работы в армии, а старообрядческая депутация подарила английской военной миссии образ Троицы с пожеланием: «Как Святая Троица вечна и неделима, так пусть будет вечен и неделим союз России с Англией».
19 августа 1919 года всеми христианскими конфессиями были созданы дружины Святого Креста.
Вывоз колоколов с Никольского войскового казачьего собора. 1930-е годы
Революционный подрыв
Мир кончился с приходом в город красных. Для Омской епархии красный террор начался с ареста архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского) – духовного писателя и честного человека. Он закончил свои дни в тюрьме в марте 1920 года.
Полным ходом шло осуществление декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Всё имущество существующих в России церковных и религиозных обществ было объявлено народным достоянием, преподавание же религиозных вероучений запрещалось. Был создан ликвидационный отдел Наркомюста. «Ликвидировали» не только церкви и их имущество, но, в первую очередь, религиозное мировоззрение и его носителей – священников.
Из 360 000 священнослужителей к концу 1919 года в России в живых осталось всего 40 000 человек. Убивали «за проповеди», «за колокольный звон», «за отказ сражаться в армии красных против сибирских войск».
В Омске начали закрывать храмы и монастыри. 26 октября 1920 года вышло постановление о ликвидации Епархиального Совета, а также церквей при учреждениях и домовых. Из приходских храмов первой «репрессировали» Скорбященскую церковь на территории военного госпиталя и приписанную к ней Серафимо-Алексеевскую часовню у моста через Омь (построена в 1907 г. в честь Серафима Саровского Чудотворца и цесаревича Алексея).
В 1920 году были изгнаны из омских монастырей монахини. В монастыре во имя Казанской иконы Божией Матери сначала разместили детдом, затем изъяли «излишки» продуктов, в результате почти все дети умерли от голода. Выжили лишь немногие, благодаря оставшимся без пристанища монахиням, которые собирали подаяние и приносили его детям.
В начале 1920-х годов в Омск был назначен архиепископ Димитрий. Но после обновленческого Собора произошло разделение Русской Православной церкви, отрицательно сказавшееся на положении религиозных общин. Занявший омскую кафедру архиепископ Петр (Блинов) пытался привлечь прихожан своим ораторским искусством. Но живоцерковническое течение не устраивало большинство христиан, и храмы обновленцев пустели на глазах. А приверженцы патриарха Тихона подвергались гонениям.
Тихоновские общины часто не имели храмов. Так, Никольский казачий собор, переданный несуществующей на деле обновленческой общине, вследствие такой политики много лет пустовал и осквернялся.
В 1926 году в городе было 14 православных церквей, 1 лютеранская, 1 римско-католический костёл, 2 синагоги, 2 мечети, 1 старообрядческая церковь и молитвенный дом баптистов – всего 22 храма.
Из числа православных церквей тихоновского течения было 11, а обновленческого – 3.
Сколько же прихожан было в каждом храме в то богонеприязненное время? (В скобках указан год.) В Знаменской церкви – 167 человек (1928), Крестовоздвиженской – 137 (1928), Кладбищенской Павловской – 201 (1928), Галкинской Михаило-Клопской – 104 (1926), 91 (1928), Кривощековской и Николаевской – 62, Параскевиевской – 189 (1926), 104 (1928), Богородице-Братской – 639, Всехсвятской Кладбищенской – 310, Ильинской – 228, Георгиевской – 180. Всего 2130 человек тихоновского течения.
Обновленцам были отданы лучшие храмы города: в Успенском кафедральном соборе их числилось 20 человек, в Никольской казачьей церкви – 31 (скорее всего, только на бумаге), Воскресенский крепостной собор откровенно пустовал. Такое положение привело к тому, что храмы, переданные обновленцам, были постепенно закрыты. Покровская церковь на территории военной части по ходатайству красноармейцев была в 1927 году отобрана у верующих и передана под клуб.
В соответствии с декретом об отделении Церкви от государства общины не имели юридических прав на своё имущество. Церковные библиотеки подлежали учёту в ОГПУ. 8 апреля 1929 года вышло Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях», в нём говорилось о процедуре регистрации, лишении религиозных общин прав юридического лица; ограничении мест богослужения культовым зданием и кладбищем.
В Постановлении же от 24 октября пошли ещё дальше – в нём предусматривалось уничтожение церковных библиотек. Книги передавались в архивное бюро при НКВД. Они должны были доставляться в Омск из всех епархий за счёт общин. Но местные власти часто просто жгли и книги и иконы.
Первое крупное изъятие книг произошло в 1930 году: библиотека Шкроевской-Параскевиевской церкви лишилась 464-х книг, а Крестовоздвиженской – 473-х. Несмотря на усиливающиеся репрессии, посещаемость некоторых храмов всё же возросла, хотя и за счёт лишенцев.
1930–1931 годы стали одними из самых трагических для омских священников и прихожан, так как именно в это время был инспирирован процесс об антисоветском заговоре в их среде. Организатором «заговора» был назван настоятель Богородице-Братской церкви (самый большой приход в Омске) Василий Феофанович Инфантьев – его расстреляли, через несколько лет погибла почти вся его семья.
Поводом к обвинению в «заговоре» было недовольство священников и прихожан высокой арендной платой и требованием со стороны властей дорогостоящего ремонта храмов. «Рядовые участники заговора» были отправлены в концлагеря и ссылку, и только несколько человек были освобождены после длительного заключения во время следствия.
«Безбожная пятилетка»
Следующим шагом советского правительства в отношении Церкви был декрет от 15 мая 1932 года о «Безбожной пятилетке». К 1 мая 1937 года «...имя бога должно быть забыто» на всей территории СССР. В течение 1935–1936 годов предполагалось закрыть все церкви. За это время перестали существовать 70 епархий, было арестовано 40 епископов. (Все они погибли.) В 1938 году осталось 5% от числа храмов, действовавших в 1920-е годы.
В 1935 году в Омске были разрушены Ильинская церковь и Успенский кафедральный собор. При разборке последнего после взрыва использовали политзаключённых из тюрьмы НКВД. В этом же году начали строительство Омского Управления НКВД, включившего в себя здание Архиерейского дома и Духовной консистории.
Постановлением Президиума Омского облисполкома от 05.11.36 была закрыта Крестовоздвиженская церковь. На обращение общины во ВЦИК о возвращении храма пришёл ответ за подписью М. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». (25.12.37).
В 1938 году закрыли Знаменскую и Галкинскую (Михаило-Клопскую) церкви, «успешно осуществив операцию» по сбору подписей среди неграмотных прихожан за передачу храма под клуб. В феврале 1939 года – Всехсвятскую и Параскевиевскую, при этом община последней опротестовала закрытие, но безрезультатно... Обман и беззаконие по отношению к верующим были в порядке вещей.
Комиссия общества безбожников не уставала выявлять «массу безобразий», творимых церковниками: «Мракобесы, движимые звериной ненавистью к Советской власти, пользуясь случаем, применяли самые коварные методы борьбы против нас...
1. Поп Бурдин Иван, Знаменского района Тарского округа, епископ Журавлёв.
2. Поп Воробьёв в Омске.
3. Попы Гаронович, Богоявленский.
4. Сектанты Савченко Пётр, Лавриченко Михаил».
Такие заявления в то время были равносильны смертному приговору.
Так, возмущение комиссии вызывало Казачье кладбище: «Церковь с выбитыми стёклами стоит давно и не сносится... Вырываются покойники, снимают с них бельё и оставляют на поверхности земли».
Мечеть. 1950-е годы
Заметьте, негодование направлено не на причины крайней степени одичания людей, вынужденных раздевать покойников, а на то, что почему-то не сносится храм. Последней была закрыта Никольская церковь в Ленинске (17 мая 1940 г.) Прихожане послали опровержение в Верховный Совет РСФСР, объясняя, что подписать акт о плохом состоянии здания священника заставили угрозами. Но Верховный Совет остался глух. 16 ноября 1940 г. он утвердил передачу церковного здания под клуб. (Какая трогательная забота о культурном досуге!)
Сохранилось лишь то, что не успели снести...
Вся информация о закрытии омских храмов извлечена из дел государственного архива Омской области. Изучение этих материалов позволило выявить механизм закрытия церквей в Омской и Тюменской областях и, вероятно, вообще в СССР. Общине предъявлялся акт о необходимости ремонта здания (с указанием умышленно завышенной суммы), даже если храм был в хорошем состоянии.
Верующие, естественно, не могли собрать такие денежные средства и лишались права проводить богослужения в храме. Часто впоследствии здание годами не использовалось, ветшало, затем в свой черёд сносилось. За примерами далеко ходить не надо: Воскресенский собор (1958), Всехсвятская кладбищенская церковь (1975), Михаило-Клопская церковь (1956). Подобную судьбу разделили и храмы других конфессий.
Крестовоздвиженская церковь (1870 год). Архитектор Ф. Вагнер
Работники культуры города неоднократно ходатайствовали о передаче церковных зданий для размещения в них музеев. В 1928 году комиссия по выявлению исторического, художественного и архитектурного значения крепостного собора отметила огромную ценность Воскресенского храма, как первого каменного здания Омска и значительного архитектурного памятника.
В документе подчёркивалась оригинальность лепнины внутренних помещений и икон с архангелами с казачьими шашками. Но Окрисполком принял решение о передаче собора под клуб для военных. В 1948–1949 гг. директор Омского музея краеведения А. Ф. Палешенков добивался передачи здания Всехсвятской кладбищенской церкви под музей города, но открыть новый музей тогда так и не удалось.
Некоторые храмы сохранились просто чудом. До Великой Отечественной войны так и не успели снести Крестовоздвиженскую церковь. Верующие добились возвращения этого храма в 1943 году. (Ими проводились сборы пожертвований в Фонд обороны, сумма пожертвований на это святое дело составила 10 000 рублей. В ответ была получена благодарственная телеграмма за подписью Сталина.) После войны открыли Никольский храм на ул. Труда. Но только в конце 1980-х – начале 90-х гг. Омско-Тарской епархии был передан «остаток» сохранившихся омских храмов.
Сегодня у многих из нас ещё теплится надежда, что с восстановлением церквей возродится и дух нашего народа, и его вера. Да будет так!
Ещё в главе «Просвещение - личность - общество»:
«...имя Бога должно быть забыто». Как строились и как закрывались храмы