Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №1. 1994 год

Открыть PDF

В доме должно быть всё прочно – считает президент Торгового Дома «Легпромсырьё»

Александр Абрамович Пекер
Александр Абрамович Пекер

Когда в 1991 году мы объявили о создании Торгового Дома «Легпромсырьё», многие, особенно министерские «доброжелатели», говорили, что торопимся, бежим впереди паровоза. Вначале, мол, должен рынок окрепнуть, а потом Торговый Дом строиться. Мы рассчитали иначе. Лукавили министерские командиры, убеждая нас в неопытности, недозрелости.

Вкус каши, заваренной на рыночных интересах, мы изведали давно. «Главлегпромсырьё» (так называлась организация – предшественник Торгового Дома) уже лет семьдесят решала из года в год непростую задачу снабжения отрасли сырьём. Никакие команды сверху и при плановой экономике не могли задавить интерес продавца, владельца сырья, сбыть дороже, а покупателя – купить дешевле.

Мы были всегда между ними, урезонивая интересы, формируя конъюнктуру и спрос. Зарабатывали при этом свою копейку. Чем не рынок? Правда, оставались нам после всех трудов лишь вершки, а корешки отбирали.

Поэтому Госкомитет по лёгкой промышленности сильно против Торгового Дома выступал. Только в мае 1991 года удалось сломать эту стену запретов.

Для начала разделили собственность. Нам достались 8,5 миллиона рублей. Собрали учредителей (всего 296 предприятий и организаций) и образовали Торговый Дом «Легпромсырьё».

Для того чтобы зарабатывать деньги, не было необходимости пускаться во все тяжкие, часто таким образом утверждали себя обретшие свободу посредники. Главный наш козырь – информация. Мы знаем, у кого купить, как правильно оформить сделку и кому выгодно продать. Владея таким ноу-хау, нет проблем найти партнёра в бизнесе.

За год Торговый Дом создал свою рыночную инфраструктуру с финансовыми органами, товаропроизводящей сетью, информационной базой. Таким образом и формируется рыночное пространство в отрасли, стране.

И у нас были трудные времена, свеж в памяти 1992-й год: отсутствие денег у предприятий, неплатежи, разрушение экономических связей. Но мы выжили... и даже с прибылью.

Сейчас работаем в нескольких направлениях. Приобретаем сырьё для предприятий; если у них нет денег, вкладываем свои. Наша задача – не только найти оптовика, закупающего продукцию, но и оказать ему помощь в сбыте. Берём на себя экспортно-импортные поставки.

В прошлом году оборот «внешних» операций составил около 15 млн $, в этом году он увеличится в 4-5 раз. Иногда расчётливо рискуем – кредитуем предприятия, и не только российские, помогаем заграничным. Ведь они остаются нашими учредителями и совсем не виноваты в том, что политики городят заставы между республиками.

Сейчас чётче видна цель, ради которой создавался Торговый Дом. Это не только деньги. Торговый дом – это система обеспечения промышленности. Мы связали в узел интересы четырёхсот предприятий без всякого принуждения, следуя только логике интересов.

– Вы уверены в себе и совсем не страшитесь конкуренции?

– Конкуренция – это всего лишь, так сказать, бодрящие обстоятельства для того, кто владеет ноу-хау. Чтобы появился второй смельчак, подобный нам, ему необходимо накопить столько же информации. На это уйдут годы. Да и есть ли смысл ломиться в нишу, которая занята. Это я говорю о здоровой конкуренции. У нас же пока не по правилам играет само государство.

Государство по привычке делит предприятия на любимчиков и чужаков. Одним подтягивает узду, другим отпускает. Наделяет такими льготами, что и не снились. Если бы всё это делалось в интересах страны, но чаще всего условия определяет интерес конкретного чиновника. Раньше он запрещал, теперь разрешает, что, по сути, одно и то же, только стоит дороже.

– Чувствуется, что нынешние власти Вы не очень-то жалуете?

– Не власть плоха, беда, что людям, её подчинившим, не выгодны реформы в экономике. Реформы – это прежде всего разумное рассредоточение власти. А принцип восточных узурпаторов иной – всё в кулак, всё под себя. Мы предлагали Верховному Совету и Правительству очень выгодные проекты... Увязает, как в болоте! Им некогда – они заняты, как сказал спикер, верхушечной борьбой. Фразу нашли – верхушечная.

Самая обыкновенная базарная драка. В её запале никто не думает об интересах предпринимателей. Заигрывают только с толпой, ища поддержки. Отсюда и непомерные налоги, и грабительская аренда.

Всё это, конечно, недостойно и печально, но нет сомнений – временно. Предприниматели окрепнут, несмотря ни на что, примут активное участие в выборах, сформируют своё лобби в эшелонах власти. К лучшему ли это?

Во всяком случае, власть будет другой, отвечающей интересам людей, которые создают производства, формируют экономику. У нас просто вывернуты мозги наизнанку пролетарским сознанием, когда столпом общества объявлялся человек с лопатой.

Для меня сегодня очевидно: государство должно опереться на того, кто придумывает и организовывает прочное дело, дело, полезное людям.

Ещё в главе «Жизнь - слово - дело»:

В доме должно быть всё прочно – считает президент Торгового Дома «Легпромсырьё»

Занять достойное место на информационном рынке

«Мир наш – школа, где мы учимся познавать»

Об искусстве беседы

О том, что философствовать – это значит учиться умирать