Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Книга «Расплетин». Серия «Жизнь замечательных людей»

Телевизор с большим экраном

В те предвоенные годы перед создателями телевизионных систем в нашей стране со всей остротой встала проблема расширения числа одновременно обслуживаемых зрителей.

Расплетин считал, что экран размером 1 x 1 метр для небольших аудиторий является минимальным. Для обслуживания аудитории в 100-150 человек требовались экраны 3 x 4 метра. А для особых случаев, например для Большого зала Дворца Советов, требовалось спроектировать экраны по 200-400 квадратных метров. Но элементная база того времени позволяла добиваться этого только одним путём – созданием проекционно-лучевых систем. Требовалось создать на экране приёмной трубки изображение такой яркости, чтобы его с помощью объектива можно было спроецировать на экран.

В марте 1939 года на XVIII съезде КПСС было обращено особое внимание на необходимость создания видеокомплекса Дворца Советов в Москве. Его планировалось воздвигнуть на месте взорванного Храма Христа Спасителя.

Задание Всесоюзного радиокомитета на создание этого видеокомплекса составила большая группа специалистов под руководством А. В. Дубинина. Разработкой приёмной телевизионной аппаратуры для него занимались в лаборатории под руководством Евгения Евгеньевича Фридберга, старшим инженером в ней был Расплетин. Площадь экрана должна была составить 12 квадратных метров.

Война помешала осуществлению этого проекта. Но сохранившийся отчёт даёт представление о том, как решали эту задачу радиоинженеры того времени.

В то время, когда Расплетин вплотную занялся большим экраном, в лабораторию пришёл студент-дипломник Иван Завгороднев. Через неделю Завгороднев получил задание смонтировать блоки кадровой и строчной развёрток для получения растра на экране кинескопа. Об этом эпизоде И. М. Завгороднев вспоминал:

Долго и усердно я терзал провода паяльником, и вот на экране вспыхнули яркие, резкие линии растра. Радости моей не было конца. Позвал Александра Андреевича в надежде, что он обрадуется так же, как и я. Но он спокойно и серьёзно посмотрел на экран и сказал: «Мало количества строк, нужна регулировка».

Потом он осторожно стукнул рукой по плате блока развёртки. Экран погас, и вместе с ним погасла моя радость. Почувствовал себя как старуха у известного корыта.

Расплетин улыбнулся: «Плохой монтаж». Сел за рабочий стол и показал мне, как надо паять и какие провода ставить в накальные и анодные цепи.

Его естественная простота, благожелательность и уверенность успокоили меня. Полностью разобрал своё творение, смонтировал блоки заново. Бил по ним кулаком основательно, а уже после этого пошёл показывать свою работу Александру Андреевичу.

Прошло несколько недель, и Расплетин, обращаясь к Завгородневу, сказал: «Будете разрабатывать тему большого экрана». Завгороднев, как он сам потом вспоминал, был буквально ошеломлён, считал, что ему досталась сказочная тема. И, конечно, с радостью согласился.

Расплетин заставлял дипломника больше работать самостоятельно, думать. И такой методики он придерживался всю жизнь. Через Расплетина прошло большое количество дипломников, а позднее аспирантов. Обычно объяснения он давал кратко, старясь растолковать самую суть, принцип, причину. При этом он очень внимательно смотрел на собеседника. Если видел, что тому не всё ясно, то повторял ещё раз. Как правило, заканчивал фразой: «Подумай ещё сам, завтра придёшь – расскажешь».

После защиты диплома Иван Завгороднев остался работать в лаборатории, которой руководил Расплетин.

От слов предстояло переходить к делу. Работа шла напряжённая. Особенностью инженерного мышления Расплетина было то, что он не шёл слепо за признанными авторитетами. Это, конечно, не значило, что он безапелляционно отметал достигнутое другими.

Задание ВРК было выполнено. В результате в СССР были впервые разработаны телевизионные установки с большим экраном: ТЭ-1 (телевизор экранный) с выносным экраном 1 x 1,2 метра и ТЭ-2 с экраном 2 x 3 метра.

Газета «Известия» 6 марта 1939 года (№ 53) в заметке «Телевизор с большим экраном» писала:

Вчера во Всесоюзном радиокомитете впервые демонстрировался разработанный и построенный нашей промышленностью телевизионный приёмник с большим экраном размером 1 x 1,2 м. До сих пор в Советском Союзе телевизионные экраны подобной величины не изготовлялись. Размер экрана существующих приёмников типа ТК-1 – 18 x 24 сантиметра. Новая телевизионная установка позволяет организовать телевидение для большой аудитории в 100-150 человек.

Всесоюзный радиокомитет предполагает установить телевизионные приёмники с большим экраном в специальных павильонах на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В период создания этих телевизоров в лаборатории произошло событие, которое ярко характеризует Александра Андреевича как человека весьма выдержанного, не теряющего самообладания в экстремальных ситуациях.

После того как работы были завершены и установка начала безотказно действовать, в лаборатории объявили, что ожидается приезд заместителя наркома и ряда ответственных товарищей. Вскоре гости прибыли. Расплетин дал команду включить аппаратуру. На метровом экране появилось чёткое изображение. Послышались одобрительные восклицания. Но через несколько минут раздался сильный треск и экран погас. Когда включили свет, увидели совершенно спокойное, улыбающееся лицо Александра Андреевича. Он обратился к заместителю наркома и сказал, что сейчас инженер Завгороднев устранит неисправность, а он в эту паузу объяснит устройство аппаратуры.

Сейчас мы сидим по вечерам у своих цветных телевизоров, смотрим хоккей, концерты, программу «Время». А в те годы всё было иначе. Многие москвичи и гости столицы, посещая Парк культуры и отдыха имени М. Горького, и не подозревают, что когда-то, перед войной, здесь был организован Телевизионный театр. Это был небольшой зал, на сцене которого установили ТЭ-2. Сюда продавали билеты, и желающих посмотреть чудо техники было немало. Как правило, сеансы длились по 30 минут, независимо от содержания передачи.

Такие же аппараты были установлены и в Кремле, после того как ЦК партии и правительство ознакомились с ними в Политехническом музее. Эту работу выполнили Расплетин, Николай Курчев, Александр Эмдин, Иван Завгороднев и другие телевизионщики.

Большой экран был значительной работой Расплетина. Не случайно в архивных документах зафиксировано:

Заведующему лабораторией № 2, руководителю работ по созданию телеприёмника с большим экраном объявлена благодарность, и, кроме того, возбуждено ходатайство перед наркомом оборонной промышленности о премировании тов. Расплетина А. А.

По результатам разработки Расплетин выпустил большой отчёт, а непосредственным исполнителям работы И. М. Завгородневу и Б. С. Мишину помог оформить статью в журнал «Радиофронт» (номера: 19-21 за 1939 год). В этом эпизоде проявилась ещё одна замечательная черта А. А. Расплетина – не ставить свою подпись под работами, где сам непосредственно не принимал участия. В этой работе он был и руководителем, и наставником, и редактором. И тем не менее он не счёл возможным стать соавтором этой статьи.

Александр Андреевич, хотя и был уже в то время одним из ведущих специалистов в области телевидения, никогда не чурался черновой работы. Скорее наоборот. Коль выпадал такой случай, он вызывал в нём какую-то мальчишескую одухотворённость. Лауреат Государственной премии Евгений Евгеньевич Фридберг, долгие годы работавший с Расплетиным, вспомнил, как однажды вместе с Александром Андреевичем поехали в Москву по каким-то служебным делам.

Заодно повезли в главк телевизор с большим экраном для опытной эксплуатации. Был январь 1940 года. Главк находился на улице Пушкина. Надо было установить на крыше антенну. Кто-то из работников главка сказал Расплетину: «Вы расскажите, что нужно сделать. Пошлём людей». Расплетин напрочь отверг это предложение. Полез на крышу. Она покрыта приличным слоем снега. Да и работа, признаться, не радиотехническая. Но Расплетина это не смутило. Работал он сноровисто, быстро. Прошло совсем немного времени, и на экране появилось контрастное изображение.

В апреле 1939 года Расплетин перешёл в НИИ-9 – «закрытый» институт с оборонной тематикой на должность старшего инженера лаборатории. Коллектив лаборатории был молод, и его лидер Саша Расплетин частенько организовывал различные спортивные мероприятия.

Эти черты характера Расплетина, рыжеволосого, жизнерадостного парня с весёлыми глазами, любителя песен и плясок, различных розыгрышей, автора многих статей в ведущих технических журналах, широко эрудированного специалиста с глубокими знаниями, одинаково легко разбиравшегося и в теории, и в практике радиотехники и телевидения, не могли не привлекать к нему сотрудников. Ко всему прочему, Расплетин обладал исключительной работоспособностью и таинственным даром увлекать всех за собой. Он очень скоро стал неформальным лидером лаборатории.

Это было время романтизма и своеобразного понимания демократии – начальников лаборатории выбирали её сотрудники. И очень скоро они выбрали вместо квалифицированного теоретика, но начисто лишённого способности зажигать сердца смелыми техническими и научными идеями Владимира Константиновича К., нового начальника: им стал покоривший всех Александр Расплетин.

Обстановка в лаборатории Расплетина была простой, взаимоотношения товарищескими. Дисциплина автоматически поддерживалась авторитетом Александра Андреевича, уважением к нему. Иногда сотрудники перебрасывались взаимными шутками. Они вносили оживление, поднимали настроение. Расплетин обладал завидным чувством юмора и порой сам был организатором незлобного розыгрыша.

Добрым юмором отличался весьма способный инженер Коля Курчев. Он обладал и другими достоинствами: рисовал дружеские шаржи, любил музыку, а иногда выдавал стихотворные рифмы. Курчев обработал телефонный справочник, где образно отразил фамилии некоторых абонентов: полосатые носки – Носков; петух с гордо поднятой головой – Петухов и т. д.

Однажды в лабораторию зашёл директор с каким-то начальником. Александр Андреевич спокойно, деловито объяснял им суть проводимых работ. Вдруг кто-то громко выкрикнул: «Жан, яркость мала!» Директору такая вольность не понравилась. Он повернулся к Расплетину и властно сказал: «Запрещаю инженера называть Жаном. Надо по имени и отчеству».

На это событие в этот же день Коля Курчев отреагировал стихами:

Я не Жан, я не Жан,

Я лишь Маркович Иван.

Сам директор всем болванам

Запретил меня звать Жаном.

Александр Андреевич от души смеялся вместе со всеми над этим курчевским творением.

Лавры Курчева не давали покоя. Кто-то из остряков перефразировал Пушкина, и по лаборатории поползло двустишие:

Там чудеса, там Курчев бродит,

Расплетин на ветвях сидит.

Самым молодым в лаборатории был Саша Эмдин, весёлый, отзывчивый, склонный к шуткам. Одевался он щеголевато: в модный коричневый пиджак и серые брюки. Пользовался успехом у девушек. Работал внимательно, аккуратно, красиво. С Расплетиным его связывали долгие годы дружбы.

В лаборатории часто слышалось имя Лука. Оно конкретно никому не принадлежало. Если инженер что-то неудачно сделал или сказал, его называли Лукой. Имя переходило от одного к другому. И даже Александр Андреевич, если кто-либо из сотрудников оплошал в работе, говорил неудачнику: «Ну, Лука, Лука-а-а-а...» Это было равноценно замечанию.

Весёлую струю в жизнь лаборатории вносил Павел Трифонов, «агентство Трифони», который в юмористической форме сообщал междудевичьи и международные новости.

Энергия била ключом. Иногда устраивали соревнования: кто быстрее отыщет неисправность в схеме телевизора. Победителями бессменно выходили Расплетин и Орлов.

Были и другие соревнования. Например, один зачитывал отрывок из литературного произведения, а остальные записывали. Потом шла проверка грамотности (благо эталон был) и подсчёт ошибок. Занявший последнее место должен был угощать всех пивом.

Ещё в главе «Довоенный ленинградский период»:

На радиозаводе им. Коминтерна

Первые успехи

Занятие короткими волнами

Телевизионные разработки в ЦРЛ

Квартирный вопрос

Электронное телевидение

ВНИИ телевидения

Телевизор с большим экраном

Довоенные разработки телевизоров

Учёба в ЛЭТИ. Знакомство с А. И. Бергом

Первые контакты с военными заказчиками