Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №2(14). 1992 год

Суслизм, или катехизис псевдомарксизма

Автор рисунка: С. Чайкун
Автор рисунка: С. Чайкун

Евангелие от Маркса

До недавнего времени роль общественных наук в Советском Союзе была совершенно исключительной, поэтому совершенно исключительными были и сами общественные науки.

Партия правила, как известно, опираясь на грубую силу и прикрываясь ложью. Центральное место в этой лжи занимали вечные ссылки на марксизм-ленинизм – «единственно верное», «единственно научное», «всепобеждающее» учение. Партия правила от имени марксизма, как монархия от имени Бога. Поэтому и марксистско-ленинская теория превратилась в правящую религию – такой была её объективная социальная роль.

Интересно, что здесь было два периода. В течение первого коммунистический «император» был одновременно и «папой» марксистской церкви: Ленин, а затем Сталин были одновременно и политическими диктаторами, и теоретиками № 91. После смерти Сталина ситуация изменилась – ни Хрущёва, ни Брежнева, ни следующих лидеров компартии уже не объявляли крупнейшими теоретиками. Тут наметилось раздвоение: с одной стороны, ведущим теоретиком был Суслов, не имевший никаких учёных званий (после Суслова, возглавлявшего идеологию в 1947–1982 гг., нового «папы» не появилось), с другой стороны, роль ведущего теоретика советского марксизма формально принадлежала вице-президенту АН СССР по общественным наукам (в 1962–1988 гг. с небольшим перерывом эту роль исполнял член ЦК КПСС академик Федосеев). Однако в действительности и академиком, и академиками командовал тот, кто их назначал, – аппарат ЦК КПСС во главе с секретарём по идеологии Сусловым. Поэтому реальную идеологию марксистско-ленинской партии в эпоху развитого социализма я называю «суслизмом».

Наука не просто выполняла функции, присущие религии, она стала перенимать и её методы. Собственно, марксизм всегда был в России (кстати, не только в России) воинствующим институтом. В физике, например, теория под названием «Эйнштейнианство» была бы немыслима, а в философии кантианцы или гегельянцы всё же решились обсуждать и развивать учения своих предшественников. Аналогичная попытка Э. Бернштейна применительно к марксизму была названа бранным словом «ревизионизм».

С тех пор у марксистов стало хорошим тоном доказывать истинность своих утверждений и соответственно ошибки оппонентов не фактами и логикой, а ссылками на сакральные тексты Маркса. Особенно в этом усердствовал Ленин, постоянно занятый цитированием отцов-основателей и считавший, что спор закончен, если удалось уличить кого-то в расхождении с буквой «Священного Писания». Впрочем, сделать это было несложно в силу глубокой разнородности и противоречивости работ Маркса.

Вполне логично, что в дальнейшем тот же метод был перенесён и на тексты самого Ленина, включая черновые заметки не для печати и случайные фразы. Например, со слов Клары Цеткин известен резко отрицательный отзыв Ленина о Фрейде как о человеке лично сексуально распущенном, послуживший одним из оснований для разгрома психоанализа в СССР.

Как же осуществлялся нелёгкий перенос таких средневековых методов догматики и схоластики на общественные науки?

Меридиан красного цвета

Для начала был введён центральный постулат: все общественные науки делятся на освящённые марксистской церковью, то есть пронизанные светом Божественной истины, и буржуазные.

Одна из основных дьявольских козней буржуазной науки заключалась, между прочим, в том, что её представители отказывались делить науку на «марксистскую» и «буржуазную» и говорили об объективности, нейтральности науки, пытаясь соблазнить праведников. Кстати, споры такого рода имели место не только в общественных, но и в естественных науках. Известно, что когда в 30-е годы академик от энергетики Миткевич гневно обличал одну из буржуазных физических теорий, к нему обратился физик Тамм: «Говорить о буржуазной или пролетарской физике всё равно, что говорить, что меридиан бывает красным». На что Миткевич блестяще отпарировал: «Да, мой меридиан – красного цвета, а вот какого цвета ваш, надо ещё разобраться».

К буржуазным учёным в полной мере применялось определение интеллигенции, данное Лениным в одном из писем: «Они думают, что они – мозг нации. Не мозг, а г....!» Естественно, что от таких людей страну необходимо было очистить.

Так, в 1922 году из России по личному указанию Ленина были высланы Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, С. Булгаков, Л. Шестов и другие. Сегодня Ленина за это благодарят – действительно, если бы их не выслали, то вскоре убили бы, как убили оставшихся в России П. Флоренского и Г. Шпета, А. Чаянова и Н. Кондратьева.

Вообще стоит сравнить две группы русских философов XX века: тех, что находились в оппозиции к коммунистическому режиму в СССР и были убиты, посажены, высланы, и тех, что являлись жрецами режима.

Вот список первых: Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, С. Булгаков, И. Ильин, Г. Федотов, П. Флоренский, А. Лосев, Г. Шпет, М. Бахтин.

Вот перечень вторых: Г. Александров, П. Юдин, Д. Чесноков, М. Митин, Л. Ильичёв, П. Федосеев, Ф. Константинов, В. Афанасьев, Д. Гвишиани, И. Фролов, А. Егоров.

Поскольку первые являлись авторами философских концепций, нелепо пытаться перечислить их научные достижения в нескольких словах. Со вторыми куда проще. Г. Александров – академик, начальник Управления пропаганды ЦК КПСС; П. Юдин – академик, кандидат в члены Президиума ЦК КПСС; Д. Чесноков – член Президиума ЦК КПСС, почему-то лишь доктор философских наук; М. Митин – академик, член ЦК КПСС, Л. Ильичёв – академик, секретарь ЦК КПСС; П. Федосеев – академик, заместитель начальника Управления пропаганды ЦК КПСС, затем вице-президент АН СССР; Ф. Константинов – академик, заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС, В. Афанасьев – академик, главный редактор газеты «Правда», член ЦК КПСС; Д. Гвишиани – академик, заместитель председателя Госкомитета по науке и технике; А. Егоров – академик, заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС.

Заметим, что здесь перечислены практически все «научные» достижения лидеров советской философской науки. Естественно, что эти люди, возглавляя всевозможные институты, журналы, советы и комитеты, автоматически воспроизводили себе подобных и изгоняли из философии неугодных.

Соревнование по бегу... в кандалах

Аналогичная ситуация была и в других общественных науках. Первый советский историк-марксист, академик М. Покровский сказал про историю, что это политика, опрокинутая в прошлое. С 20-х годов так и было – наше непредсказуемое прошлое «колебалось вместе с линией партии».

Причём переписывалась не только советская история, но и дооктябрьская, и вообще мировая. Покровский, к примеру, описывал русских царей поголовно как дебилов и преступников; при Сталине же их резко разделили на «постылых» и «любимчиков». К последним относились Иван Грозный и Пётр I, их Сталин почитал почти как дальних родственников; затем начались новые метаморфозы, вплоть до сегодняшнего дня, когда особо шустрые из историков спешат канонизировать Николая II.

Что касается социологии, то она вообще то ликвидировалась, то воскресала. В журнале «Вестник АН СССР» (1990, № 1) опубликована стенограмма обсуждения словаря по социологии, которое состоялось в 1966 году под председательством академика Константинова. К сожалению, воспроизвести этот документ полностью невозможно, приведём лишь несколько цитат:

Председатель. Они проводят различия между философскими, социологическими и методологическими категориями. Философия и методология – это одно и то же. Не нужны нам три понятия. Это уступка буржуазии. Вот посмотрит этот словарь академик Юдин и скажет, мол, я говорил, что методология – не наше понятие, чужое понятие. Зачем оно нужно?

Для того, чтобы сказать, что естествоиспытатели должны заниматься не философией, а методологией. Это понятие льёт воду на мельницу естествоиспытателей. Занимаясь методологией, они перестанут руководствоваться и принципами марксистской философии, диалектического материализма, а после выкинут и понятие «методология», полностью скатятся в болото позитивизма. Они только к этому и стремятся... Мы дружно собрались, никого ни в чём не обвиняем, а говорим о том, как улучшить словарь.

Словарь этот – буржуазный, не наш, это всё штучки Шаффа (польский социолог – Л. Р.). Он берёт американскую социологию, импортирует её нам, он стремится подорвать основы марксизма и вообще усилить влияние буржуазной социологии. Мы должны иметь в виду, кто стоит за спиной этого словаря: стоит Шафф, американские империалисты». Комментировать, видимо, не надо, но надо иметь в виду, что 1966 год был вполне благополучным, обычным, да и само это обсуждение было естественным событием в научной жизни советских социологов.

О развитии юридической науки достаточно сказать, что её лидером не одно десятилетие был А. Вышинский, чьё имя по праву носил Институт государства и права АН СССР. Но и после XX съезда понятие «правовое государство» оставалось идеологическим ругательством, буржуазное право гневно отрицалось и процветала марксистская юридическая наука, которую иначе как живописью слепых не назовёшь.

Разумеется, было бы неверным всё происшедшее в общественных науках после 7 ноября 1917 года рассматривать как единый поток. Общественные науки один к одному повторяли политическую историю страны. Здесь были и свои 20-е годы – время полуискренних споров, и 29-30-й – годы великого перелома, и 37-й и 49-й – охота на ведьм (троцкистов, космополитов). Здесь был и ренессанс социализма второй половины 50-х годов, когда появилась группа молодых тогда учёных (А. Зиновьев, М. Мамардашвили, Б. Грушин, Э. Ильенков, П. Копнин, Н. Трубников, В. Библер), пытавшихся окольными путями реанимировать Маркса. Были здесь и свои «зубры» – осторожные, аккуратные – выжившие. Например, академики-историки Д. Петрушевский и Н. Конрад (отсидел, правда, своё), экономист-математик Л. Канторович и некоторые другие. Не могу про них даже сказать, что они совсем уж «не делали погоды». Пожалуй, в каком-то смысле именно они её и делали, ведь не могли же, в самом деле, в интеллектуальном соревновании лидировать Федосеев или Константинов!

Но беда была не только в том, что советские гуманитарии вели соревнование не просто по бегу, а по бегу в кандалах. Главная беда в том, что постепенно люди привыкли к этому настолько, что забыли, что бывает бег и без кандалов. Иначе говоря, упражняясь в эзоповом языке и в построении теорий «применительно к подлости», как говаривал Салтыков-Щедрин, возвели эти навыки за десятилетия в особое искусство. И честный учёный был счастлив, когда, используя сложнейшие рассуждения, двигаясь хитрыми окольными путями, он мог ограничиться заявлением, что дважды два равно пяти, а не двадцати пяти, как требовалось официально. Такая борьба с цензурой, несомненно, оттачивала остроумие и изобретательность, но делала это весьма специфично: чемпион по бегу в кандалах всё-таки не станет чемпионом по бегу без них...

Социальные науки в точности воспроизводили все существующие общественные структуры. Как в обществе были государственная и «теневая» экономика, официальное и подпольное искусство, так и тут были казённая марксистская наука и научные диссиденты. В науке была создана совершенно особая атмосфера: полный простор предоставлялся невежественным и равнодушным циникам, лениво изображающим из себя догматиков, а существование широко мыслящих (а значит, скептически настроенных) людей и честных фанатиков было невозможно. Осталось место только для мелких сусловых, не желающих, да и боящихся знать что-либо, кроме «Краткого курса» Сталина и сделанного на его основе «Ленинским курсом» Брежнева.

Рисунок А. Коренькова

Автор рисунка: А. Кореньков

Официальное господство таких «академиков» не могло нанести вреда подлинной науке, благо оно не имело с ней точек пересечения: в прикладной идеологии невразумительная речь вождей с успехом перемежалась со столь же невразумительной графоманией научных лидеров. Вред науке был, пожалуй, в другом – в том, что те, кто всё же пытался ею заниматься, тратили массу времени, чтобы как-то отбиться от научных вождей. Но главное даже не в этом, а в том, что на фоне примитивного общего интеллектуального уровня снижались требования, которые настоящие учёные могли бы предъявить к себе.

В самом деле, достаточно не писать заведомой топорной лжи – и ты уже пишешь лучше академика. Трудно в таких условиях «не позволять душе лениться», тем более, что о результатах твоей работы всё равно никто не узнает, а высшая награда за честное исследование – срок по статье 70 УК (1). В результате, как сегодня выясняется, за период 1917–1990 г.г. не удалось не только получить ценных научных результатов, но даже сохранить традиции и уровень гуманитарной культуры.

«Говорящая рыба»

Общественные науки (даже философия, не говоря уж о социологии или экономике) не изучают общество вообще, вне времени и пространства. Если физик изучает элементарную частицу, которая совершенно одинакова и в созвездии Андромеды, и в Серпухове, и в 1990 г., и за миллиард лет до Рождества Христова, а биолог исследует аминокислоты безотносительно ко времени и пространству (в этом смысле нет «арийской» и «еврейской» физики, нет национальной математики), то у общественных наук ситуация иная.

Их объектом является то самое общество, в котором живёт исследователь. Даже изучая Древний Египет, он не может забыть о своём времени. И Покровский был не так уж неправ, когда говорил, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. (Он был, разумеется, далеко не первым, кто отмечал это обстоятельство. Для историков это стало ясно со времён Канта и Вико). Всё дело в том, какие из этого делать выводы. Можно говорить о марксистской (арийской или ещё какой-то особой) науке, не подчиняющейся ни фактам, ни логике; можно заранее оправдать любой конформизм и прямую ложь, но можно сделать и иные выводы.

Партия учит: чем больше боеголовок кукурузы, тем крепче ”Кузькина мать"

Партия учит: чем больше боеголовок кукурузы, тем крепче «Кузькина мать»

Скажем, признавая безусловно единую логику, не говоря уж о его величестве факте, можно искать внутренние как индивидуальные, так и социокультурные установки автора; понимая, что в принципе не бывает, в отличие от естественнонаучного, абсолютно объективного гуманитарного исследования, рассматривать его как диалог между учёным и объектом его исследования. Не обсуждая эту тему, я хочу лишь подчеркнуть банальную истину: первая задача гуманитарных наук состоит в том, чтобы осуществлять рефлексию именно над своим временем и обществом.

Тем более, если иметь в виду общество советское – первое в истории сконструированное, а не возникшее органически; общество-эксперимент; общество, построенное для проверки некоей научной теории, или, во всяком случае, сконструированное по законам новой идеологии (религии).

Итак, общественные науки в государстве, построенном в соответствии с некоей философской концепцией, играли исключительную роль. Рефлексия над подобным объектом могла бы привести к неслыханному развитию гуманитарного знания. Однако этого не произошло. Дело в том, что наше общество было построено как система с запретом на самоанализ, с невозможностью рефлексии. Вполне естественно: раз в основе конструкции лежит ложь, то величайшим государственным преступлением становится правда. Величайшей тайной системы были не военно-технические секреты, а её социально-экономические механизмы.

Когда диссидент-историк А. Амальрик писал свою известную книгу «Доживёт ли СССР до 1984 года?», он говорил, что его работа представляет особый интерес для Запада – это опыт самоанализа системы, критика изнутри. Он писал, что его работа так же интересна для Запада, как для ихтиолога интересна говорящая рыба. Но рыбы не могут говорить, а советским учёным не видать своего общества как своих ушей.

Сверхразвитая глупость, понеся от общего холуйства, не могла не опростаться "развитым социализмом"

Сверхразвитая глупость, понеся от общего холуйства, не могла не опростаться «развитым социализмом»

Сведение счетов с прежней философской совестью

Да, изучение тоталитарного общества – одна из главных тем гуманитарного знания XX века! Но это исследование вели или западные писатели и учёные (А. Кестлер, Д. Оруэлл, Х. Арендт, 3. Бжезинский, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, М. Джилас, Т. Адорно и др.), или советские эмигранты (Н. Бердяев, И. Ильин, Г. Федотов, С. Франк, Л. Троцкий).

Осмысливая материал, который в них яростно швыряла советская действительность, они, в частности, проанализировали реальную социальную структуру советского общества как общества олигархического (бюрократического) коллективизма и предложили (а затем опровергли) теорию «нового класса» эксплуататоров в СССР; разработали модель тоталитарного сознания в соотношении со структурой тоталитарного общества. Они исследовали советскую историю в связи с историей царской России, и с «азиатским» способом производства, и с русским национальным характером, и с интернациональными марксистскими принципами. Труд был проделан громадный, и по сравнению с ним сегодняшние наши дискуссии напоминают горячие споры в 5 м классе школы при доказательстве теоремы Пифагора – споры, важные для их участников, но отнюдь не для геометрической науки.

Советологи, включая эмигрантов (Р. Пайпс, К. Денлап, Р. Такер, А. Авторханов, А. Янов, Б. Хазанов), в конце 70-х – начале 80-х годов в своих работах довольно подробно «проиграли» и предсказали несколько вариантов перестройки, включая такие актуальные для нас вопросы, как авторитаризм или демократия при переходе к рынку, возможность распада СССР, перспективы русского фашизма и шовинизма «окраин» и целый ряд других.

Это вовсе не значит, что там были высказаны какие-то необыкновенной глубины мысли, что стоит нам только раскопать в спецохране эти книги, и мы узнаем, каким образом нам нужно строить свободное общество. Ничего подобного. Среди ценных предсказаний и грубых ошибок доминируют, как в любой научной продукции, довольно банальные соображения. Но за шесть лет нарастающей свободы наши обществоведы дальше этих банальностей советологии начала 80-х годов не двинулись. И объясняется это не только тем, что высказать новую мысль в обществоведении вообще необыкновенно трудно, но и тем, что мышление даже лучших наших специалистов было зверски искорёжено страхом физическим, гражданским, интеллектуальным.

Из нас делали рабов 73 года, а до того – ещё несколько веков, хотя и не с такой циничной жестокостью, – не освободишься за считанные годы, месяцы внезапно упавшей свободы. И сейчас работы многих философов, историков, экономистов, гневно сводящих счёты с марксизмом, производят тяжёлое впечатление – люди мстят своему прошлому. Это в большинстве случаев совершенно не конъюнктурный процесс.

Говоря словами Маркса (а ведь только этими словами, а не словами, скажем, Суслова, говорили и думали три поколения самых честных советских гуманитариев), эта попытка «свести счёты с нашей прежней философской совестью» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 8) – вещь неизбежная, но сама по себе не продуктивная. Можно надеяться, что для кого-то здесь появится шанс обрести, наконец, настоящее лицо и, перестав почтительно или гневно оглядываться на марксизм, начать работать в цивилизованной научной традиции. Но для большинства гуманитариев, которым 50 и более лет, – именно они составляют главную силу наших общественных наук, – прощание с марксизмом, несомненно, станет последним, мучительным, но уже никуда не ведущим усилием мысли и воли.

Выход совпадает с входом, круг замыкается, а о новом круге думать бессмысленно, потому что поздно. Как написал про аналогичную свою драму кинорежиссёр Э. Рязанов: «Как раз на жизнь свобода опоздала»...

Тут нам знаете что опять подбрасывают. Но я так скажу: не будем бояться этого процесс пошел, товарищи...

Тут нам, знаете ли, что опять подбрасывают? Но я так скажу: не будем бояться этого – процесс пошёл, товарищи...

Эффект маятника: нижняя точка пройдена

Итак, я считаю, что за 70 лет в гуманитарных науках (кроме традиционно сильной в России филологии) работали, боялись, мучились, боролись друг с другом и с нелепостью системы сотни умных, честных, образованных людей и десятки тысяч «попов марксистского прихода» (выражение Ф. Меринга) – сперва искренне верующих попов, затем попов-атеистов, попов-расстриг. О результатах деятельности этих десятков тысяч говорить не будем.

А вот несчастье жизни первых состояло в том, что все силы уходили на то, чтобы не сломаться, не сойти с ума, сохранить свою личность и интеллект. Но по-настоящему серьёзных результатов, не зависящих от обстоятельств биографии, результатов, оставшихся в науке, им достичь не удалось. Не удалось также сохранить философскую, историческую культуру, создать научные школы – были лишь дружеские компании, где люди, не боясь доноса, могли беседовать. Ясно, что на таких, всё более сжимающихся пятачках не создашь свободную научную школу. Отдельные люди выжили. Наука – нет. Эти выжившие люди вышли из бурого тоталитарного тумана с тоской по свободе и пониманием того, что так жить и думать нельзя.

Теперь ситуация изменилась необратимо. Сейчас в России свобода, невиданная ни до, ни после февраля-октября 1917 года. Мало кто в полной мере прочувствовал это, но умом мы почти все это сознаём. Так или иначе, но с прежней тоталитарной системой покончено. Вместе с тем у нас остался страшный опыт, который только сейчас начнёт переживаться, передумываться свободными людьми. Уверен, что это может породить в России у следующих поколений, тех, кому за 30 и менее лет, неслыханный ранее подъём литературы, искусства, философии, гуманитарной мысли в самых разных проявлениях. Всё, что до сих пор было написано про тоталитаризм, будет превзойдено «икринками рыб», которые, наконец, «заговорят». И если Достоевский жил предчувствием бесов, то и послечувствие может дать нового Достоевского.

Какие внешние условия для этого нужны? По большому счёту, только одно – не мешать, не торопить. На первый взгляд, было бы разумным, скажем, навести минимальную гигиену в общественных науках: признать недействительными дипломы, учёные звания, премии, полученные за сочинение лжи, сокрытие правды и грубую лесть – то самое, чем занимались три поколения учёных-гуманитариев. Это оздоровило бы экологическую обстановку в институтах, редакциях и особенно в вузах, где скопились самые безнадёжные доктора «сусловских наук». Однако нетрудно представить, какая тотальная война начнётся в этом случае, ведь склока такого рода – единственное, что умеют эти люди. Это уникальное состояние («Коммунисты, вперёд!»), когда боец идеологического фронта чувствует осмысленность, наполненность своего существования. Поэтому мне не кажется, что есть смысл доставлять им такое удовольствие – давать широкое поле для занятия любимым делом.

Рисунок Л. Мерипова

Автор рисунка: Л. Мерипов

Практически необходимо делать то, что и делается сейчас, – создавать альтернативные научные и научно-учебные структуры, ни от кого не зависящие. Это могут быть структуры как совместные с Западом, так и чисто внутренние, получающие деньги от частных лиц, кооперативов слушателей, от издательской деятельности, от различных фондов и так далее.

Очевидно, что через несколько лет они естественным путём просто вытеснят последних «зубров». Но чтобы не мешать такому естественному процессу, надо всё-таки перестать искусственно поддерживать на плаву тех, кто плавать умеет лишь на «Авроре», – прекратить обязательное преподавание общественно-политических дисциплин в медицинских, технических и т. п. вузах. Научного значения это преподавание не имеет, а идеологический смысл исчез. Разумеется, как факультативные такие курсы лекций должны сохраниться.

История показывает, что в масштабе столетий прослеживается некоторая если не справедливость, то, во всяком случае, гармония. После падения до низшей точки маятник начинает с помощью какой-то таинственной силы подниматься. Низшую точку мы прошли. Тоталитаризм и его серая интеллектуальная тень – суслизм – рухнули. Поэтому именно серьёзный анализ этого массового социально-психологического заболевания, анализ не на уровне ёрничества и розыгрыша, может стать первым шагом в развитии нашей настоящей гуманитарной науки.

Леонид Радзиховский. Из журнала «Alma mater»

***

1 – Призывы к совершению преступлений против государства.

Ещё в главе «Наука - политика - практика»:

Суслизм, или катехизис псевдомарксизма

Такое долгое прощание