«Под знаменем я стою багровым...»

Масонские страницы биографии Николая Михайловича Карамзина были и, пожалуй, по сей день остаются более других укрытыми от любопытствующего взгляда нашего современника туманом намёков и тьмой вынужденной недосказанности. Писатель, в частной жизни вообще человек немногословный, никогда не позволял себе пускаться в откровенности касательно этой темы.
Не только историческая ситуация, на которую сегодня любят списывать иные свои грешки, стала тому причиной – слово чести человека и дворянина, как видно, чего-то стоило в ту эпоху... И всё же, внимательно перечитывая сочинения автора «Бедной Лизы» и «Истории Государства Российского», воспоминания видевших его людей, находишь свидетельства того, что сближение и разрыв с орденом, скорее всего, не были случайны...
Товарищ Карамзин
Стороннему наблюдателю история обращения Карамзина в лоно масонства покажется весьма знакомой по сюжетам сатирических журналов Николая Новикова: в некотором городе (в нашем случае в Симбирске, будущем Ульяновске) отставного гвардейца, что коротает «младые дни» в приятном обществе гостиных, на провинциальных балах и за карточным столом, встречает добродетельный помещик той же губернии (здесь – Иван Петрович Тургенев, «вольный каменщик» высших степеней, бывший в те поры наездом в своей симбирской вотчине) и решает по-отечески остеречь юношу от дурного, помочь советом, направить на путь нравственного самосовершенствования – и вот вчерашний мот, картёжник и повеса берётся за ум. А ума Карамзину было не занимать – это, как и страстную тягу к знаниям, сразу отметил опытный масон.
Предложенная сюжетная схема, как вообще любая схема, не может вместить всех нюансов, часто крайне важных, определяющих весь ход последующих событий. За её рамками – душа молодого Карамзина. Да, действительно, как свидетельствует масон Фёдор Глинка, новый брат отличался весёлым нравом, быстротою в движениях и был лёгок на подъём. Таков он внешне.
В доверительных же письмах юноши мы видим дух, мучимый мраком бессмысленного существования и скукой суеты. Меланхолия, одна из тем, затронутых Карамзиным в переписке со знаменитым швейцарским физиогномистом и писателем Лафатером и с главой московских «вольных каменщиков» Николаем Новиковым, – вот что тяготило Карамзина, вот диагноз его болезни. Корень её в неверии, учили посвящённые, лечится она лекарствами духовными и исцеляется истинной философией...
Карамзин, похоже, нашёл то, что искал сам, – принял протянутую ему дружескую руку: тогда же в Симбирске он вступает в ложу «Золотого венца» товарищем И., будучи принят на иждивение ордена, переезжает в первопрестольную. Поясним, кстати, что слово «товарищ» в масонском обиходе означало вторую степень посвящения.
«Золотой век»
В своих собраниях «братья» воспевали не столько будущее, сколько светлое прошлое:
Когда любовь в златые веки
Блистала всем в своей красе
И в братстве жили человеки,
Тогда масоны были все.
В масонской мифологии особое место занимали представления о «золотом веке» – доисторическом идеальном прошлом, времени жизни Адама и эпохе гармонии между человеком и природой. Но отягощённое пороками пало высшее творение Божие, человечество утратило чистоту духовного начала и исконную связь с естеством, превратившимся без детей Адама в неодушевлённый материальный хаос, лабиринт мёртвых вещей.
Восстановить цепь бытия – гармонию между человечеством и природой, между душой и телом, освободиться от греха – таков смысл масcонской работы. В век Астреи, древнегреческой богини справедливости, хотели вести «вожди-водители» братьев непросвещённые массы. Земной рай, всепланетарное царство мира и гармонии, свободы и равенства – вот цель направляемого орденом исторического процесса.
Но едва ли эта, знакомая нам по коммунистической мифологии, картина всеобщего социального миропорядка сама по себе могла привлечь чувствительного молодого человека. Было в масонском учении то, что решительно отличало его от позднейших перепевов вечной темы – мечты о «золотом веке»: идея свободы человеческой воли.
Эта идея становится камертоном карамзинского прозаического перевода поэмы немецкого писателя Альбрехта фон Галлера «О природе зла», которую Николай Михайлович сопроводил интересными примечаниями, представляющими собой обширный масонский словарь. Близки были духу молодого писателя и романтическая сторона учения «вольных каменщиков», и грандиозные планы просвещения людей.
Но разрыв с орденом, с Новиковым всё-таки произошёл. Почему? Есть ли хотя бы малейшее указание на причины этого?
Молитва масона. Из рукописи XVIII века
«Письма русского путешественника»
Сам Карамзин сообщает мимоходом следующее: в масонах состоял в молодости, принадлежал к обществу Новикова и Шварца, но оставил их, не найдя той цели, которую ожидал: нравственного совершенствования, – а мистика его не привлекала. Он думал о человеке, а не о философском камне и прочих алхимических премудростях.
Интересно между тем будет внимательнее приглядеться к времени, когда пути «вольных каменщиков» и молодого писателя разошлись.
В 1789 году многообещающий поэт и журналист, переводчик и масон внезапно порывает с «братьями» – с Гамалеей, Новиковым, со своим другом Алексеем Кутузовым (которому Радищев посвятит «Путешествие из Петербурга в Москву») – и уезжает, практически убегает в Западную Европу. За год до ареста Радищева, за два до заключения Новикова. Предчувствия?
Карамзин собирался в дорогу не вдруг. Его готовил к поездке и дал на неё деньги орден. С. И. Гамалея составил программу путешествия, которой следовал беглец. Россия была провинцией мирового братства, и кандидат на высшие масонские должности обязан был познать высший градус розенкрейцерства, приобщиться к уставам и документам, тщательно оберегаемым в архивах, пройти посвящение в важные тайны сообщества «вольных каменщиков», встретиться в главных масонских центрах с их руководителями. Путь был предначертан: Англия, Германия, Франция, Швеция...
В «Письмах русского путешественника» встречаются имена известных «братьев» – Гердер, Виланд, Гёте. Автор едет по Западной Европе, охваченной огнём революции, у колыбели которой стояли и клуб якобинцев, и ложи иллюминатов, но при чтении книги создаётся впечатление, что путешественник находится во всех этих странах до взбудораживших Старый Свет событий.
Михаил Лонгинов, человек осведомлённый, в монографии «Новиков и мартинисты» пишет, что Карамзину совсем не были чужды события мира масонского, что вряд ли от него укрылись потайные пружины хорошо срежиссированной трагедии, а молчание путешественника объясняется пониманием огромной опасности приобретённых знаний.
Масоны были потрясены предательством Карамзина, которого они, приютив в своём доме, готовили к роли секретного посла ордена и который должен был бы привезти в Россию документы, конституции, не подлежащие пересылке по почте. Именно с этой целью вместо будущего автора «Истории Государства Российского» в Европу вынужден будет отправиться А. М. Кутузов, прежде введший Карамзина в масонский круг.
Возвращение к новому
Вернувшись из-за границы, Николай Михайлович объявил план издания «Московского журнала». Люди сведущие без труда прочитали в обнародованной программе подтекст: начинающий независимый издатель не собирается соблюдать орденскую иерархию – он смеет рецензировать романы крупнейшего масона Михаила Хераскова, литературного гранда той эпохи! он критично рассуждает об основных идеях мартинизма! Перемена потрясла всех, знавших молодого автора прежде. (Может быть, в нём самом произошла Революция?)
Масонство составило целую эпоху в жизни Карамзина. В «Рыцаре нашего времени», впрочем незаконченном автобиографическом произведении, Николай Михайлович пишет о своих друзьях-мартинистах, что они были или суть не что иное, как христианские мистики, толковали природу и человека, искали таинственный смысл в Ветхом и Новом заветах, хвалились древними преданиями, унижали школьную мудрость и прочее, но требовали истинных христианских добродетелей, не вмешивались в политику и ставили в закон верность государю. Последние слова, конечно, призваны защитить орден от репрессий и политических нападок, но они – лишь последнее прости, итоговая черта в конце перелистываемой страницы судьбы.
Дальше Карамзина ждали «Записка о древней и новой России» и «История Государства Российского» – труд всей жизни, труд писателя, ответственного только перед своей совестью и своим народом.
Записал Иван Корнеев
Интересно, что бы подумал иной очень проницательный читатель, который под маской случайностей умеет распознавать зловещие закономерности, о некоей заокеанской супердержаве (какой? – об этом чуть позже), когда бы узнал,
1) что её из века в век переходящий герб, сиречь знак державной мощи, принят масонами в качестве высочайшего символа Верховного Жреца, Хозяина Двойной (??! – уж не по обе ли стороны океана? – Ред.) Священной Империи высшей и низшей вселенных, Философского Камня и совершенного существа, в ком примиряются все противоположности и проч. и проч. (1);
Масонская звезда
2) что, отказавшись на некоторое время от этого древнего символа, власти в основу новой геральдической системы поставили каббалистический знак (впрочем, восходящий по крайней мере ещё к пифагорейским таинствам и некоторым обрядам белой магии). Правда, известное время спустя в правительственных кулуарах возникла идея объединить (!) оба символа в одном гербе, но, пораскинув своими и чужими мозгами, руководство страны просто-напросто вернуло старую эмблему на прежнее место;
3) что один из первых официально утверждённых гимнов музыкальных гербов той империи был обычным масонским гимном, написанным известным масоном;
4) что несколько великих императоров-реформаторов той страны прошли посвящение в ложе, как, впрочем, и их весьма радикальные оппоненты демократической ориентации;
5) что официальное обращение, принятое на всех этажах государственной власти и т. п., полностью совпадает с принятым в масонском обиходе;
6) что флаг и герб созданного этой державой государства-сателлита опять же включали в качестве основных элементов орудия «вольных каменщиков»;
Кутузов, назначенный не без содействия братьев по Ордену на пост главнокомандующего в Отечественную войну, в 1812–1813 годах вновь подтвердил истинность полученного им при посвящении в 7-ю степень шведского масонства девиза – «Победами себя прославить!»
Орден Кутузова учреждён в 1942 году по личному указанию И. Сталина
7) что нынешний «имперский флаг» (название, заметим, не совсем точное), неизменный атрибут собраний нынешних крайних националистов, империалистов и иже с ними, полностью повторяет цвета личного гербового штандарта верховных правителей страны, на котором, как нетрудно догадаться, – всё тот же символ Верховного Жреца и проч.
Подобных совпадений можно набрать ещё с десяток...
– Так что же подумал бы об этой далёкой и загадочной стране проницательный читатель? Ужель случайности? А что бы сказали о таковой наши отечественные ультрапатриоты? Да, да, те самые, что кучкуются на митингах под чёрно-жёлто-белыми стягами. Что сказали бы товарищи коммунисты, искренние борцы с идеологией и практикой масонских заговоров?
Один из вариантов герба Российской Федерации, предложенный на конкурс в 1992 году
Первые, наверное, обратили бы внимание досужей публики на слово, с которым обращаются друг к другу коммунисты – «товарищ» (такое обращение, кроме компартий и комгосаппарата, было принято именно у масонов), на пентаграмму-звезду красную (2), на флаг и герб гэдээровские с молотком и циркулем. Вторые бы ткнули пальцем в двуглавого орла, пусть и римско-византийского, но почему-то и масонского тоже – именно он символизировал Верховного Жреца, – того, что на царском штандарте чёрно-белый на золотом поле имел место быть.
(Теперь вот кто-то те цвета хочет сделать национальными русскими...)
Вспомнили бы товарищи о гимне России «Коль славен наш Господь в Сионе» М. М. Хераскова, положенном на музыку Д. С. Бортнянским в «дней александровых прекрасное начало»... (Заметим, что на конкурсе гимнов РФ это песнопение рассматривалось в числе трёх-четырёх наиболее вероятных для официального признания.)
Кстати, Александр I, как и его убиенный отец Павел I, был масоном. Как и большая часть декабристов. Как и, спустя столетие, большинство членов Временного правительства Российской республики в 1917-ом. Как и... Довольно, довольно совпадений.
Звезда у розенкрейцеров – символ единства микро- и макрокосмоса: человек с его пятью чувствами, живущий на пяти континентах и обозревающий пять ближайших к солнцу планет
Итак, что же должен был подумать какой-нибудь американец о нашей с вами стране? Уж не она ли матушка – центр всемирного масонского?.. Впрочем, и россиянам есть чем ответить подозрительному: «Вон у них в Штатах на всех долларах и на государственной печати глаз в треугольнике – масонский знак (как у нас в Питере над входом в Казанский собор, бывший некогда Музеем атеизма и истории религий).
А «отцы-основатели» их Союза – Вашингтон, Франклин... А президенты Теодор Рузвельт, Джералд Форд; Марк Твен – писатель; один из создателей американской атомной бомбы Ферми; второй человек на Луне Эдвин Олдрин и первый на Северном полюсе Роберт Пири (3). Продолжать?
А типично штатовское обращение «мистер» ужели не от «мастера» происходит?..
А может, не будем искать символические совпадения или действительно значимые соответствия – не лучше ли, не надёжнее ли в подобного рода рассуждениях строго стоять на фактах? А «фантазии на тему» оставить в пользу поэтов?
Свято место пусто?
***
1 – См.: Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: Наука, 1992.
2 – Читатель легко вспомнит флаги и гербы СССР и союзных республик, эмблемы силовых структур бывшей державы.
3 – «Биографии масонов» в приложении к книге М. Морамарко «Масонство в прошлом и настоящем». М.: Прогресс, 1990.
Ещё в главе «Времена - народы - мир»:
Запечатлённое слово («Велесова книга»: безуспешно закрываемое «открытие» и его эпоха)
«Под знаменем я стою багровым...»