Ставка на человека (штрихи к портрету лидера и основанной им компании)

«Не человек для рынка, а рынок для человека» (из высказываний В. Боссерта)
«Я убеждён, что в центре внимания всех экономических преобразований должен быть человек, пробуждение его творческих возможностей, удовлетворение насущных потребностей. Всегда считал и считаю, что хорошая работа – это результат социальной удовлетворённости человека, и об этом должна позаботиться та фирма, в которой этот человек трудится», – так начал свой рассказ Виктор Давыдович БОССЕРТ – один из наиболее ярких и уважаемых предпринимателей и менеджеров России, основатель, председатель Совета директоров и президент российской межрегиональной компании «Интеррос-холдинг».
Боссерт хорошо известен в нашей стране: в бывшем СССР он был первым выборным директором Рижского автомобильного завода (РАФ). О боссертовском прорыве к рынку ещё в те времена ходили легенды. Личность, щедро одарённая природой неукратимой творческой энергией, могучим интеллектом учёного-аналитика, талантом лидера, способного зажечь людей своей идеей, увлечь за собой, бесстрашием в сочетании с трезвым расчётом, Боссерт добивался успеха там, где дело казалось заведомо безнадёжным. Это вызывало восхищение одних и недоброжелательство и тёмную зависть других. Впрочем, таков удел натуры неординарной всегда и везде, а у нас в России и подавно.
«Человек работает плохо не потому, что он прирождённый лентяй или лодырь, – говорит Виктор Боссерт, – просто у него нет мотива делать свою работу хорошо, и виновата в этом порочная система, которая превращала людей в винтики и преуспела в этом, как и в том, что здравый смысл был не нужен ей, ибо заменялся абсурдом».
«Верните нам Боссерта!» – писали аршинными буквами на заборах рабочие, когда волею обстоятельств Боссерт был вынужден покинуть РАФ. Два года, проведённые на курсах для советских управленцев при университете Джорджа Вашингтона (США), дали возможность Боссерту, по его словам, изнутри понюхать эту самую рыночную экономику. Основной его вывод: капитал вкладывается не столько в фасад предприятия, сколько в управленца – человека, который мог бы правильно использовать эти средства для получения высоких прибылей. Иными словами, ставка делалась на человека.
По окончании курсов Боссерт получает предложения от многих фирм Запада стать координатором ряда программ для претворения их в жизнь на территории нашей страны. После внимательного ознакомления с ними он останавливает свой выбор на программе самообеспечения продовольствием для Советского Союза. Эта программа, будь она принята, позволяла превратить нашу страну за 2-3 года из импортёра в экспортёра продовольственных товаров, какой и была всегда Россия. Однако программе этой не суждено было воплотиться в жизнь...
Но Боссерт не намеревался отступать. Вместе с вице-президентом одного из банков в Вашингтоне Рашадом Итани два года тому назад он создаёт фирму «Интеррос-холдинг», которая выбрала агропромышленный комплекс в качестве объекта своих первых инвестиций в России. Учредителями этой фирмы стали десять регионов России, значительная часть которых – сибирские: Тюмень, Омск, Чита, Якутия. Вряд ли это случайно – Виктор Боссерт, потомственный сибиряк, родился, жил и работал в Омске. Он с видимым удовольствием повторяет слова великого Ломоносова: «Богатства российские будут прирастать Сибирью».
Преодоление трудностей с продовольственным снабжением, особенно в северных, в том числе нефте-, газо-, золото- и алмазодобывающих районах – это одна из приоритетных проблем, стоящих перед Россией сегодня, и «Интеррос-холдинг» активно участвует в её решении. Огромные потери собранного урожая – бич нашей страны: теряется до 65% урожая зерновых и до 82% картофеля (на Западе сохранность – 94-96%). Причины этого – отсутствие технологии переработки, хранения, реализации, системы доставки и распределения продовольственных товаров.
«Мы с этим мириться не намерены, – говорит Боссерт, – и в первую очередь выбираем те проекты, которые исключают валютные затраты страны. Введён в действие хлебозавод, поставлены и дают продукцию мини-пекарни, молокозавод, предприятие по переработке овощей и фруктов...
Вот ещё один пример: тушка курицы. На Западе из одной только тушки производится 110 видов продукции, а по технологии «Интеррос-холдинга» предусматривают выпуск 510 наименований продуктов (не только рулетов, куриных сосисок и бульонных кубиков, но и ещё таблетки из фермента желудочка птицы и лапки по китайской технологии к пиву по цене 2,5 доллара за пару). Получается, что сама тушка становится в 80 раз эффективнее». Подобных программ у «Интеррос-холдинга» в избытке.
«Что толку возить колбасу в Тюмень за тридевять земель, – рассуждает Виктор Боссерт. – Съедят, а что потом? Мы же внедряем там технологию её производства. И себя тюменцы обеспечат и капитал на этом заработают. Мы продумываем всю цепочку: как будут реализовываться продукты, какие транспортные средства будут их доставлять, какие склады хранить и в каких супермаркетах эта продукция будет продаваться, как не пускать в эту цепочку спекулянтов-посредников. И тогда получается, что самые высококачественные продукты будут гораздо дешевле, доступнее людям».
Решение продовольственной проблемы страны – одна из главных задач «Интеррос-холдинга», но далеко не единственная. Компания инвестирует капитал в производство и переработку нефти, леса и других природных ресурсов, в развитие коммуникаций и связи, транспорта, лёгкой промышленности, строительство жилья и дорог.
Нынешний «Интеррос-холдинг» – международная межрегиональная многоотраслевая компания, которая включает и координирует деятельность более 50 дочерних фирм и предприятий в России, странах СНГ, Балтии, а также в США, Западной Европе, Китае и Юго-Восточной Азии.
«Никто сверху не возродит нашу страну необъятную, где средний совхоз где-нибудь в Оренбуржье равен по размеру швейцарскому кантону, – продолжает свой рассказ Виктор Боссерт. – И абсурдно из центра, из Москвы, давать указания и диктовать механизм его реализации от Калининграда до Сахалина.
Структура нашей компании – холдинговая, по своей обширной сети мы осуществляем переливание средств, технологий, знаний и навыков в регионы, всё больше отходя от стратегических указаний, делегируем наши функции региональным структурам. Многие наши компании в регионах становятся своего рода инкубаторами для начинающих предпринимателей.
Любые затраты вернутся сторицей. У нашей страны богатейший интеллектуальный потенциал, выше, чем в США, чем где-либо в мире.
Говорю об этом с уверенностью, ибо знаю это не понаслышке. Наши люди прошли уникальную школу выживаемости по-советски – непостижимый для Запада опыт. Дайте им свободно развиваться – и они, кому будет отведена роль не слепых исполнителей, но творцов, возродят Россию».
...Со вкусом подобранное живописное полотно, увиденное вами на стене кабинета вашего нового знакомца, человеку ума проницательного скажет многое и о самом хозяине кабинета, и о стиле и классе работы его предприятия. Это наблюдение тем более информационно ценно, если учесть, что речь идёт, как в нашем случае, о генеральном директоре одного из крупнейших отечественных АО. Итак, будем считать, что первое, чисто визуальное, знакомство состоялось. Пойдём дальше – присмотримся: кто же он –
ЧЕЛОВЕК ИЗ ЦТ
Уважаемый Читатель!
– Если Вам не чужд аналитизм и ведомы методы дедукции и индукции, то попробуйте сами, исходя из следующих фактов, выяснить, что за
ХОЗЯЙСТВО В ЕГО РУКАХ
– Предприятие, назовём его пока ****, возникло в 1980 году, причём завершение его строительства было приурочено к началу Олимпиады-80. В 1992-м оно стало АО, в числе акционеров которого концерн «Энергия», АП КО «Облкемеровозолото», АО «Позитрон», «Ленречфлот», «Станкосиб» и др.
– **** поддерживает взаимовыгодные деловые контакты с ЮНЕСКО, ЮНЕП, Ассоциацией заказчиков мероприятий, а также с «Америкэн Экспресс», «Ниссо Боэки», «Фест Альпине», «Мицуи», «Сейко», «Мицубиси», «Чейз Манхэттен Бэнк», «Кока Кола», «Бритиш Эйруэйз», «Дойче Вест Ландес Банк», «Самсунг», «Марк Рич», «Сосьете Женераль», CNN, Рейтер, «Найт Риддер Фрайнэшнл Информэйшн», «Дженерал Моторз», «Ю-ЭС Уэст», «Диджитал», «Интермедиа Интернэшнл», «Ничимен», «Марс», «Сони» и сотнями, сотнями других солидных фирм Европы, Азии и обеих Америк...
– В ведении **** 12 ресторанов национальной кухни, торговый комплекс из 17 магазинов, коммерческого банка и пунктов обмена валюты; своя телерадиостудия и кабельное ТВ, системы спутниковой связи, видеотеки; ВЦ с собственным банком данных «Партнёры», обеспечивающий доступ потребителей к международной (более 90 стран) электронной информационной системе Network; российско-американская языковая школа; бассейны, сауны, прачечные, парикмахерские; инженерные и транспортная службы, автостоянки закрытого типа на 600 и открытых на 408 легковушек; сервис-бюро, предоставляющее справочные, переводческие, рекламно-маркетинговые, выставочные и почтовые услуги.
– 7 зданий в центре Москвы: гостиницы «Международная-1» (27553 метра кв.) и «Международная-2» (63,081 метра кв.), комплекс из трёх зданий общей площадью 193776 метров квадратных (где только под офисы занято 35800 метров кв.) плюс помещения выставочных центров и конгресс-залов (7811 метров кв.), а также...
– Уф! – восклицает проницательный читатель.
– Довольно, довольно! Это уж не фирма, а какой-то город! И, конечно, будет прав.
СЕКРЕТНЫЙ ГОРОД
«Московский Центр международной торговли – это действительно город в городе, – говорит Владимир Михайлович Девяткин, генеральный директор АО «Совинцентр», почётный доктор коммерции. – Здесь можно комфортно жить и вести дела, не выходя из-под одной крыши. У нас 550 мест 4-звёздочной (**** – Ред.) гостиницы временного проживания и 600 помещений квартирного типа.
В офисной части аккредитованы представительства примерно 350 фирм и компаний. Конгресс-зал на 2 тысячи мест, концертный – на 400 и зал для пресс-конференций на 150 участников. Мы предлагаем более 200 видов самых разнообразных услуг для гостей. Кроме упомянутых вами гостиниц, под нашим крылом – «Союз-1», «Союз-2» и «Эридан-1», «Эридан-2». Качество и объём услуг здесь практически те же, что и в наших более известных комплексах... Положение обязывает, как говорится.
Ещё в 1984 году только создавшийся МЦМТ был принят в Ассоциацию центров международной торговли. Позже, в 1989-м, вступили в Международную Ассоциацию конгрессов и конференции, а в 1991-м – в Международную Ассоциацию конгресс-центров. Показательно, что место проведения ежегодной встречи директоров и президентов центров европейских стран, входящих в Ассоциацию ЦМТ, как сообщили нам из нью-йоркской штаб-квартиры этой организации, в 1994-м выбран именно наш центр».
Корр.: Какое, по Вашему мнению, место в мировой иерархии предприятий подобного рода занимает Московский ЦМТ?
В. Д.: – Среди 200 центров – членов Ассоциации ЦМТ по объёму услуг мы в первой двадцатке. Это примерно уровень Парижа, Пекина, Лондона. С вводом в строй второй очереди МЦМТ, полагаю, окажемся в первой пятёрке.
Корр.: Что подразумевается, когда Вы говорите о второй очереди? И, кстати, каковы перспективы развития Вашего центра?
В. Д.: – Планы большие. Вот рядом возводим новые корпуса, будем строить двухэтажный подземный гараж, чтобы разгрузить автостоянки вокруг МЦМТ, которые в свой черёд будут огорожены забором чугунного литья. Садоводы наметили, как можно благоустроить территорию около гостиниц. Откроем супермаркет.
Уже есть спортивно-оздоровителный комплекс – лучший в Европе (его помогли создать специалисты из ФРГ). В нём, помимо спортплощадок и залов, тренажёры, три бассейна обычных и бассейн-катушка, цепь фонтанов, искусственных водопадов, зоны подводного массажа, где вода будет «кипеть»; 6 мужских и 6 женских бань и тому подобное.
Расширяем сеть ресторанов: любители океанических деликатесов уже, думаю, оценили нашу новинку «Дары моря»; в ближайших планах – возрождение под крышей МЦМТ традиций настоящей старорусской кухни. В 1994-м к 12 каналам ТВ, принимаемым у нас со всех континентов, прибавятся ещё 6 каналов.
Спутниковая связь – 2-3 долл./мин. за беседу с Европой и 3-7 – с Америкой – одна из самых дешёвых в СНГ. С окончанием строительства второй очереди собираемся открыть вертолётную линию «МЦМТ – аэропорты столицы». Клиенты, пройдя таможенный досмотр прямо в гостиничном комплексе, без лишних хлопот будут доставлены прямо к трапу самолёта на лётное поле, а прибывшие к нам гости тем же путём доберутся до заказанных номеров.
Центры международной торговли – это ворота в деловой мир. Сюда стекаются со всего света люди, информация, финансовые ресурсы; здесь проходят выставки, ведутся переговоры. АО «Совинцентр» подал в правительство РФ проект организации подобных центров во всех регионах страны.
Во Франции, например, 15 ЦМТ (в Париже –1), а в 150-миллионной России – мы да находящиеся в стадии становления Петербургский и Новосибирский. В отличие от наших отечественных конкурентов, по-прежнему ориентирующихся в основном на заграничных гостей и СКВ, АО «Совинцентр», начиная с 1991-го, предоставляет россиянам за рубли те же услуги и на том же качественном уровне, что и иностранным клиентам. Мы помогаем зарубежным бизнесменам быстрее найти надёжных партнёров в российских регионах, установить человеческие и профессиональные контакты.
Эффективность прошедших в наших стенах «Дней Кубани» и «Дней Кузбасса» показали, что мы нащупали верные пути развития МЦМТ...
– Постойте! – запротестует внимательный читатель. – Почему же тогда в подзаголовке – «Секретный город»? Ведь, насколько я понимаю, город в городе, то есть МЦМТ открыт для всех гостей столицы России и вовсе он не секретный.
Ред.: – Вы абсолютно правы. Секретный – это маленькое журналистское преувеличение, нужное, дабы подчеркнуть главное. Часто говорят, что пресса де без сенсаций и преувеличений жить не может. Ну раз не может – получите сенсацию.
Зато всё остальное в этой главе вполне достоверная информация, как и то, что 2 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ убытка, который понесло АО «Совинцентр» в результате октябрьских боёв 93-го (правда, правительство России собиралось возместить ущерб, но, как водится, с деньгами не торопится, а АО интеллигентно не напоминает об обещанном), оказались сюрпризом неприятным, но не роковым: как и в прежние годы, МЦМТ принёс бюджету приблизительно 50 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ.
Настоящих, а не тиснутых из воздуха денег. Денег, заработанных умом и умением, головой и руками.
ГЛАВНОЕ В ДЕЛЕ – ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ
«Вот, наверное, наш девиз. Не заниматься показухой, а работать, пахать, да так, чтобы и в твоё отсутствие дело не останавливалось. Я это уяснил для себя ещё учась в Уральском электромеханическом и тренируя институтскую гандбольную команду (к 35 рублям стипендии прирабатывал 36 тренерских). Это правило всегда помогало мне и помогает. И будет помогать...»
В. М. ДЕВЯТКИН – заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РФ; канд. экон. наук, и. о. профессора Всероссийской академии внешней торговли; отец троих детей и четырежды дедушка; наш сегодняшний собеседник и генеральный директор АО «Совинцентр».
Ещё в главе «Сердце — разум — дух»:
Всем и каждому у нас одна дорожка...
Книга, написанная нами самими...
Ставка на человека (штрихи к портрету лидера и основанной им компании)