Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №9(21) 1992 год

«Становись и занимай своё место в природе!»

У Порфирия Корнеевича ИВАНОВА сегодня множество последователей – можно предположить, что их десятки тысяч. По крайней мере в 50 городах страны действуют клубы, в которых люди занимаются по его системе. С кем ни поговори из последователей этой системы, все как один заявляют, что, стремясь найти своё место в Природе, о чём просил людей Иванов, они, что называется, словно вновь на свет родились, избавились от болезней, от страха, неуверенности, ощутили особую полноту жизни, её значительность и смысл.

Все называют его Учителем, однако кто-то считает его чуть ли не божеством, а есть и такие, которые уверены, что он – посланник Космоса и его задачей было вернуть землян на утраченный ими эволюционный путь. Примечательно, что некоторые учёные (а представителей науки – физиков, философов, химиков, медиков – среди последователей Иванова немало) объясняют всё действием Вселенской мыслящей материи, чьи законы преподал людям Порфирий Корнеевич...

Большинство же просто выполняют заповеди Учителя, которые получили название «Детка Иванова» (очевидно, производное от его обращения ко всем), и не задумываются ни о ноосфере, ни о Высшем разуме, ни о том, что же и на каком уровне происходит при этом в организме человека, но не сомневаются, что совершенствуют и тело своё, и дух, и интеллект.

Итак, о системе Иванова, но сначала – о самом Порфирии Корнеевиче.

«Жизнь вечного характера»

Порфирий Корнеевич Иванов родился 20 февраля 1898 года в многодетной крестьянской семье в селе Ореховке Луганской губернии. Долго учиться не пришлось, закончил четыре класса церковно-приходской школы и уже с 12 лет начал трудовую жизнь. Тут и работа в наймах по сельскому хозяйству, в шахтах, на металлургическом заводе – ни на день он не прекращал трудиться, тем более что появилась семья и надо было её кормить. Как и все, кто жил рядом, любил выпить, покурить, играл в карты...

Но всё чаще П. К. Иванов задумывается о смысле человеческой жизни. Почему люди постоянно воюют друг с другом, с Природой, развили в своей жизни мёртвое, убитое ими»? Почему болеют и умирают? Не потому ли, что не по той дороге пошли?

В 35 лет его жизнь круто меняется. Он осознаёт, что нельзя жить за счёт Природы, «за счёт чужого добра». А что если попробовать жить «за счёт самих себя», «своего терпения»? Попробовать перестать быть потребителем, а значит, убивающим в Природе, перестать бороться с Ней, защищаться от Неё? И он начинает суровейшие испытания на самом себе, пытаясь практически установить с Природой живую связь, основанную на доверии и любви.

Следуя своей идее, он постепенно освобождается от одежды: сначала снял на зиму шапку, потом «отошли» и другие вещи. «Какая прелесть, какое здоровье, это не могу я вам передать», – скажет он через 46 лет. А пока он терпит холод и зной, учится воспринимать природную силу и ею владеть. Он тренирует своё тело сознательным воздержанием от пищи и воды, пробует, а может ли человек жить за счёт энергии воздуха, воды и земли – трёх живых тел природы. Один день каждую неделю без пищи и воды, затем два, три дня – вот постоянный его режим. Кроме этого, он проводит и более длительные воздержания (голодания) – по 7, 14, 30 и более суток.

Также Порфирий Корнеевич пробует по нескольку дней без пищи и одежды находиться вне дома: и это не только летом, но и зимой! В лесу, в степи – наедине с Матерью-Природой он принимает с любовью все её качества, как тёплые, «хороши» (с точки зрения человека), так и холодные или «плохие». Человек должен остаться в Природе без потребностей, он должен получить «жизнь вечного характера» – вот итог длительного эксперимента над собой.

Осознав в себе природную силу, Порфирий Корнеевич открыл удивительный способ передавать людям своё здоровье, пробуждать их внутренние силы для борьбы с болезнью. Он исцелил многих людей, в том числе и «безнадёжно» больных. Но главное, учил, как изменить своё сознание, учил тому, на чём построена наука жить в Природе, не болея: «Любовь наша, она восстанавливает у человека здоровье».

«Я прошу и умоляю всех людей – становитесь и занимайте своё место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а достаётся только собственными делами и трудом в природе...»

«Детка»

Свои мысли и жизненный опыт Порфирий Корнеевич изложил в виде 12 рекомендаций, известных под названием «Детка Иванова». Вот они:

Детка! Ты полон желания принести пользу всем людям. Для этого постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов, как укрепить своё здоровье.

1. Два раза в день купайся в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чём можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

2. Перед купанием или после него (а если возможно, то и совместно с ним) выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хотя бы раз в неделю обходиться без пищи с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать всё, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг... Привыкни к этому – это твоё здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

8. Помогай людям, чем можешь, особенно больному, бедному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душою и сердцем...

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо! Но самое главное – делай!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся этим.

Будь скромен.

Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.

ИВАНОВ Порфирий Корнеевич

«Я прошу, я умоляю всех людей – становитесь и занимайте своё место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а достаётся только собственными делами и трудом в природе, себе на благо и чтобы тебе было легко», писал Порфирий Корнеевич. Свои мысли он записывал в особые тетради, поистине философские. Вот некоторые фрагменты записей.

Воздух

Самое главное – воздух. Он же живой. Вся сила во вдохе и выдохе...

Чистый воздух, глубокий вдох и выдох – это самое мгновенное пробуждение центральной нервной части мозга. Надо тянуть воздух до отказа с высоты атмосферы. Он с высоты падает. Обязательно надо проглотить. Воздух будет полезным везде и всюду...

Для чего нам надо воздух и почему он для нас такой есть? В воздухе, окружающем человека, находится пища – это эфир, движущийся с воздухом и проникающий насквозь организм человека. В нём живое условие жизни...

Человек завоёвывает все свои физические силы, все возможности и у земли, в воде и в воздухе...

Вода – она любит людей

Холодная вода – живая, естественная. Она может всё сделать. Она помогает телу создавать вовнутри тепло. Она всё время способница во всех делах... Вода сама всё делала, сама всё творила и будет творить, лишь потому, что там всё живое и жизнерадостное... Всё сделано с участием воды. Вся пища готовится с водою. Вода всё держит, и глотается всё с водою. А мы её боимся, хоронимся, не хотим, чтобы она с нашим телом поближе пожила.

Сколько её по белу свету расходовается на все человеческие нужды – не учесть этот водяной урожай, который между нами катится...

Вода не любит сор и ненавидит в себе грязь, а гонит вон подальше от себя. Она даёт человеку дорогу в море, вглубь. Вода хочет, чтобы человек в ней находился и по её усмотрению делал. Она любит людей...

Снег

...Когда первый снежок ложится, он пробудительно всё это делает... Мало кто без сапог по белому снегу пойдёт. Но это ведь не фантазия, а физическая природа: не уходить от белого снега. А когда с любовью приблизишься, то это и есть снежное пробуждение. Возьмите попробуйте сами...

Для меня снег – это какая-то радость, любовь моя... Первый снег – он энергичный, как никогда холодный... Я выбежал на него, встречаю как небесные дары... Я по нему как по ковру со славой побегал, а удовлетвориться не смог...

Прочитав лишь малую толику из тетрадей Иванова, попробуем разобраться, в чём мировоззренческий смысл его учения? Что говорит о «Детке Иванова» наука? В чём особенности его системы?

Ответить на эти вопросы нам помогут высказывания людей разных профессий – учёного-медика, философа, детского врача, инженера – тех, кто знаком с учением необычного человека не понаслышке.

«Нам надо жить научиться»

Ю. М. Орлов, профессор, доктор психологических наук

Пришло время создания новой медицины. Старая – та, с которой мы имели дело много лет, – переживает кризис, и он не оставляет надежды на её дальнейшую жизнь. Самая важная – проблема иммунитета. Как не болеть.

Мы забыли о том, что старые врачи называли жизненной силой. Это понятие связано с энергетикой. Надо исходить из того, что вода, огонь, земля, холод, тепло – это стихии, которые существуют в природе, но они существуют и работают также в эндокринной, в иммунной и других системах человека. Жизнь человека со стихиями, его взаимодействие с ними – это и есть новая медицина, которая должна строиться на обновлённом понятии «жизненная сила».

Поэтому люди, которые идут по пути самоусовершенствования, преодоления страстей, эмоций, приобретают способность чувствовать глубинные ритмы земли, циклы земного существования. Система Иванова основана на глубокой интуиции и знании природы человека. Знании не научном. Ибо есть ведь и другой, не научный путь познания реальности – интуитивное познание. Поэтому Учителя человечества всегда обладали огромным интуитивным знанием, которое они выражали в притчах или простых формулах.

Простота, очевидность и ясность фундаментальных принципов, изложенных в «Детке», есть не что иное, как выражение такого знания. Достойно сожаления, что учёные очень несмело, осторожно приступают к исследованию и научному обоснованию такого знания.

«Моя идея – для бедных, больных, обиженных и нуждающихся»

Есть среди людей, принявших учение Иванова, и немало православных христиан. Один из них Г. Ю. Франк, учёный-филолог.

Господь поставил человека во главе творения, а он своим падением, отпадением от Бога предал тварный мир, исказил грехом и саму Природу. И общее дело для всех христиан – исцелить всё, что поражено грехом, а значит, смертью, и возвратить в образ и подобие Божие.

Путь Учителя Иванова показывает нам, что любить Природу можно лишь полностью, с распахнутыми душой и сердцем, погружаясь как в ледяную воду в её мир со всеми её качествами – и «холодными», и «плохими» (это и есть исполнение «креста в Природе», то есть сознательное терпение, принятие и погружение в качества Природы).

И тогда, возможно, человеку дано будет стать тем звеном, которое соединит землю и небо. Земля станет обителью духа – родной не только человечеству, но всему тварному, то есть Природе. И осуществятся слова апостола Павла о том, что «будет Бог все во всем». (1 Кор. 15:28)

Идеи П. К. Иванова несут на себе отпечаток истинно русской духовности, что позволяет их рассматривать в контексте философской культуры России. Мысль о невозможности индивидуального спасения, о том, что «все ответственны за всех» – это чисто русская идея, – считал Н. Бердяев. Русскую культуру всегда отличал исключительно нравственный подход к жизни, этикоцентризм.

Учение Порфирия Корнеевича – это не система накачки физического здоровья. Речь идёт об обретении здоровья истинного – здоровья души, без чего и физического здоровья не бывает.

Подлинное исцеление – это обретение целостности, полноты бытия, чтобы человек, соединившись с Богом своим, с ближними своими, с Природой, стал с ними одним целым. Нравственные ценности Учителя Иванова не что иное, как этические идеалы христианства, среди которых главные – жертвенная любовь, смирение, кротость, покаяние.

«Твори добро, и ты растворишь зло»

В. Н. Козицкий, инженер

Человек исключил эволюцию из своего существования. К чему это привело? Вот так называемый «западный путь», следовать которому нас сейчас усиленно призывают. А ведь это практически «протезная культура», цивилизация приставок к нашим органам. Мы плохо видим – надеваем очки, мёрзнем – кутаемся в одежду, боимся непогоды – строим жилища. Это не хорошо и не плохо. Это – страшно. Мы, не поднявшись в своём нравственном развитии, создаём «протезы» разрушительной силы. Нет, нет, я не зову назад в пещеры. Но для выживания нам надо вернуться на путь эволюции – как нравственной, так и биологической.

Напомню слова Льва Толстого: «...То, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает того, что даёт ему свойственное ему благо. Зла нет». А как её понимать не ложно, нашу жизнь? Это очень важно.

«Самое главное – это, если мы научимся по-новому жить, – мы не будем умирать – это зависит от нас всех», – говорил Учитель Иванов. «Самое главное – любить людей. Сделал доброе дело и забудь о нём, и поспеши сделать ещё. Твори добро – и ты растворишь зло».

«Здоровье в Природе надо заслужить»

Н. М. Быкова, детский врач

За свою жизнь Порфирий Корнеевич исцелил множество тяжелобольных людей: парализованные, прикованные по многу лет к постели, слепые от рождения, раковые, туберкулёзные – списанные медициной и обречённые на смерть люди.

Учитель искал этих тяжелобольных людей сам. Он приходил в какой-нибудь посёлок, узнавал; есть ли больные люди, приходил к ним, накладывал руки, обливал холодной водой – и эти люди поднимались. Но перед этим он как бы спрашивал у Природы: как, правильно ли я иду этим новым путём? И Природа ему через этих тяжелобольных показывала, что да, правильно.

Когда я увидела Учителя впервые, я почувствовала, что это необыкновенный человек. Стройный старец, высокий, седовласый, прекрасные глаза, очень доброжелательный, любящий всех без исключения. Учитель принимал человека, давал ему толчок, здоровье на какой-то промежуток времени, но при этом говорил: «Детка, вот тебе правила, теперь сам работай. Закаляйся, совершенствуйся, работай над собой! Здоровье в Природе надо заслужить».

«Моя дорога никому не заказана»

А. А. Чирушкин, председатель объединения клубов «Избавление»

Я практик. Меня покорила идея П. К. Иванова. Мы, без особых мудрствований, следуем «Детке» и так надеемся восстановить свои утраченные, данные от Природы, способности. В принципе мы – самодостаточные существа в Природе, но как вернуться к своим естественным свойствам самодостаточности? Только путём самосовершенствования.

Все наносные, чужие качества надо убрать, очиститься. А для этого нужен Идеал, образ человека, к которому можно стремиться. Также нужна вера в достижимость этого Идеала и нужен путь, способ продвижения к нему. Всё это дал Порфирий Корнеевич Иванов.

Людям это удастся. Они способны так изменить своё поведение, образ жизни, что им становится многое подвластно.

* * *

Порфирий Корнеевич Иванов считал, что нужно «...изменить поток гнилой жизни». Ведь человек в этом потоке – потребитель, захватчик, разрушитель Природы и одновременно – особь, находящаяся в жестокой зависимости от этого разрушения. «Нужно зависимость убрать, а независимость на ноги поставить. Пусть она между нами процветает», – говорил человек, оставивший нам ещё в самом деле не оценённое наследие своей жизни.

Войти в «новый поток» бытия, преодолеть недуги не только физические, но и социальные: злобу, страх, разобщённость, сделать людей нравственно чистыми, открытыми и понятными друг другу – что может быть серьёзнее и благороднее этой задачи?

По материалам периодических изданий

ПЛАЧ ЗЕМЛИ

Как расплачется и растужится
Мать сыра земля перед Господом:
«Тяжело-то мне, Господи, под людьми
стоять,
Тяжелей того людей держать,
Людей грешныих, беззаконныих,
Кои творят грехи тяжкие:
Досады чинят отцу, матери,
Убийства и татьбы деют страшныя...
Отвещает земле Иисус Христос:
«О, мати, ты мати сырая земля,
Всех ты тварей хуже осужденная,
Делами человеческими оскверненная».

Из сборника «Голубиная книга»
(русские народные духовные стихи XI–XIX веков)