Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №5 (48) 1995 год

Социум-вернисаж. Мастера пейзажа

Работы художника Анатолия Ульянова привлекают не только талантливостью и продуманным мастерством, но и верностью вечной теме природы в её всепогодных проявлениях, географических контрастах и человеческих измерениях.

Осень в деревне

Осень в деревне

За внешней простотой композиционных решений и «скромностью» пейзажных мотивов скрываются правда зрительных ощущений, глубокое поэтическое чувство и редкая в наше время душевность.

Хорошо, что всё ещё есть художники, не изменившие призванию, традициям, своим учителям. Сегодня им живётся несладко, приходится как бы доказывать своё право на существование, на подлинность в ответ на обвинения во вторичности и штукарстве. О них, как правило, не пишут в «бонтонных» журналах, хроники светского искусства обходят их стороной, самоуверенно полагая, что их произведения – день вчерашний. И всё же, несмотря на давление тусовки, с этим вряд ли согласятся многочисленные поклонники пейзажного жанра и традиционных видов творчества.

Заросший огород

Заросший огород

Анатолий Ульянов прошёл хорошую школу в Рязанском художественном училище и «Строгановке». То, что многим не даётся годами, он схватывал на лету. Ему свойственно обострённое чувство перспективы: тончайшее «понимание» разной удалённости предметов в поле зрения и связанное с этим изменение их освещённости. Он одинаково легко работает темперой, акварелью и маслом.

Наряду с простыми сюжетами, вызывающими сложное ощущение соприсутствия в мире (с его затаённым дыханием и ответственностью за хрупкую гармонию), у художника есть работы, в которых ему удаётся достичь той вдохновенной эпичности, пробуждающей в нас дремлющее чувство Родины.

Волжские просторы

Волжские просторы

Вид на деревню Веркалы

Вид на деревню Веркалы

Стог

Стог

На задах

На задах

Русь изначальная

Русь изначальная

Божья благодать

Божья благодать

Деревня у реки

Деревня у реки

Сосновый бор

Сосновый бор

Зима

Зима

К вечеру

К вечеру

P.S. Как никогда раньше, сегодня становится очевидной культурно-экологическая, гуманистическая ценность пейзажа.

Невежественное вмешательство человека в окружающую среду стало настолько глобальным и зачастую необратимым, что значительная часть подвергнувшегося цивилизации люда потеряла контакт с природой.

В сфере искусства умозрительное формотворчество, усечённая до приёма и следования неким современным стандартам фантазия вытесняют живое творческое начало. В связи с этим возможности традиционного пейзажа представляются неисчерпанными. Он не только сохраняет для нас привычный облик земли, что само по себе задача важная для рода homo sapiens, но и аккумулирует в себе заряд изначальных эмоций, которые делают человека человеком.

Сергей Горбунов

Ещё в главе «Просвещение - личность - общество»:

В поисках исторической альтернативы

Социум-вернисаж. Мастера пейзажа

Социум-галерея

Ступени пирамиды (степени масонской иерархии)