Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №50. 1995 год

Собачья площадка. Москва, которую мы потеряли

Автор фото: Б. Кавашкин (публикуется впервые)
Автор фото: Б. Кавашкин (публикуется впервые)

Хирурги от архитектуры здорово потрудились над обликом Москвы. Тверской сделали пластическую операцию, Кремлю – трепанацию, Кутузовскому – трансплантацию, Сухаревку кастрировали. Появление же Калининского проспекта сравнимо, пожалуй, только с экспериментом профессора Преображенского.

Взмах ножа-проспекта – и район развалился, как два куска пирога; как если бы венгерская столица снова разделилась на Буду и Пешт... Теперь это кажется осмысленным: к северу от проспекта аристократические Поварская и Спиридоньевская, к югу – разночинские переулки. Но ведь когда-то это было единое целое и сердцем ему была – Собачья площадка. (Как улицам полагаются площади, так переулкам полагаются площадки; «Собачка» – своего рода Красная площадь Арбата...)

Тут бывали все, кому Красная площадь полагается по чину. Пушкин вернулся на «Собачку» из ссылки, Ленин же останавливался здесь, в ссылку едучи; два дома – две судьбы: в середине нашего века в доме пушкинского друга Сергея Соболевского была нефтелавка («Становится не по себе, когда вспоминаешь, как, посвистывая, бегали мы на квартиру поэта за керосином и ёжиком для чистки примусов», – грустил арбатец Иммануил Левин), а ленинский дом, естественно, считался памятником истории, и поначалу думали его передвинуть, но побоялись бросить кость ревнителям старины, и впервые был снесён дом, отмеченный ленинской мемориальною доскою!

...Копать бы здесь да копать! Старожилы вот уверяют, что от дома княгини Лобановой-Ростовской (он стоял на углу площадки и нынешней улицы Вахтангова) в Кремль шёл подземный ход; так ли, нет – «Собачка» была связана невидимыми нитями со всей Москвой.

На этом крошечном пятачке умещалось всё: поликлиника «Снегирёвка» и Бытовой музей сороковых годов, Оперная студия и Союз композиторов, фонтан и садик, ампир и неоготика... «Собачка», словно магнит, притягивала противоречия, мирила барство с бедностью, простоту с изысканностью, правое с левым.

Дом Хомяковых (позже — Бытовой музей 40-х годов, потом — Оперная студия Гнесиных) сейчас стоял бы на левой стороне Нового Арбата

Дом Хомяковых (позже – Бытовой музей 40-х годов, потом – Оперная студия Гнесиных) сейчас стоял бы на левой стороне Нового Арбата

Арбатский аристократизм звенел мелочью: «Пришёл в гастроном, бери всего понемногу, по сто, сто пятьдесят, двести граммов; нарежет тебе автомат тоненькими, как папиросная бумага, ломтиками чего душа пожелает: и языковой колбасы, и осетрины горячего или холодного копчения – всего, а если денег останется на двадцать пять граммов сыра, можешь выбирать, какого тебе хочется. И никого это не удивляло». (Простодушные мемуары, вроде процитированной повести Надира Сафиева «Собачья площадка», трогают и умиляют.)

Московская аристократия не чета питерской: в ней крепка любовь к деревне. «В летнее время Собачья площадка особенно поражала своей пустотой. Окна домов наглухо закрывались ставнями либо забеливались мелом. Господа разъезжались по пензенским, тульским и подмосковным своим поместьям, оставляя в городе лишь небольшое количество дворни, по вечерам высыпавшей посидеть за калиткой на лавочке да посудачить, погрызывая на солнце подсолнухи...» Так писал путеводитель начала века, но и через пятьдесят лет июльская истома «Собачки» поражала прохожих: лишь дробный стук старой пишущей машинки Музфонда нарушал умиротворение.

«Хотите видеть теперь воочию, как жили в них (в усадьбах. – Н. М.) поколения наших дедов? Пойдите в дом Хомяковых на Собачьей площадке, где, кажется, ни один стул не тронут с места с 40-х годов. Какой тесный уют, какая очаровательная мелочность! Низкие потолки, диванчики, чубуки, бисерное бабушкино рукоделие и полки с книгами: всё больше немецкие романтики да любомудры», – умилялся в 1926 году философ Григорий Федотов.

За ампирным домиком высятся здания Большой Молчановки (нынче они выходят на проспект, недавно реконструированы)

За ампирным домиком высятся здания Большой Молчановки (нынче они выходят на проспект, недавно реконструированы)

Имя её, непосвящённых смешившее, долго ещё оставалось жупелом: вона, какая Москва была – площадки Собачьи да броды Коровьи! И даже знаменитый краевед Федосюк петушился: «Молодое поколение москвичей, не помнящее уже никаких Собачьих площадок и Кривоникольских переулков, чувствует себя здесь (на Новом Арбате. – Н. М.) превосходно... Время меняет вкусы!» Правда, во втором издании книги «Москва в кольце Садовых» это заявление было заменено на гневную филиппику. Уже в адрес Калининского.

В том самом доме (где позже был музей, воспетый Федотовым) Маргарита Сабашникова-Волошина познакомилась с Маяковским: о футуристических же тусовках, проходивших тут, писала: «Здесь кипела битва против идеалов прошлого, принятых нами от античности...»

Забавно, что с теми же идеалами в том же доме сражались за век до того славянофилы: здесь, у Хомякова, была их штаб-квартира, здесь они ссорились с западниками; сюда сбирались барышни – поглазеть, «кто из матадоров кого отделает и как отделают его самого» (Герцен) – и внимали речам до двух ночи; здесь же упрямый Константин Аксаков доказывал, что «даже климат расейский лучше ихонного», хлебал морозный воздух, распахнув окно, после чего слёг с грудною жабою.

(Обитающий же нынче на Большой Молчановке суровый наследник славянофилов Вадим Кокинов упрямо считает, что живёт на Собачьей площадке, и мечтает оную восстановить...)

Дом купца Мазурина (в советские годы – Музфонд Союза композиторов) оказался бы на проезжей части

У самого берега Собачки жил Бальмонт («...нищенствовал и голодал в леденевшей Москве, на себе таскал дровишки из разобранного бора, – вспоминал Борис Зайцев, – как и все мы, питался проклятой «пшёнкой» без сахару и масла»); невозмутимый же Тициан Табидзе, в гости к Бальмонту идя, бормотал:

Собачьей площадкой пройду я снова,
Минуя ограду церковки старой,
Замедлит рука у звонка дверного,
Тут – храм, где живут моей юности чары.

На берегу противоположном, в Борисоглебском, обитала Цветаева, делилась с Бальмонтом картошкой и сигаретами; а о «Собачке» (или не о ней?) писала:

Нет голубям зёрен,
Нет лошадям трав,
Ибо была – морем
Площадь, кремнём став...

Ещё один местный житель, Андрей Белый, воспев площадку в «Котике Летаеве», в последнем своём романе «Москва» зашифровал её как «Телячью площадку»; Маяковский же поселил на «Собачьевой площадке» «гадкого мальчишку» Петра Буржуйчикова: понятно, почему в советские времена семантика места стала отрицательной.

А в конце пятидесятых тут проживал «человек с аскетическим лицом, с глазами подвижника, с мягкими и застенчивыми манерами интеллигента» – будущий «Абрам Терц», Андрей Синявский.

«Кто-то играл на гитаре, жена нашего освободителя варила и угощала нас крепчайшим и ароматнейшим кофе, по стенам малюсенькой, но с антресолями квартиры стояли иконы, прялки и книги», – вспоминает мемуарист. – ...Сегодня собираются движение с Нового Арбата убрать под землю, а над оным устроить «Арбатский бульвар». Грустная насмешка! И дело не в том, что «Собачка» невозвратима... Калининский своей урбанистской наглостью и юношеской прытью ещё как-то оправдывает уничтожение престарелых переулков, проект же Михаила Посохина-младшего будет печальной пародией».

Из журнала «Столица»
На развороте фотографии из коллекции
В. Дрибинского

Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:

Г-н А ± Г-н В = популярная конфликтология

Любимый город может спать спокойно?

Собачья площадка. Москва, которую мы потеряли

Вурдалаки нынче в моде