Сны разума (век XX) от НЛО до НСДАП

После публикации статей «НЛО надъ Россiей» («Социум», 1994 № 5-6 и № 10-12) в редакцию позвонил читатель и спросил подошедшего к телефону сотрудника, почему это уважаемый им журнал пустился-де в «желтизну» – начал публиковать статьи о «летающих тарелках» и тому подобных ересях?
«Поверьте, – был ответ, – это не дань моде или погоня за сотней новых подписчиков. Тема эта и некоторые другие, глубинно связанные с ней, несмотря на ажиотажную оскомину, остаются пока вне осмысления именно как ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ нашего времени». Что заставляет миллионы людей видеть то, что другие миллионы априорно считают бредом и раздражаются от одного только упоминания о нём? Какую корысть нашли первые в поисках контакта с НЛО, всё более напоминающих становление очередного религиозного культа нынешней эпохи?
И почему вторые, на многое закрывающие глаза или просто многого не замечающие, столь болезненно реагируют на эти «баснословия»? Уж не затрагивает ли новый миф какие-то потаённые струны в душах тех и других?
Сегодня принято думать, что мифы – этакие «идолы сознания» (Фр. Бэкон) – необходимо ниспровергать. Как Сократ свергал древние мифы, на смену которым явились невесть откуда философские мифы эллинистического мира, свергнутые в свой черёд мировыми религиями и умозрительными системами Средневековья. А те – пришла пора – испытали на себе натиск мифов эпохи Просвещения и ныне – НТР. Миф жив, меняются лишь его обличья.
Не мифологична ли наша уверенность в том, что можно избавиться от мифа, исторгнуть его из культурного сознания, частью которого он БЫЛ и ЕСТЬ (и пребудет)?
«...Спрошу: останется ли эллин эллином, египтянин египтянином, если отнять у них мифологию? Они не переняли свою мифологию у других и не породили её сами после того, как стали греком или египтянином, но они стали самими собою лишь вместе с их мифологией» (Шеллинг Й. Ф. В. Введение в мифологию. 1825 г.).
Проблема сложнее, чем принято думать... Известный швейцарский учёный Карл Густав Юнг, ученик и оппонент Зигмунда Фрейда, основатель аналитической психологии, полагал, что в основе человеческой психики, кроме индивидуальных бессознательных комплексов – результата личного опыта, лежат и передаваемые из поколения в поколение «архетипы» коллективного бессознательного.
Эти первообразы, врождённые праидеи, благоприобретённые родом Homo sapiens на долгом пути биологической эволюции и истории, дают о себе знать в мифах и сновидениях, символических образах искусства и даже в практических людских устремлениях (сильно ли одержимость какой-либо моноидеей отличается от шаманской одержимости или религиозного фанатизма, судите Вы, наш читатель).
Как, в каких обличьях являются эти архетипы сегодня и что вещают нам? Об этом и пойдёт речь в статье...
НЛО как предмет слухов
Мы воспринимаем сообщения об НЛО прежде всего как некое повествование, многократно пересказываемое и повторяемое в самых разных регионах земного шара. Повествование это, однако, существенно отличается от обычных слухов тем, что по своей выразительности оно приближается к виде́ниям. Этот сравнительно редкий вид слухов я называю визионерским. Они родственны коллективным видениям, таким как видения крестоносцев во время осады Иерусалима, видения защитников Монса в Первую мировую войну, видения толп верующих в Фатиме (1)...
«Прелюдией» к НЛО стали таинственные летающие снаряды (многие считали их изобретением русских) в небе над Швецией, о которых заговорили в последние годы Второй мировой войны, и сообщения об «огненных истребителях» (foo-fighters) – особом свечении, сопровождавшем бомбардировщики союзников в их полётах над Германией. Затем появились рассказы о летающих тарелках над США и позже – над другими странами.
Невозможность обнаружить земной источник этих летательных аппаратов и неспособность объяснить их физические свойства очень скоро привели к тому, что им стали приписывать внеземное происхождение. В этой своей разновидности слухи оказались родственны психологическому феномену большой паники в Нью-Джерси в конце 1930-х, когда радиопостановка по мотивам романа Герберта Уэллса о вторжении марсиан вызвала настоящее массовое бегство жителей с многочисленными дорожными происшествиями. Очевидно, эта передача затронула потаённые чувства слушателей, связанные с угрозой неминуемой войны...
Волосы встают дыбом, когда знакомишься с рассказами о встречах с «летающими тарелками», в подтверждение истинности которых приводятся документальные свидетельства.
Любой человек, гордящийся своим здравым смыслом, не может воспринять это иначе как вызов.
Если мы хотим проникнуть в суть слухов об НЛО, сопровождаемых, насколько можно судить, коллективными видениями, мы не должны удовлетворяться слишком рациональными, ясными и понятными с виду мотивами. Понять причину возникновения подобных свидетельств – значит коснуться самых глубоких корней нашей жизни.
НЛО были известны и в прошлом, но тогда они представляли собой редкое явление и в лучшем случае вызывали пересуды в сравнительно узком кругу. Лишь в нашу просвещённую и рационалистическую эпоху этому феномену довелось стать предметом всеобщей молвы.
Фантазии на тему конца света, игравшие столь важную роль и получившие широчайшее распространение в конце первого тысячелетия христианской эры, имели чисто метафизическую основу и не нуждались в привлечении инопланетян для дополнительного рационального обоснования. Вмешательство со стороны неба соответствовало философии и мировоззрению того времени, но наше общественное мнение явно не склонно принимать во внимание гипотезу о метафизическом акте.
Нам свойственно скорее думать о возможности психических нарушений, особенно в свете того, что наша психическая конституция после Второй мировой войны стала весьма хрупкой: она страдает от прогрессирующего чувства неуверенности и постоянного ощущения опасности. Пытаясь объяснить катастрофические события европейской истории последних десятилетий, современные исследователи чувствуют обветшалость и бессилие традиционных средств.
Чем дальше, тем более остро они вынуждены осознавать, что психологические и психопатологические факторы стали играть слишком заметную роль в расширении исторического горизонта.
Обобщим центральную тему слухов: как днём, так и по ночам в атмосфере обнаруживаются объекты, не похожие ни на какие из известных метеорологических явлений. Это не метеоры, не звёзды, не отражения, вызванные инверсией температуры в смежных слоях воздуха, не облака особой формы, не перелётные птицы, не воздушные шары, не шаровые молнии и – что особенно существенно – не порождение пьяного или горячечного бреда и не вульгарный обман.
Наблюдаемые объекты, как правило, представляют собой отливающие огненным блеском тела разнообразных оттенков, округлой формы (диск или шар), реже – продолговатые (в форме сигары (2) или цилиндра), различных размеров. Рассказывают, что иногда эти тела невидимы для глаза, но дают вспышку на экране локатора.
Именно округлые тела суть образы, которые особенно часто воспроизводятся сферой бессознательного в качестве содержимого снов, видений и т. п. В подобных случаях они должны рассматриваться как символы, в образной форме выражающие идею, которая существует в этой области нашей психики.
А не мифотворствует ли Юнг? Вот же ОН – чужой звездолётчик!.. – Но, может быть, и ОН миф? Кукла?..
Фото из книги Й. фон Баттлара «Планета Адама»
Открытие сна
Образы, которые служат выражением интересующих нас слухов, пригодны для интерпретации специалистов согласно тем же принципам, что и сновидения. Прилагая эти принципы к замеченным округлым объектам – дискам и шарам, любой из тех, кто знаком с психологией глубин, сразу же распознает аналогию с символом целостности – мандалой (3).
Мандала, обнаруживаемая в доисторическом «солнечном колесе», в магическом круге, алхимическом микрокосме, воссоздаётся современным человеком как символ заново. Её округлая форма отмечает некую границу, апотропеический (защищающий от ударов судьбы) круг, наконец, выступает как психологический символ, упорядочивающий и охватывающий целостность душевного мира.
Особенность появления образа мандалы у современного человека может быть проиллюстрирована с помощью следующего сновидения шестилетней девочки.
Девочка оказывается у входа в большое незнакомое здание. Здесь её ждет фея, которая проводит её внутрь и ведёт по длинному, украшенному колоннами коридору к чему-то вроде центрального помещения. К этому же помещению со всех сторон стекаются другие такие же коридоры. Фея становится в центре помещения и превращается в высокий столб пламени. Три змеи ползут вокруг огня, составляя подобие ДВИЖУЩЕГОСЯ КОЛЬЦА.
Это классический пример проявления архетипа в детском сне, который ребёнок не только может видеть неоднократно, но и нередко пытается зарисовать, причём без всякого внешнего побуждения, явно с целью защититься от неблагоприятных, раздражающих воздействий тяжёлой семейной атмосферы и сохранить внутреннее равновесие.
Всякому, кто знает историю и психологию, известно, что символы округлой формы (rotundum на языке алхимиков) играли существенную роль везде и во все времена. К примеру, в нашей культурной сфере они обозначали не только душу – о чём уже говорилось, – но и образ Бога: Бог – это круг, чей центр везде, а окружность – нигде. Бог – всезнающий, всемогущий, вездесущий (Единое, Вселенная), всеобщий символ целостности, – это нечто округлое, полное и совершенное. Традиционно явления Бога представлялись в сопровождении ореола огня и света.
...Эпоха Сновиданса...
НЛО – это впечатляющий образ целостности: простая округлая форма этих объектов удачно воплощает архетип, который играет главную роль в объединении несовместимых с виду противоположностей. Вот почему образ «летающих тарелок» (дисков, шаров) наилучшим образом компенсирует в психике людей беспорядочность, раздробленность современной жизни. Нынешняя ситуация в мире как нельзя лучше способствует тому, чтобы возбудить надежду на явление внеземного порядка разрешающее скрытые болезненные конфликты.
Примечательно, что в нашу эпоху этот архетип выражается в облике, не свойственном его прежним воплощениям: в облике вещи, технической конструкции, – как бы для того, чтобы избежать возмутительной неуместности любой мифологической персонификации (ведь всё, с виду связанное с техникой, легко воспринимается современным человеком).
Правда, очевидная невесомость НЛО осмысливается с большим трудом; тем не менее для неё можно найти обоснование в том, что сегодняшней наукой, даже в последнее время, сделано множество открытий, граничащих с чудом. В результате развития ядерной физики в головах несведущих людей воцарилась неопределённость, гораздо большая, чем в головах самих физиков, и позволяющая ныне считаться с возможностью существования вещей, которые ещё вчера показались бы бесмысленными и превосходящими всякую меру достоверности.
Таким образом, НЛО без труда интерпретируются как очередное чудо физики.
Я не могу удержаться от замечания, что соллективная психологическая проблема, поставленная эпидемией тарелок, представляет собой компенсаторную реакцию нашей научной картине мира. Как известно, эта картина во многом состоит из статистических или усреднённых истин и исключает любые редкие пограничные случаи, вызывающие со стороны учёных реакцию отторжения постольку, поскольку те не способны их понять.
Но едва ли будет преувеличением сказать, что действительность состоит главным образом из исключений, которые сводятся к умозрительной норме в результате чисто интеллектуальных операций, яркая и многоцветная картина реального мира заменяется унылым и поверхностным национализмом, способным для утоления эмоционального и духовного голода предложить одни только камни вместо хлеба (Мф. 7:9).
Логическим итогом оказывается ненасытная жажда сверхъестественного. Если мы добавим к этому великий упадок человеческого разума, ежедневно демонстрируемый в газетных сообщениях и принявший особенно угрожающий характер из-за неисчислимых опасностей водородной бомбы, перед нами предстанет картина всеобщего духовного бедствия, сравнимого с ситуацией в начале нашей эры, хаосом, непосредственно последовавшим за 1000 годом или смутами XV века.
Неудивительно, что в старых хрониках мы находим рассказы о всевозможных знамениях и удивительных явлениях в небе. Наши видения тарелок с соответствующими изменениями обнаруживаются во многих сообщениях, восходящих к античности, хотя в те времена, судя по всему, они не были настолько частыми. Но, с другой стороны, тогда ещё не было тех возможностей глобального разрушения, которые ныне оказались в руках наших так называемых политиков.
К истории феномена небесных шаров
«Нюрнбергский листок» (рис. 1): «На рассвете 14 апреля 1561 года жители Нюрнберга видели шары кроваво-красного, синеватого или чёрного цветов и круглые диски, в большом количестве скопившиеся близ Солнца. Были видны две (на рисунке три. – Юнг.) большие трубы, внутри которых находились шары в количестве трёх, четырёх и даже сверх этого. Эти тела принялись воевать друг с другом, что продолжалось примерно с час.
Рис. 1
Потом всё это, как бы пылая, начало падать на землю с Солнца, с неба; и всё сгорело в большом облаке пара. Тогда же среди шаров было замечено продолговатое тело, похожее на большое чёрное копьё». Естественно, данное видение было истолковано как Божье предупреждение.
Читатель, конечно, заметил, что многие детали сообщения напоминают кое-что из уже известного нам. Пользуясь языком этих сообщений, можно говорить о трубах как о кораблях-матках, переносящих на большие расстояния чечевицеобразные аппараты меньшего размера. Если для нашего времени характерна интерпретация увиденного в техническом, то для XVI столетия в военном духе. Шары и трубы – это ядра и пушки; движение «ядер» воспринималось как артиллерийское сражение.
Большое чёрное остриё копья подчёркивает мужской фактор и в особенности идею пенестрации, проникновения внутрь. Восход Солнца выразительно свидетельствует об «откровении света». Аналогичные мотивы встречаются и в современной литературе об НЛО.
«Пилигрим, странствующий душой» (рис. 2): эта гравюра XVII (?) века (современные данные говорят, что это имитация, относящаяся к XIX столетию. – Прим. редакторов Принстонского издания) изображает, вероятно, озарение одного из адептов братства розенкрейцеров (4).
Рис. 2
В её правой части представлен мир, который мы знаем. Пилигрим, «странствующий душой», преодолевает ночную границу своего круга бытия и погружает взгляд в другую, надприродную Вселенную, где различаются расположенные друг над другом слои облаков, горы (?) и т. п. Кроме того, видны колёса Иезекииля (Иезекииль 1:15), округлости в форме дисков и образования, напоминающие радугу и, судя по всему, представляющие небесные сферы. В этих символах нетрудно заметить прообраз видений, которыми удостаиваются озарённые – избранные НЛО для общения (посвящения?).
Рисунок из рукописи «Познай пути» (XII в.) Хильдегарды из Бингена (рис. 3). Здесь изображено «вдувание» жизни, души ребёнка, развивающегося в утробе матери. Дыхание высшего мира проникает в зародыш. Этот высший мир имеет примечательную четырёхугольную форму; он разделён на три части, соответствующие трём ипостасям Троицы, но средняя полоса, вместо того чтобы быть равной двум другим, отличается от них. Она содержит тела округлой формы, тогда как для соседних полос характерен мотив глаз: очи Господа, которые объемлют взором всю землю (Захария 4:10).
Рис. 3
Округлые формы обозначают деяния Божьи, такие, например, как нисхождение на Землю Сына в качестве Спасителя. Поскольку, по словам рукописи, душа и дух человека представляют собой огненный шар, резонно полагать, что и душа Христа тоже имеет форму шара. И сама Хильдегарда толкует данное ей видение как относящееся не столько к становлению отпрыска рода человеческого вообще, сколько именно к Иисусу и Богородице.
Разделённый на три части квадрат представляет дух, воспринимаемый ребёнком. Две группы людей на миниатюре изображают судьбу, с которой придётся столкнуться пробуждающейся душе.
Накануне эпилога: Красное и Белое и летает
Многочисленные наблюдения показывают, что в человеческой душе, так же как и в природе, в результате напряжённости между контрастными полюсами образуется скрытый потенциал, который в любой момент может пронзить себя в виде освобождённой энергии. Паление камня или водопада соединяет верхнюю и нижнюю плоскости; между теплом и холодом возникает бурный вихревой обмен.
Аналогичным образом и между противопоставленными друг другу полюсами психики вызревает и формируется объединяющий символ, вначале – бессознательный.
Случайное на вид совпадение такого рода можно усмотреть в выборе эмблемы для самолётов США и СССР: советские самолёты украшены красной пятиконечной звездой, тогда как американские – такой же звездой, но белого цвета. А ведь в течение тысячелетий красный выступал в качестве «мужского», а белый – «женского» цвета. Алхимики говорили о красном рабе и белой женщине, соединение которых имело целью достичь высшего соединения противоположных полюсов. Говоря о России, сейчас же вспоминаешь батюшку царя или другого батюшку – Сталина (5). Говоря же об Америке, редко обходятся без выпадов в адрес свойственного этой стране матриархата, вспоминая, в частности, что большая часть американского капитала находится в руках женщин.
Конечно, вряд ли можно сомневаться в том, что подобные сопоставления не имеют ничего общего с выбором символов – по крайней мере в плане осознанной причинной связи. Но продолжая в том же духе, не трудно прийти и к другим комическим констатациям: например, то обстоятельство, что красный и белый – брачные цвета, позволяет представить Россию в забавной роли недостаточно страстного или, напротив, нежеланного любовника «белой женщины» в Белом доме – даже если не говорить ни о чём более глубоком.
А теперь о фашизме...
Дайджест по книге К. Г. Юнга «Современный миф»
М., Практика, 1994
***
1 – В деревушке Фа́тиме (Португалия) в 1917 году верующие католики были свидетелями неоднократных явлений Богородицы и слышали её пророчества о судьбах христианства и мира (в том числе о будущем, частично свершившемся уже в России). – Ред.
2 – Возможно, эта редкая форма скроена сознанием по образцу дирижабля. На уровне обыденного языка легко возникает сравнение с фалосом, то есть происходит перевод в сексуальные символы. (Прим. автора).
3 – Мандала (на санскрите – «круг, диск») – один из наиболее универсальных символов в буддизме и некоторых других восточных религиях.
4 – Розенкрейцеры (Орден Креста и Розы) – тайное общество, существовавшее с XV по XVIII в. Его символ – алая роза, прикреплённая к центру креста, по-видимому, указывала на приобщение членов Ордена к некоему сокровенному высшему знанию.
5 – Строго говоря, «отец народов», если исходить из норм русского словоупотребления и миропонимания, всё же батюшкой не стал, так как не закончил семинарию.
Ещё в главе «Идеи - дела - судьбы»:
Сны разума (век XX) от НЛО до НСДАП
Личное бессмертие как матматический факт. Версия XXI века: космос нам поможет