Служитель чистого ума
В 1922 году за пределы России по приказу советского правительство были высланы двести русских учёных – слава и гордость отечественной философской, литературной, общественной мысли.
Держащим монополию власти требовалась монополия и на мировоззрение, ведь всякое инакомыслие расценивалось ими не иначе как крамола. Философы должны были исчезнуть как «класс» и на смену им прийти штатные идеологи.
Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988 гг.) избежал участи изгнанника. Возможно, сочли, что он ещё недостаточно известен, чтобы быть опасным. Судьбой ему была уготована роль последнего русского философа, последнего классика.
Но вернёмся к началу 20-х. В это время Лосев входит в круг мыслителей, объединённых Николаем Бердяевым в рамках Вольной академии духовной культуры, преподаёт в Московском университете. Интеллектуальная жизнь его развивается стремительно. Он – на пороге собственных философских прозрений...
1921 год – упразднён историко-филологический факультет Московского университета. Некоторая часть философов и писателей ещё сохраняют иллюзию того, что революция – это избавление от власти мещанства, очищение. А тем временем режим «закручивает гайки», систематически уничтожает какие бы то ни было свободы.
Лосев пишет в тот период: «Будучи поставлен в жесточайшие цензурные условия, я и без того в течение многих лет не выражал на бумаге ничего не только интимного, но и жизненного. Для философа, строящего философию не абстрактных форм, а жизненных явлений бытия, это было всё более и более нестерпимо».
И всё же Лосеву было позволено выпустить ряд своих работ. За три года (1927–1930) вышли в свет восемь его книг, правда, мизерным тиражом (от 500 до 1500 экземпляров) с маркировкой «Издание автора» – иначе не разрешалось.
Драматична судьба его книги «Диалектика мифа», где он блистательно анализирует сущность мифа как формы сознания. Кроме того, она была ещё и политически остра, и... оппозиционна.
Реакция последовала незамедлительно. На XVI партсъезде Каганович, сталинский приближённый, назвал Алексея Фёдоровича Лосева реакционером и черносотенцем, а его книгу – контрреволюционным и мракобесовским произведением (мы не меняем лексику Кагановича. – Ред.).
В апреле 1930 года Лосев был приговорён к 10 годам лишения свободы. Началась жизнь зека Лосева на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Его жена Валентина Михайловна, математик и астроном, была угнана в Сиблаг со сроком 5 лет.
Им удаётся соединиться в 1932 году. Затем, благодаря хлопотам и заступничеству жены Горького и сестры Ленина, Лосевых освобождают (1933 г.) и даже снимают с них судимость.
Алексей Фёдорович пытается вернуть изъятые при аресте рукописи, выяснить судьбу домашнего архива, но все попытки тщетны. Один из высоких партийных чинов официально излагает ему указание властей: философией заниматься нельзя, мифом можно, но только античным, вместо философии разрешается эстетика.
Убив философию в стране, режим убивал философа. Лосев умолкает на четверть века. Русский мыслитель и литератор не мог выступать в печати. Только после смерти Сталина в 1953 году он всё-таки опубликует книги по античной мифологии, правда, опять-таки мизерным тиражом.
А затем, помимо педагогической деятельности, он энергично работает над капитальным трудом «История античной эстетики». В 1986 году Лосев был удостоен Государственной премии.
Подоспели и другие награды: дали орден; на пороге 90-летия автора десятков уникальных произведений приняли в Союз писателей.
Но главное не в том, как власти запоздало одарили философа. Для нас важно, чем он одарил нас на сегодня и будущее.
Ещё в главе «Личность - культура - ноосфера»:
Служитель чистого ума
В поисках смысла (Из бесед и воспоминаний А. Ф. Лосева)