Слово о женщине, семье и любви (письма и записные книжки А. С. Пушкина в системе координат русских пословиц и поговорок)

Старый генерал Щ. представлялся однажды Екатерине II. «Я до сих пор не знала вас», – сказала императрица. «Да и я, матушка государыня, не знал вас до сих пор», – отвечал он простодушно. «Верю, – возразила она с улыбкой. – Где и знать меня, бедную вдову».
Одна дама сказывала мне, что если мужчина начинает с нею говорить о предметах ничтожных, как бы приноравливаясь к слабости женского понятия, то в её глазах он тотчас обличает своё незнание женщин.
В самом деле: не смешно ли почитать женщин, которые так часто поражают нас быстротою понятия и тонкостью чувства и разума, существами низшими в сравнении с нами? Это особенно странно в России, где царствовала Екатерина II и где женщины вообще более просвещены, более читают, более следуют за европейским ходом вещей, нежели мы, гордые Бог ведает почему.
В девках приторно, замужем натужно, а во вдовьей череде, что по горло в воде.
Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает.
Бабьи умы разоряют домы.
Красота до венца, а ум до конца.
Князь Потёмкин во время очаковского похода влюблён был в графиню***. Добившись свидания и находясь с нею наедине в своей ставке, он вдруг дёрнул за звонок, и пушки кругом всего лагеря загремели. Муж графини***, человек острый и безнравственный, узнав о причине пальбы, сказал пожимая плечами: «Экое кири куку!»
Дельвиг звал однажды Рылеева к девкам. «Я женат», – отвечал Рылеев. – «Так что же, сказал Дельвиг, разве ты не можешь отобедать в ресторации, потому только, что у тебя дома есть кухня?»
Дуров – брат той Дуровой, которая в 1807 году вошла в военную службу, заслужила Георгиевский крест и теперь издаёт свои записки. Брат в своём роде не уступает в странности сестре...
Женщина без разговора – что двор без забора.
Не дай Бог хорошей жены, хорошую жену часто в пир зовут.
Одному не страшно, а двоим веселей.
Ищи забаву на стороне, а дом люби по старине.
Милому мила – и без белил бела.
Полюби-ко нас в черне, а в красне и всяк полюбит.
Приглянулся чёрт ягодкой.
У всякого молодца своя ухватка.
Страсть его к женщинам была также очень замечательна. Бывши городничим в Елабуге, влюбился он в одну рыжую бабу, осуждённую к кнуту, в ту самую минуту, как она была уже привязана к столбу, а он по должности своей присутствовал при её казни. Он шепнул палачу, чтоб он поберёг и не трогал её прелестей, белых и жирных, что и было исполнено; после чего Дуров жил несколько дней с прекрасной каторжницей.
А. С. Пушкин спросил казака, возвращающегося с долгой службы, что он сделает, если узнает об измене жены. «Коли на зиму сена припасла, так и прощу, коли нет, так побью».
...То, что я могу сказать тебе о женщинах, было бы совершенно бесполезно. Замечу только, что чем меньше любим мы женщину, тем вернее можем овладеть ею. Однако забава эта достойна старой обезьяны XVIII столетия. Что касается той женщины, которую ты полюбишь, от всего сердца желаю тебе обладать ею.
Полюбится сова – не надо райской птички.
Просьбы не докуки, как не пусты руки.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Бабу бей, что молотом, сделаешь золотом.
Милее всего, кто любит кого.
Гонит девка молодца, а сама прочь нейдёт.
Девушка, что тень: ты за нею, она от тебя; ты от неё, она за тобой.
Милые взоры, да пустые разговоры.
Не ждёт баба спроса, сама всё скажет.
И красно и пестро, да пустоцветом.
Лишние басни пора и в кузов.
Гладка шёрстка, да коготок остёр.
Из письма к брату
Боже мой, сударыня, бросая слова на ветер, я был далёк от мысли вкладывать в них какие-нибудь неподобающие намёки. Но все вы таковы, и вот почему я больше всего на свете боюсь порядочных женщин и возвышенных чувств. Да здравствуют гризетки! С ними гораздо проще и удобнее... Хотите, я буду совершенно откровенен? Может быть, я изящен и благовоспитан в моих писаниях, но сердце моё совершенно вульгарно, и наклонности у меня вполне мещанские. Я по горло сыт интригами, чувствами, перепиской и т.д. и т.д.
Из письма Е. М. Хитрово
Вы способны привести меня в отчаяние... Скажите, однако, что он сделал вам, этот бедный муж? Уж не ревнует ли он часом? Что ж, клянусь вам, он не был бы не прав; вы не умеете или (что ещё хуже) не хотите щадить людей. Хорошенькая женщина, конечно, вольна... быть вольной.
Боже мой, я не собираюсь читать вам нравоучения, но всё же следует уважать мужа, иначе никто не захочет состоять в мужьях. Не принижайте слишком это ремесло, оно необходимо на свете. Право, я говорю с вами совершенно чистосердечно. За 400 вёрст вы ухитрились возбудить во мне ревность; что же должно быть в 4 шагах?
...Простите, божественная, что я откровенно высказываю вам то, что думаю; это – доказательство истинного моего к вам участия; я люблю вас гораздо больше, чем вам кажется. Постарайтесь хоть сколько-нибудь наладить отношения с этим проклятым г-ном Керном. Я отлично понимаю, что он не какой-нибудь гений, но в конце концов он и не совсем дурак.
Побольше мягкости, кокетства (и главное, бога ради, отказов, отказов и отказов) – и он будет у ваших ног, – место, которому я от всей души завидую, но что поделаешь?
Из письма А. П. Керн
...Вы уверяете, что я не знаю вашего характера. А какое мне до него дело? очень он мне нужен – разве у хорошеньких женщин должен быть характер? главное – это глаза, зубы, ручки и ножки (я прибавил бы ещё – сердце, но ваша кузина очень уж затаскала это слово).
Из письма А. П. Керн
...У женщин нет характера, у них бывают страсти в молодости; вот почему так легко изображать их.
Из письма Н. Н. Раевскому сыну
Правда ли, что Баратынский женится? боюсь за его ум. Законная ... – род тёплой шапки с ушами. Голова вся в неё уходит. Ты, может быть, исключение. Но и тут я уверен, что ты гораздо был бы умнее, если лет ещё 10 был холостой. Брак холостит душу.
Из письма П. А. Вяземскому
Воля и добрую жену портит
На молодой жениться – с холостыми не водиться.
Жена, ты любить не люби, а поглядывай.
Горе с тобою, беда без тебя.
Любит жена и старого мужа, коли не ревнив.
Птица крыльями сильна, жена мужем красна.
Жена мужа не бьёт, а под свой нрав ведёт.
Жена льстит – лихое норовит.
Не давай повадки, чтобы не было оглядки.
Скроено так шить, выдана так жить.
Не глядит на то, сам каков, а глядит на то, она какова.
Бритва остра, да мечу не сестра.
Жгуча крапива родится, да во щах уварится.
Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое.
Выбирать да разбирать женатым не бывать.
Ещё в главе «Семья - нация - страна»:
Слово о женщине, семье и любви (письма и записные книжки А. С. Пушкина в системе координат русских пословиц и поговорок)
Боевые холопы. Пращуры штрафников
Национальный апокалипсис. Полемико-футурологические размышления