Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №8(20) 1992 год

Слово Бога единого

Кораны различных стран, изданные в зарубежных странах. (Из фундаментальной библиотеки Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана). Автор фото: А. Варфоломеев
Кораны различных стран, изданные в зарубежных странах. (Из фундаментальной библиотеки Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана). Автор фото: А. Варфоломеев

Я думал о различных верах, страстно желая понять их, и счёл, что они подобны стволу со многими ветвями. Не принуждай же человека предпочесть одну веру другой, ибо это отвлечёт его от ствола. Пусть он проникнется главным, ибо через главное познаётся всё величие и всё значение. И тогда придёт к нему понимание.

Хусейн ибн Мансур аль-Халладж

Ислам (в переводе с арабского – «покорность») – религия великих завоевателей, прошедших со словом Божиим и мечом от океана Индийского до океана Атлантического, со временем превратился в религию завоёванных и порабощённых народов Азии и Африки. Но даже там, где европейский колонизатор, следуя по стопам арабских завоевателей, смог подчинить себе мусульманские народы политически, он не смог покорить их духовно. Попытки миссионеров из метрополий вернуть в лоно христианства хотя бы те народы, которые до прихода арабов или турок считались христианскими, редко достигали цели.

Неспециалисту трудно понять тот величайший успех, который выпал на долю ислама в период его рождения – средние века – в том регионе, где столетиями господствовали такие мировые религии, как христианство, иудаизм, зороастризм. Гораздо проще объяснить успех ислама в последние века – он стал религией колонизованных народов, их хранителем.

В отличие от христианства ислам воплощает в себе не только вероучение («Дин»), но и комплекс государственно-правовых и общественных норм («Шариат»), следование которым скорее приведёт верующего к праведной жизни. Потому-то ислам, будучи верой, стал одновременно и движущей силой арабских завоевательных походов, национально-освободительной борьбы угнетённых народов (басмачество в Туркестане, мюридизм на Кавказе, махдизм в Судане и так далее), и национально-консолидирующей культурно-просветительской основой во многих государствах древнего и современного типа.

Существует версия, по которой ислам – всего-навсего синтез элементов христианства, иудаизма и языческих верований аравийских племён. Если это действительно так, то надо признать ислам гениальным синтезом: именно он удовлетворил духовную потребность той части человечества, которая пребывала вне сферы влияния существующих мировых религий. Именно он навсегда связал её судьбы с жизнетечением планетарной цивилизации.

Догматы и моральная философия ислама изложены в священной книге мусульман («мусульманин» – «преданный Богу») Коране, то есть Чтении. В этой книге записаны проповеди пророка Мухаммеда (тюркские варианты этого имени – Магомет, Мамет, Магома), внушённые ему непосредственно Богом или переданные через ангела Джебраила (известного в христианстве как Гавриил, Габриэль). Коран собран уже после кончины пророка его ближайшими учениками, а до этого священные тексты передавались лишь устно.

Осман Брундуков (слева), пенсионер, ветеран Великой Отечественной войны, по национальности татарин, у Санкт-Петербургской Соборной мечети. Он её прихожанин вот уже 60 лет. Автор фото: А. Варфоломеев

В исламе существуют «пять столпов» веры: признание единого Бога и особой миссии последнего из пророков («печать пророков») Мухаммеда; пятикратная ежедневная молитва («салят» – араб., «намаз» – перс. яз.); соблюдение поста в лунный месяц Рамадан (тюрк. – Рамазан); «закят» – отчисление 2,5% своего годового дохода в пользу сирот и бедных и, наконец, при возможности, хаджж – паломничество по святым местам (в Мекку). Коран требует от правоверных:

1) уважать жизнь человека,

2) быть верным и порядочным,

3) добрым и заботливым к родителям и семье,

4) помогать соплеменникам и братьям по вере в их любой нужде,

5) проявлять великодушие к тем, кто зависит от тебя.

В Коране сказано, что хорошие дела человека свершаются по воле Бога, а все дурные поступки – от человеческой ничтожности.

Коран признаёт Божественное происхождение Библии и Евангелия. Посланниками единого Бога называет Адама, Ноя, Авраама (Ибрагима), Моисея (Муса), Иисуса Христа. По Корану Иисус (Иса Масих, то есть Мессия) не был распят его мучителями на кресте – «им это только представилось», но живым вознесён на небо. Он вновь появится на земле накануне Страшного суда, установит среди людей царство справедливости, умрёт, будет похоронен (согласно некоторым преданиям, в Мекке рядом с Мухаммедом) и уже окончательно пришествует вместе со всеми другими пророками в Судный день.

Коран рассказывает о чудесном рождении у девы Марьям Исы, которому было ниспослано Откровение (Инджиль – Евангелие), и утверждает, что Мухаммед и есть тот самый Параклет, пришествие которого предсказал Христос (Евангелие от Иоанна).

Основная догма ислама – «Нет бога, кроме единого Бога (1), и Мухаммед пророк Его» – направлена не только против языческого многобожия доисламских арабов (когда в храме Кааба в Мекке было собрано до 360 идолов божков местных племён), но и против христианского догмата о едином Боге в трёх лицах-ипостасях (Троице). Этот догмат признаётся отступлением от истинной веры в одного-единственного Творца.

С этим миниатюрным серебряным Кораном- медальоном, подаренным матерью, татарин Осман Брундуков прошел всю войну. Сейчас ему без малого семьдесят, и он никогда с ним не расстается.  Фото А. Варфоломеева

С этим миниатюрным серебряным Кораном-медальоном, подаренным матерью, татарин Осман Брундуков прошёл всю войну. Сейчас ему без малого семьдесят, и он никогда с ним не расстаётся. Автор фото: А. Варфоломеев

Как и христианство, ислам приходил к людям с призывом: «В истинной вере все люди братья» (отсюда и традиционное арабское обращение друг к другу – «брат»), а потому, считалось, не должно быть ни рабов, ни рабовладельцев. Вероятно, потому же в исламской общине («умма») не существует юридически оформленной духовно-административной иерархии по типу епископата и т. п., нет и назначаемых сверху духовных сановников. Священнослужителей выбирают сами верующие (правда, в выборах не участвуют женщины – обычай, происходящий из местных традиций, а не идущий от Корана).

Ислам привлекает внимание человека к необходимости самосовершенствоваться во имя и с помощью Бога. Усилия, старания на этом благом пути первоначально и обозначались словом «джихад» (столь широко звучащим и ныне). Были «джихад сердца» – борьба с собственными дурными наклонностями; «джихад языка» – «повеление того, что достойно одобрения, и запрещение всего достойного порицания»; «джихад руки» – борьба с преступниками; «джихад меча» или «малый джихад» – оборонительные войны (против ли крестоносцев, против ли других оккупантов), а также распространение ислама (Слова Божия) силой оружия.

Мухаммед, согласно преданию, говорил: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому», то есть духовному, без которого вера пуста и дела пусты.

Человек, который читает главу, открывающую Коран, суру «Фатиха», не о том ли должен вспоминать?

«Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Повелителю Миров:
Всемилостив и Милосерден Он один.
Дня Судного Он Властелин.
Лишь пред Тобой колени преклоняем и лишь к Тебе о помощи взываем:
«Укажи нам путь,
Который Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарен.
Но не для тех, кто гнев Твой испытал
И кто с пути прямого сбился».

Дайджест по отечественной периодике

1 – Слово Аллах происходит от арабского «илах», что значит «бог», «божество», и образовано с помощью определённого артикля «аль»; в буквальном переводе на русский язык значит примерно: «тот самый единственный Бог».

Ещё в главе «Мышление - вера - нравственность»:

Слово Бога единого

Путь суфия