Серийное изготовление
Изготовление серийных станций было поручено заводу в Туле. Освоение серийного производства шло очень тяжело. На завод постоянно выезжали А. А. Расплетин, его заместители, разработчики из лабораторий, конструкторы, технологи и даже мастера экспериментального производства. Постоянным представителем института на заводе был С. В. Хейн, который безвыездно находился в Туле около года.
Особенно тяжело происходило освоение технологически очень сложной антенны. Неоднократно военное представительство на заводе приостанавливало приёмку станций, и тогда в Тулу выезжали целые делегации во главе главным образом с А. М. Кугушевым, а однажды с самим А. И. Бергом.
С целью облегчения освоения аппаратуры на заводе Расплетин предложил передать на завод часть аппаратуры в качестве эталона.
Оставшиеся в институте дубликаты блоков, узлов, механизмов были вполне работоспособны и использовались для проведения всевозможных экспериментов по новым темам «Лес» и «Тайга». Заданная постановлением правительства опытно-конструкторская работа «Лес» должна была работать в новом диапазоне волн, иметь существенно более высокие показатели по точности определения угловых координат и дальности.
Серьёзно ужесточались требования по различению отметок от отдельных объектов, движущихся группой или колонной. В 13-й лаборатории начался напряжённый этап разработки новых блоков и узлов и формирования облика станции. В антенной лаборатории продолжился поиск оптимальной конструкции новой антенны, налаживалась расчётная база, усовершенствовались экспериментальные установки.
Наряду с заказом «Лес» 13-й лаборатории была поручена разработка малогабаритного танкового дальномера (шифр «Тайга»), Главным конструктором дальномера стал А. А. Расплетин. Система определения дальности до цели обладала повышенной точностью (порядка нескольких метров) и строилась на базе оригинальной схемы деления частоты высокостабильных колебаний задающего генератора.
Работа Расплетина в неизведанном диапазоне миллиметровых волн, по темам «Лес» и «Тайга», не была им закончена. Исполнять пришлось уже его ученикам: Расплетин по решению правительства в 1950 году был переведён в КБ-1 для решения неизведанных и крупнейших задач укрепления обороноспособности страны.
В том же году Расплетин решился на покупку автомашины «победа». К автомобилям он был неравнодушен ещё со школьной поры, когда он практически не отходил от первой в Рыбинске пожарной автомашины, водителем которой был его дядя. И вот спустя 30 лет его мечта сбылась. Ездил он в основном, пока не появилась дача, по подмосковным прекрасным местам, а осенью всё свободное время проводил в лесу, собирая грибы. Свою «победу» он называл «антилопа Гну».
За разработку станции СНАР-1, её внедрение в серийное производство и в войска была присуждена Сталинская премия за 1951 год. Её были удостоены А. А. Расплетин, Г. Я. Гуськов, Е. Н. Майзельс, М. Т. Цукерман, Н. Н. Алексеев.
Ещё в главе «Московский период. 1942—1950»:
Роль А. И. Берга в создании Совета по радиолокации
Самолётные радиолокационные разработки
Перспективы развития отечественного телевидения
Телевизионный стандарт 625 строк
Работа комиссии по радиолокации
Предложения комиссии по телевидению
Станция наземной артиллерийской разведки СНАР-1. Идея Расплетина
Серийное изготовление