Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №4(16). 1992 год

Российский город Лебедянь

Каждый из малых и сегодня, к сожалению, едва приметных городков имеет свои особенности, свою историю, и они, в свою очередь, складываются в историю всего Российского Отечества.

Старинные малые города России напоминают древнюю икону: на ней множество слоёв, подкрасок и подмалёвок, среди которых попадаются и весьма удачные, и те, что уродуют первоначальное изображение. Реставратор, снимая слой за слоем, добирается до истинного. Делается такая операция раз и навсегда – снятых слоёв не вернуть. Лики же города можно «раскрывать» по историческим слоям-годам столько раз, сколько пожелаете, проясняя в каждом слое увлекательные фрагменты и характерные детали.

Однако в отличие от иконы, которую после реставрации мы сможем увидеть такой, какой она впервые предстала перед её современниками, облик города, присущий иной исторической эпохе, доступен только мысленному взору...

«Итак, я прибыл в Лебедянь...»

«Итак, я прибыл в Лебедянь, остановился в гостинице, переоделся и отправился...»

Вот так бы и начать статью об этом малом городке России. Но задолго до меня это уже сделали. И не кто-нибудь, а сам Иван Сергеевич Тургенев. Куда же направился великий писатель? Ну, конечно же, на ярмарку. Знаменитую конскую ярмарку в Лебедяни, именно ту, которую можно видеть на картине П. Соколова в Русском музее.

«На ярмарочной площади бесконечными рядами тянулись телеги, за телегами лошади всех возможных родов: рысистые, заводские, битюки, возовые, ямские и простые крестьянские. /.../ ...саврасые вятки плотно прижимались друг к дружке; в величавой неподвижности, словно львы, стояли широкозадые рысаки с волнистыми хвостами и косматыми лапами, серые в яблоках, вороные, гнедые...»

Лебедянь. Земство

Лебедянь. Земство

Пышные лебедянские конские ярмарки были известны всей России, поэтому неудивительно, что именно в этом городе появляется первое в России скаковое общество в 1823 году. Лишь через 11 лет возникло «Московское общество охотников конского бега», а за ним – подобные же общества в Петербурге, Туле, Тамбове...

Конные скачки, которые устраивало лебедянское скаковое общество, проходили за Доном, на «Поповом поле», во время ярмарки, что устраивалась на Троицу, или в сентябре, перед началом Покровской ярмарки. В 1833 году в Лебедяни состоялись бега с парными и троечными запряжками и испытания тяжеловозов – лошадей, отличавшихся необыкновенной выносливостью, которые были привезены из селений, что лежали вдоль реки Битюг. Впоследствии по названию реки закрепилось и название этой породы.

Мужской Троицкий монастырь

Мужской Троицкий монастырь

Христорождественская улица

Христорождественская улица

...Сейчас ничто не напоминает о бывшем ипподроме, скаковом поле – заросло всё травой и кустарником. Да и про конские ярмарки, наверное, забыли. Не вспоминают и о другом славном деле: здесь существовало и общество сельского хозяйства, а с 1845 года устраивались даже сельскохозяйственные выставки.

Было что выставить, чем похвастать. «Простой крестьянин, – отмечают «Записки лебедянского общества сельского хозяйства», – предлагает на покупку до 100 пудов семян тимофеевской травы, другой – люцерны, клевера белого и красного... Другие крестьяне представляют модели мельницы, приводимой в движение тяжестями, мостов деревянных, из листового железа без свай через Дон и Непрядву». Любители-агрономы и сельские строители-самоучки среди крестьян лебедянских были нередки.

На гербе Лебедяни – красавец-лебедь, а над ним – три золотые пчелы. Царственная птица и сегодня водится в местных водоёмах – озере Лебедином и речке Лебедянке. Пчёлы же «прилетели» на герб от давнего здесь бортного промысла.

Мост через реку Дон

Мост через реку Дон

Места разбойничьи

Каждый из малых и сегодня, к сожалению, едва приметных городков имеет свои особенности, свою историю. Подобные истории складывают историю всего Российского Отечества. Небезынтересно и прошлое Лебедяни.

Этот город построен на правом берегу Дона в XVI веке. Это был один из многих «охранных» русских городов, воздвигнутых, дабы беречь границы государства от набегов татар. Первое упоминание о Лебедяни имеется в Дворцовых Разрядах (так обозначалось военное министерство в XVII веке) от 1613 года.

Основателем города и первым устроителем Лебедянского края считается боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев – родной дед царя Михаила Фёдоровича, которому было отдано в вотчину сельцо Романцево (ныне Романово). Город был расположен в 12 верстах от этого села, на месте большого городища атамана Тяпки, и в переписных книгах XVII столетия местность, окружавшая этот город, описана так: «А с одной стороны того города на полдень степь, на восток степь же и леса, а на другой стороне к северу леса, и к западу леса да озеро великое Лебединое». От этого «великого Лебединого» озера город Лебедянь, очевидно, и получил своё название.

По реке Дон, служащему в то время торговым путём между Москвою и Сурожским морем (так в старину называли море Азовское), в тяжёлых стругах везли дорогие товары и отправляли посольства в Царьград (Константинополь). Зорко следили за этим торговым путём татарские и разбойничьи шайки, карауля добычу. Недобрая слава про эту окраину далеко разносилась торговыми людьми, о ней слагались легенды.

Одна из легенд повествует про упоминавшегося уже атамана Тяпку, который творил свои разбойные дела в здешних лебедянских местах: «В конце своей буйной жизни он сделался человеком богомольным и близ нынешнего города Лебедяни выстроил церковь святого пророка Ильи. Где-то он добыл себе священника, и в разбойничьем притоне стала совершаться божественная служба.

Когда атаманская шайка собиралась в наезд, ей служили напутственные молебны. Когда с пленниками и добычею она возвращалась домой, – совершались благодарственные моления. Когда в разбойничьем стане хоронили кого-либо из убиенных атаманских товарищей, то при отпевании покойного поминали как «убиенного воина». Далее предание рассказывает, что при Ильинской церкви была основана пустынь, где атаман Тяпка окончил свои дни.

Первым игуменом этой пустыни называют современника легендарного атамана – старца Петра, в послушании у которого провёл остаток жизни другой душегубец – Смоленский удельный князь Юрий Святославович. Он бежал сюда после совершённого им убийства князя Симеона Мстиславовича Вяземского и его жены Юлиании.

О разбойнике Тяпке напоминает возвышенность на крутом берегу Дона – Тяпкина гора. Долго сохранялись в топонимике лебедянского края имена и других здешних разбойничьих атаманов – Кумана, Бая, Руса, Наяны, Кудеяра, Тараса...

На земле Лебедяни родился большой русский писатель Евгений Замятин. Прославили городок и другие известные люди. Среди них – Константин Игумнов, пианист мирового признания

Большая Дворянская улица

Большая Дворянская улица

Провинция – не духовные задворки!

Мы привыкли воспринимать уездные городки как глушь несусветную, запустение, интеллектуальную скукоту. Какое заблуждение! Дореволюционная Лебедянь жила кипучей духовной жизнью.

Здесь, в Лебедяни, действовало «Общество изучения природы и культуры местного края». Лебедянцы активно участвовали в конференциях краеведов Тамбовской губернии (в эту губернию некогда входила Лебедянь).

Говоря о культуре провинциального городка, надо прежде всего обратиться к жизни его интеллигенции. Маленькая Лебедянь (в ней и сейчас жителей около 15 тысяч) не была духовными задворками России.

На земле Лебедяни родился большой русский писатель Евгений Замятин (1884–1937), здесь прошли его детские годы. Дом, где он родился и жил, сохранился, там собираются открыть музей, но пока дом гол и чопорен, как и любое помещение после ремонта, которое ещё не успели обставить мебелью.

Уже одно имя Замятина должно обессмертить город, но в Лебедяни жили и другие известные люди. Это, например, Константин Игумнов (1873–1948) – пианист с мировой славой, педагог, создатель одной из крупнейших пианистических школ, профессор Московской консерватории.

Интересно, что эти знаменитые земляки лебедянцев были выходцами из семей, пользовавшихся в городе особым почётом. Так, иерей Иван Дмитриевич Замятин – отец Е. Замятина – был Благочинным, хотя в городе жили священники и более высокого сана. Он был настоятелем Свято-Покровской церкви, кроме того, преподавал Закон Божий в Лебедянской прогимназии, в которой учился и будущий писатель.

Огромным уважением пользовалась в городе купеческая семья Игумновых, торговавшая зерном по всей округе. Кроме того, ей принадлежало множество местных мельниц – ветряных и водяных.

Навещая своих собратьев по перу – журналистов местной районной газеты, я обратил внимание на старинный камин изумительной красоты. Оказывается, что постройка в самом центре города, где сейчас находится редакция «районки», была домом родителей Константина Николаевича Игумнова, им и принадлежал этот камин немецкой работы.Говорят, много охотников покушалось на его расписные изразцы – не удалось, крепко посажены.

Городская Дума

Городская Дума

Городской герб

Рассказ о российском городке Лебедяни был бы неполон без упоминания о городском гербе.

На нём – красавец-лебедь, выше – три золотые пчелы.

Что касается гордой птицы, то её присутствие на гербе объяснить несложно: слово «лебедь» слышится и в поэтическом названии города, и в других здешних географических наименованиях – озере Лебедином, речке Лебедянке. Надо сказать, что на окрестных водоёмах и сейчас нередко можно встретить лебедей.

Происхождение же пчёл на гербе города объясняется важным для лебедянцев, живших столетия назад, занятием – бортным промыслом.

Ульев в современном понимании до начала XIX века не знали. Вместо них использовали толстые деревья, предварительно выбрав часть сердцевины. В таких «дуплах» пчёлы поселялись сами, а деревья эти называли «бортными», рубить их запрещалось.

Определённые участки таких промысловых лесов отдавались желающим на откуп за денежный и натуральный оброк. Делянки эти носили название «ухожаев». Уходили на промысел в леса обыкновенно весною, проводили там всё лето, а поздней осенью возвращались домой с добычей.

...Говорят, лебедянский мёд до сих пор в славе, хотя в округе не осталось не только бортных деревьев, вовсе никаких.

Зато сохранилось разнотравье, а ещё греча, рапс, клевер. Рассказывают, что мёду много здесь, духовитого и вкусного, в пору медосбора.

Но мне случилось быть в Лебедяни отнюдь не в ласковые медовые дни, потому ни подтвердить, ни опровергнуть молву не смею – мёду лебедянского не едал, и по усам не текло...

Виктор Перемышлев

Виктор Перемышлев

Ещё в главе «Деревня - город - отечество»:

Торжество земледельца. «Чашу горести... до дна выпил»

Российский город Лебедянь

Русь