Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №4(16). 1992 год

Роман Николаевич Редлих

Превратностями судеб людских в наш век вряд ли можно удивить. Чуть ли не каждого родившегося в XX веке ожидала полная драматизма, а по большей части и трагизма жизнь. Удивляться можно лишь тому, что и в такое время отыскивались люди (пусть их совсем немного), про кого с чувством высочайшего накала «белой» зависти можно сказать: счастливый человек.

Удивление возрастёт, если заметить, что человек этот – философ, и не просто философ, а русский философ, которому в соответствии с духом века, да ещё в сочетании с трагической судьбой России, под стать был бы совокупный портрет представителей русской философской мысли за прошедшее столетие. Такой портрет включал бы в себя каменную тяжесть мысли Киреевского, вольтерьянский скепсис Соловьёва, мучительность Достоевского, еретичность отца Сергия Булгакова, доходящую до кликушества апокалиптичность Бердяева...

Ничего из перечисленного нет в русском философе Романе Редлихе, но ум его как бы аккумулировал присущие русским философам мыслительную остроту, точность, логическую стройность, редкое умение излагать самые сложные философские идеи любой аудитории – таких когда-то называли златоустами. Если попытаться одним словом полностью определить человеческий феномен типа Р. Редлиха, то этим словом будет – ясность. Ясность ума, ясность души, ясность жизненных поступков, ясность его отношения к людям – ясность во всех проявлениях.

Роман Николаевич Редлих родился в Москве в 1911 году в большой дружной и трудолюбивой (а потому и с достоинством) семье русских немцев. К моменту революции семья имела небольшое, но крепко поставленное дело по производству минеральных вод. Кое-кто и сегодня может припомнить вывеску и наклейки «Воды Редлиха». Революция разметала всё. В период нэпа Редлиха-старшего позвали восстанавливать прежнее производство, да только затем, чтобы через три года отобрать всё, а самого его загнать на Соловки.

К началу 30-х годов, когда ещё только «отливался» пресловутый «железный занавес», «отец народов» позволял себе приторговывать своими подданными. В 1931 году живший в Германии дед выкупил у Сталина всю свою семью, находившуюся в Москве, по 500 золотых рублей за голову, или, если угодно, душу.

Двадцатилетний молодой человек блестящих способностей оказывается в стране Канта и Гегеля, где получает образование, достойное своих способностей. Однако жизнь тогдашней Германии во многих проявлениях начинала напоминать ту, что осталась за спиной. В ней, этой жизни, не было уединённого места для умозрительных философских, метафизических построений. Философ не мог уйти от неё, не определив своих практических позиций, тем более – русский философ.

И Роман Редлих определил их навсегда – всё для России. Политически и идеологически он связал себя с молодыми тогда ещё русскими солидаристами, а в философском плане – с солидаристической философией.

Солидаризм – это не выдумка доморощенных философов, не очередной из навязших в зубах «измов», с порога отталкивающих от себя уставшее сознание нашего века. Именно в его начале человеческая мысль пришла к пониманию, к осознанию, что казавшийся тысячелетиями огромным мир на самом деле совсем маленький «шарик», во всех направлениях измеримый и во всех проявлениях осязаемый каждым человеком. И чтобы не дать этому «шарику» разлететься на мелкие части, людям необходим совершенно новый уровень взаимных отношений.

Не эти ли отношения прозревал два тысячелетия назад Христос, взывал к ним, предупреждал?! Тянется эта ниточка из глубины христианства, закручиваясь в узлы в какой-то мере и соборности, и коллективизма, и христианской демократии, и «коммунистических отношений». Описываемая в философских терминах «социальной проекции христианства» она, эта ниточка, разветвляется в разные стороны, приводя в трагические для народов тупики, но даже этим обозначая людям простую и ясную истину: жить нам всем вместе, равно как и умирать...

Редлих как философ сделал огромное дело в своей жизни – в многочисленных философских, социологических, политологических работах, переживая вместе с веком его взлёты и чудовищные падения, старался донести до людей именно эту простую мысль, утвердить их в ней. Среди широчайшего спектра его трудов выделяются, например, такие: «Солидаризм и свобода», «Сталинщина как духовный феномен», «Советское общество». Он много занимался переводами сочинений философов XX века, в том числе Дьюи, Рассела, немецких учёных. Пробовал он себя и на литературной стезе, написав серию рассказов и очень русский роман «Предатель», в настоящее время перепечатываемый в журнале «Север». Число же научных, публицистических, популяризаторских статей, лекций, выступлений, семинаров подсчёту не поддаётся.

Когда-то, в античные времена, философию называли наукой всех наук, их «царицей». Будучи генератором идей, она заряжала другие науки, давала им направления и т. д. Истощённая к середине прошлого века философия, казалось, напрочь была сведена марксизоидным сознанием и мироподходом на роль служанки, подметающей за всеми науками мусор, облекая его в философскую упаковку, сведена на служебную роль, но, хвала Богу, не убита. Она продолжала жить в российском сознании, мысли. И если в конце XX века можно с твёрдой уверенностью говорить о Философии с большой буквы, то в её основании ясно различим и кирпичик, заложенный в неё русским мыслителем Романом Редлихом.

Екатерина Самсонова-Брейтбарт, директор издательства «Посев», член Исполнительного бюро НТС

Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:

«Зоон политикон» и свобода союзов

Роман Николаевич Редлих

Десоветизация по-советски: интерпретация

Встречный абсурд (Драма в трёх актах с прологом, эпилогом и альтернативой)

Космическое оружие +. Планетарное мышление