Рисунок – эпос
Эти дети нигде не учились рисовать, но их рисунки поражают художественным совершенством. Они никогда не рисуют с натуры, но их живописные «воспоминания» лишены малейшего намёка на иллюзорность, подобие действительности.
Подлинный реализм даёт точное знание главного, типического, которое необходимо ненцам для выживания в экстремальных условиях (южный по своему происхождению народ сравнительно недавно перекочевал в северную тундру Ямала – тому немало доказательств). Не случайно в рисунках ненецких детей доминирует яркий, напряжённый, контрастный цвет – видимо, он помогает создать и сохранить высокий жизненный тонус.
Что касается сюжетов, то ведущий из них, конечно же, тундра. Как место и источник жизни. И даже такое понятие, как родной дом (вполне конкретное для городского ребёнка), маленькие ненцы расширяют до пространства всей тундры. Без напряжения осваивая и изображая её широкий масштаб. Для рисунков характерно космическое восприятие Земли, которую дети видят как бы сверху в единстве её стихий – суши, воды, неба. Очень часто рисунок так и строится из трёх полос, и эти полосы величественны, как строчки эпоса. И, подобно эпосу, рисунок вмещает в себя весь мир.
Это мироощущение людей, не просто живущих среди природы, но в неразрывном контакте с ней и в ней (да и сама лексика ненецкого языка «вертится» вокруг тундры, оленей, снега). Причина философски глубокого осмысления действительности юными художниками кроется и в национальном воспитании. Его суть – всё, что окружает человека, достойно внимания, жизненно важно, интересно, полезно. Даже небо, при всей его близости, красоте и яркости, – не просто объект эстетического внимания. Народ-кочевник должен уметь ориентироваться по звёздам. Ах, если бы он мог ещё летать (как герой эпических песен ненцев, «ухватившись за хвост облака»), насколько короче стал бы маршрут по тундре...
Олени – постоянные герои детских рисунков. Это не просто элементы природы, но и постоянные спутники их жизни, любимые друзья, средство к жизни (так переводится с ненецкого «илебць» – олень). С первых дней проявления на свет у ненца перед глазами олени, оленьи стада, мчащиеся олени, слитая масса из оленьих тел и над ними движущийся лес рогов. Точное отражение этих впечатлений мы видим в основном ненецком орнаменте «оленьи рога».
Динамично бегущие формы орнамента передают мощь бегущего стада. Тесная рамка, в которую заключён лишённый пространства орнамент, – своего рода охранное начало, символ защиты от внешнего мира.
Хорошее знание оленей, анатомии этих животных, поз, движений определяет особый характер их изображения – в профиль, контурной линией, без объёма. Дети рисуют, словно обводя на бумаге видимый лишь им одним образ. Это – свидетельство эйдетического вида зрительной памяти – точное запоминание образа на длительное время. У маленьких северян особая зоркость глаза и твёрдость руки. В рисунках самых младших школьников как бы передаётся сохранившаяся до наших дней та художественная манера, которая присуща наскальным изображениям древних художников Сибири.
При многих общих чертах рисунки мальчиков и девочек всё же различны. В одних отражён мужской характер – активный, энергичный, самостоятельный, с широким диапазоном интересов. В других – женский: созерцательный, лиричный, более пассивный. У мальчиков преобладают оленеводческие сюжеты (несущиеся оленьи упряжки, олени, отбивающиеся от волков и так далее), у девочек – домашние (приготовление пищи, игра с детьми). У них, будущих художниц-рукодельниц, есть и своя тема – это орнаменты и национальная одежда, которую они рисуют, можно сказать, профессионально – как выкройку.
Рисунки детей-ненцев принадлежат к особой художественной системе воспроизведения мира. На первый взгляд они кажутся примитивными, но их ни в коем случае нельзя считать таковыми. Рисунки условны, потому что отражают обобщённое глубокое знание об окружающем пространстве, освоенном и понятом человеком. В них сконцентрировано знание многих людей и многих веков. «Примитивность» этих изображений того же плана, что и обобщающая графика Серова, Матисса, Пикассо...
Ирина Рольник, искусствовед, член Союза художников
Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:
Рисунок – эпос