Президент научного центра «Курчатовский институт», академик РАН Евгений Велихов в предисловии подчеркнул, что книга «Расплетин» из серии «Жизнь замечательных людей» – это первая попытка написания научной биографии учёного, показывающая его значительность и многогранность. Использование засекреченных ранее архивных документов позволило глубже оценить личный вклад А. А. Расплетина в обеспечение мирного неба над Россией.
Глава 1 посвящена рыбинскому периоду жизни создателя зенитного ракетного оружия страны. В ней можно узнать о верхневолжских корнях Расплетина. Город Рыбинск в XIX веке был самым крупным торговым центром на Верхней Волге. Отсюда родом отец учёного.
В первой же главе указана и необычная версия происхождения фамилии. Сейчас лингвисты связывают её с глаголом «расплетать». Между тем есть версия, что эту фамилию взял себе прадед учёного – крепостной крестьянин Назар Подгорный, который сбежал со службы, узнав, что его невесту выдают за другого. С Настей Назар благополучно обвенчался, однако наказание по возвращении в полк было суровым. «Раз-плети, раз-плети!» – эти слова так врезались Назару в память, что, отслужив, он взял себе фамилию Расплетин. Да и завёл вместе с женой сначала рыбный ларёк, а затем магазин готового платья.
Дело Назара продолжил его сын – Александр Назарович, дед учёного. Он открыл уже два магазина и имел семерых детей. К одному из них – отцу учёного – и перешла торговля. Андрей Александрович был женат на москвичке Марии Ивановне Трубецкой (не имевшей отношения к дворянскому роду, несмотря на фамилию).
25 августа 1908 года у них родился сын, которого назвали в честь деда Александром.
Летом маленький Шура пропадал на речке Черёмуха, а зимой слушал рассказы дяди Бориса (брата матери), который, будучи известным в городе водителем пожарной машины, рассказывал племяннику о технических новинках. А дальнейшую любовь к физике, химии, математике мальчику привили уже в школе – и в этом заслуга учителя Дмитрия Семёнова.
Весёлый и активный Шура занимался и в кружке духовой музыки, и активно принимал участие в работе школьного клуба, где обсуждалось изобретение ракеты как «главного орудия в борьбе с аэропланами».
Однако главной любовью подростка стала радиотехника. В то время увлечение радио приобрело массовый характер, активно развивалось Общество друзей радио (ОДР), по всей стране возникали его отделения.
Школьник Расплетин стал инициатором создания в школе радиокружка, ему удалось радиофицировать школу. Наряду со взрослыми восьмиклассник стал членом Бюро радиолюбителей Рыбинска.
И даже закончив в 1926 году школу и устроившись кочегаром на городскую электростанцию, по вечерам он торопился в радиокружок. Вместе с товарищами он создал при Авиахиме первую в Рыбинске электростанцию, а также радиолабораторию, где за деньги выполнялся ремонт и сборка радиоприёмников. Александр сконструировал собственный радиопередатчик, а затем и телеграфно-телефонный передатчик. Больше всего Расплетина интересовали короткие волны. И он гордился тем, что ему удалось наладить связь с самыми разными уголками Земли – индонезийским островом Суматрой и Швецией, США и Норвегией, Австралией и Италией.
В декабре 1928 года Расплетин принимает участие в знаковом для себя событии – конференции коротковолновиков в Москве. После чего он увольняется с должности электромонтёра ради того, чтобы заняться наконец тем, что ему действительно интересно. Но проработав в местной радиомастерской около года и став её заведующим, Александр понял, что в родном городе он сделал всё, что мог, и ему пора двигаться дальше.
В этой же главе читатель узнает о первых школьных и юношеских друзьях Расплетина – Аркадии Полетаеве и братьях Гаухманах – Теодоре и Льве. Кстати, именно по совету Гаухманов Расплетин и отправляется в феврале 1930 года в Ленинград. О довоенном ленинградском периоде жизни Расплетина рассказывает вторая глава книги.