Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №9(21) 1992 год

«Пробуждение чувствилища к национальному духовному опыту...»

Голова ангела. Гравюра В. Фаворского
Голова ангела. Гравюра В. Фаворского

– В этом видел суть и цель воспитания ребёнка русский философ Иван ИЛЬИН, считавший, что с раннего детства людям надо прививать глубокий, творческий... национализм.

Национальность человека определяется... укладом его инстинкта и его творческого акта и, больше всего, укладом его бессознательной духовности. Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как проявляются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и «понимать», как ты любишь свою семью, кто твои любимые вожди, гении и пророки, – скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын...

Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нём их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов.

Бороться с национальным обезличением наших детей мы должны именно на этом пути; надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству, были национальными, у нас в России – национально-русскими. Чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей...

В особенности следует обогащать их следующими сокровищами:

1. Язык. – Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Всё это должен получить ребёнок вместе с молоком матери (буквально). Особенно важно, чтобы пробуждение самосознания и личностной памяти ребёнка совершилось на его родном языке... В дальнейшем же в семье должен царить культ родного языка.

2. Песня. – Ребёнок должен слышать русскую песню ещё в колыбели. Пение принесёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон. Пение... превращает пассивный, беспомощный и потому обычно тягостный аффект в активную, текучую, творческую эмоцию... Пение научит его первому одухотворению душевного естества – по-русски; пение даст ему первое неживотное счастье – по-русски. Русская песня глубока, как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение... она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения...

3. Молитва. – ...Православие русского, грека, румына и американца – одинаково. Живое многогласие и многохваление Господа, идущее от мира, требует, чтобы каждый народ молился самобытно, и эту самобытную молитву надо вдохнуть ребёнку с первых лет жизни.

Молитва даст ему духовную гармонию... источник духовной силы, научит его сосредоточивать чувство и волю на совершённом...

4. Сказка. – Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его мужеству и верности, она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды».

5. Она заселяет его душу национальным мифом, тем хором образов, в котором народ созерцает себя и свою судьбу, исторически глядя в прошлое и пророчески глядя в будущее. В сказке народ схоронил своё вожделенное, своё ведение и ведовство, своё страдание, свой юмор и свою мудрость. Национальное воспитание неполно без национальной сказки...

5. Житие святых и героев. – Чем раньше и чем глубже воображение ребёнка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть... Образы героизма пробудят в нём самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться... Всё это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.

6. Поэзия. – ...Русский народ имеет единственную в своём роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой. Русский поэт одновременно – национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется...

7. История. – ...Мы должны освоить волею наше прошлое и волею замыслить наше будущее. Мы должны прочувствовать окрылённые слова Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»... Национальное самочувствие ребёнка должно быть ограждено от двух опасностей: от националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения.

8. Армия. – ...Ребёнок должен научиться переживать успех своей национальной армии, как свой личный успех: его сердце должно сжиматься от её неудачи; её вожди должны быть его героями, её знамёна – его святынею. Сердце человека вообще принадлежит к той стране и той нации, чью армию он считает своею. Дух воина, стоящего на страже правопорядка внутри страны и на страже родины в её внешних отношениях, отнюдь не есть дух «реакции», «насилия» и «шовинизма», как думают иные даже до сего дня. Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, родина останется без обороны, государство распадётся и нация сойдёт с лица земли.

9. Территория. – Русский ребёнок должен увидеть воображением пространственный простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живёт не для земли и не ради земли, но что он живёт на земле и от земли; и что территория необходима ему, как воздух и солнце...

Национальная территория не есть пустое пространство от «столба до столба», но исторически данное и взятое духовное пастбище народа (1), его творческое задание, его живое обетование, жилище его грядущих поколений. Русский человек должен знать и любить просторы своей страны; её жителей, её богатства, её климат, её возможности, – так, как человек знает своё тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

10. Хозяйство. – ...В ребёнке должна пробудиться склонность к добровольному, творческому труду, и из этой склонности он должен почувствовать и осмыслить Россию, как бесконечное и едва початое трудовое поприще. Тогда в нём пробудится живой интерес к русскому национальному хозяйству, воля к русскому национальному богатству, как источнику духовной независимости и духовного расцвета русского народа.

...Таков дух национального воспитания. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворённости, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны – как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма.

Из книги И. Ильина «Путь духовного обновления»
Мюнхен, 1962 г.

***

1 - Ср. у Шекспира о Цезаре: «Мир лесом был для этого оленя, а тот олень душою мира был». (Прим., авт.)

Ещё в главе «Семья - нация - страна»:

Из терема – в общественное собрание

Мы встретились...

«Пробуждение чувствилища к национальному духовному опыту...»

Знаем ли мы нашу старую добрую российскую армию?