Прислушивайтесь к колоколам
Гавриил, Мефодий, Сысой... Не в чести у нас нарекать так младенцев. А уж тем более – колокола, как это делали наши чрезмерно чувствительные предки.
«Очеловеченный» колокол был частью их жизни, частью их самих, камертоном дум и поступков. Он созывал паству на богослужение и рать для битвы, был криком о помощи, когда случались бедствия, и сам помогал заблудшим в метель и туман. Колокол «изгонял» болезни и нечистую силу, извещал начало дня. Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дома вон. Так говорили на Руси, где колокола появились в 988 году (во всяком случае, впервые о них упоминают летописи).
Величайшей честью считалось встречать колокольным звоном, и дурным предзнаменованием – услышать, если колокол вдруг «заговорит» сам по себе. Жди несчастья, невзирая на лица. Один такой «виновник», испугавший ночью царя Фёдора Алексеевича, был отправлен им в ссылку – в карельскую глухомань. Хлебнули лиха колокола при самодержцах – им отсекали уши, вырывали языки, били плетьми... Но за всю историю не вершили над ними столь масштабной и жестокой расправы, как в 20 – 30 годы.
Когда рушили или поганили храмы, первыми убивали колокола. Должно быть, в экстазе атеистического откровения и пробуждения. А колокольню Данилова монастыря – старейшей мужской обители – разрушили в первый год войны под «военно-патриотическим» (в голове не умещается) предлогом: чтоб не была ориентиром для вражеской артиллерии...
И сегодня, когда официальная война с религией вроде бы пошла на убыль, невозможно без горечи и стыда за Отечество, за самих себя видеть храмовые постройки, щедрой государственной рукой возвращённые церкви, и не слышать их. Большинство не имеет колоколов. И отец Сергий из подмосковной Купавны созывает верующих... обрубком газового баллона. Вот трагический символ нашего времени – священник, «звонящий» в железяку, кусок рельса, алюминиевый или медный котёл...
Колокола, как известно, отливают на специальных заводах. Будь они у нас, работали бы сегодня денно и нощно. Ведь даже 30 заводов, существовавших до революции, не могли полностью удовлетворить потребности Церкви. Что уж говорить о единичных цехах и двух-трёх кооперативах (например, при Воронежском производственном объединении «ТЯЖЭКС»), которые изо всех сил пытаются утолить колокольный «голод». Тщетно, ибо масштабы его – десятки тысяч, так как на каждую церковь нужно как минимум пять колоколов.
Да если бы только в этом беда. Сегодня практически утеряны секреты колокольного искусства, которые передавались из поколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну... Растеряли мы их в угарном «красном» беспамятстве и приходится одиночкам-самоучкам до имевшейся когда-то, да утраченной технологии литья доходить своим умом. Как московскому шофёру Александру Жихареву, который, по его собственному признанию, «мается колоколами» пятнадцатый год. Десять из них – «созревал», изучал литературу, практику мастеров, а пять лет по договору с разными заводами льёт по вечерам колокола. И не он один – благо наша земля не оскудела, несмотря ни на что, талантами. А созданная недавно в стране ассоциация колокольного искусства стремится не только помочь самородкам-одиночкам, но и наладить производство колоколов с подобающей славному ремеслу основательностью.
...Не раз смолкали (и надолго) колокола на Руси. Но пережив и монголо-татарское иго, и Смутное время, возрождался колокол. И искусство, умение творить его, навсегда, казалось бы, утерянное, возрождалось с новой силой. Возродится и в наше неспокойное время. Прислушивайтесь к колокольному звону.
Ещё в главе «Неравнодушное зерцало»:
Прислушивайтесь к колоколам