Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум» №3(15). 1992 год

Постскриптум к «Веймарской России» или Встреча с женской логикой

Мысль изречённая в своих блужданиях по свету с кем и чем только не встречается, спорит, соглашается, расходится. Так, статья с докладом А. Янова попалась на глаза нескольким москвичкам, и те поняли её по-своему:

– Я, – говорила одна из них, – согласилась бы с концепцией «экономического щита» лет десять, ну даже пять тому назад. Но только не сегодня. Разве не понятно, куда выльется этот щит? Куда пошла продовольственная и прочая помощь Запада? Моя мама всё нахвалиться соседке не могла: у нас в РЭУ для ветеранов уже две распродажи было; тапочки вот купила, печенье давали. А в магазинах этого днём с огнём не сыщешь.

– Э-э, милая, – ответила соседка, – там не две, там уже десять распродаж было. А вас пригласили только на две... И улыбнулась, потому что сама распределяла талоны в других домах.

Человек, поставленный на распределение и получивший капельку власти, совсем другим становится. Вместе со щитом надо и торговлю со всеми продавцами экспортировать. С семьями, с другими коммунальными службами, которых здесь нет, с городами... Проще самим туда уехать для экономии средств.

– Да, да, мафия... Как с ней бороться? Кто с ней будет бороться, если она везде? – подхватила другая.

– А за границу посылать демобилизованных? – это же сразу какой вой поднимется. Не правоверные заголосят. Они вперёд баб с дитятями пропустят. Те оземь грохнутся: «Да чтоб на доллары не моему ребёнку молочную смесь купить, а этого жлоба в Америку?! Чтоб он там с девками по кабакам?!» И вот с этого уровня, с земли, не видно, что, оставшись здесь и злой на весь свет, он её же завтра и подкараулит в подъезде. С её же молочной смесью. А там он себя хоть человеком почувствует.

– Вот это-то и обидно.

– Они туда поедут, а в них комья грязи полетят отсюда. Захотят ли они вернуться? Они, даже если вернутся, не впишутся в одно общество с этими бабами – их при первой же возможности потянут раскулачивать. Жлобов-то этих... А не вернутся – правительству раздрай: бросили деньги на ветер, наверное, и за не просто так.

– Если пославшее их правительство не свалится до срока их возвращения, – добавила третья.

– Ну и как же победить мафию, перейти к цивилизованному рынку и уберечься от взрыва страстей, дать образование самым одарённым и нормальные условия для работы? Что ж, зря с янаевским путчем справились? Зря «сильную руку» оттолкнули? Правда, эта рука сильней стала, натренировавшись в залезаниях в наши карманы и в установке подслушивающих и подглядывающих устройств.

– Новые «сильные руки» тоже едва ли будут чище. Может быть, только менее известные для широкой публики, но тоже грязь хорошая...

...Не знаю, может статься, они ошибаются, может, и нет. Женская логика – одним словом. Короче говоря, подумать есть над чем.

Эпиграф в конце постскриптума накануне новых исторических свершений:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
(А. Кушнер)

Александр Кореньков

Автор рисунка: В. Богорад

Считают, что умирает последней надежда. Но ведь когда её уже нет, остаётся ещё чувство юмора – живучий «кузен» патологического оптимизма. Всего темнее не перед рассветом ли?

Рисунок К.Мальцева

Автор рисунка: К. Мальцев

Автор рисунка: В. Иванов

Ещё в главе «Гражданин - государство - мир»:

Судьба реформаторов в России

«Веймарская» Россия: что впереди? (Из публичной лекции профессора политологии Нью-Йоркского университета Александра Янова, прочитанной в Институте востоковедения АН СССР)

Постскриптум к «Веймарской России» или Встреча с женской логикой