Попытка проповеди
Не знаю, что более соответствует евангельскому идеалу человеческих отношений – частная собственность или совместное владение богатствами.
Но знаю несколько принципов, которые могут определить отношение думающего христианина к вопросам производства и распределения. Первый принцип: нет такой сферы человеческой деятельности, которая могла бы быть изъята из-под ведения совести.
Нет такого профессионального закутка, забившись в который, человек мог бы сказать: здесь я действую не как христианин, а просто как профессионал. Конечно, это его христианский долг – в любой области работать профессионально, но ещё важнее помнить: я нахожусь в этом месте для того, чтобы доверенное мне использовать с неким прибытком.
Чтобы по моём исходе с этой работы или из этой жизни вообще можно было честно сказать: Господи, я сделал, что мог, чтобы в этой части Вселенной жить стало светлее.
Господи, я сделал, что мог,
чтобы в этой части
Вселенной жить стало
светлее
Скульптор Г. Мироземцев
Второй принцип: государство и экономика, очевидно, навсегда, до конца истории, останутся областью, где Новый Завет так и не сможет вступить в свои права. Закон Ветхий, закон наказания и борьбы, видимо, неустраним из нашего мира даже в послеевангельскую эру.
Дано ли руководителю действовать так, чтобы вокруг него не было людей, которым он своими действиями причинил боль? Очевидно, нет. Не потому ли в истории Церкви так много епископов, отказавшихся от власти и ушедших в монастыри?..
Но не меньше в Церкви и монахов, оставивших монастыри и принявших крест епископства – не ради денег или карьеры, а потому, что необходимо людям и это служение, что стоит на грани закона любви и закона справедливости. И в каждой сфере общественной деятельности надо искать своё соотношение этих двух законов (не допуская, однако, полного исчезновения ни одного из них).
Святитель Феофан Затворник, замечательный духовный писатель и подвижник прошлого века, писал: «Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что коль скоро займёшься чем-либо по дому или вне его, то уже выступаешь из области дел Божеских и Богу угодных. Но это не так. Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, суть Богом определённые дела и исполнение их есть хождение в делах Божеских».
Просто надо душу свою не потерять в своей службе и сквозь все служебные отношения замечать живых людей... Поэтому так странно слышать сегодня разговоры о том, что России нужна протестантская этика для перехода к рыночной экономике.
Вроде бы реалии коммунизма должны были научить людей бояться любой одномерности. Но нет – одномерный человек, испугавший в Европе Маркузе и экзистенциалистов ещё в середине нынешнего века, преподносится сегодня в России как идеал человека.
Религия вроде тем и ценна (даже для не очень верующего человека), что становится отдушиной для того, кого социум слишком настойчиво старается вобрать в себя целиком. Но никто не скажет российским сторонникам М. Вебера: «Не кощунствуйте, господа!». Ибо видеть в религии подспорье для финансов – кощунство. Поистине, всё ли нормально в человеке и в обществе, которые высшие проявления духовности оценивают с точки зрения их приложимости к хозяйственной эффективности?
Недавно православие обвиняли в том, что оно отвлекает трудящихся от строительства развитого социализма. Сейчас – за то, что де отвлекает менеджеров от столь же заманчивой и неотложной задачи построения развитого капитализма. Видел бы Лютер, как его муки в обретении веры превратятся в дешёвую уверенность нынешних протестантов!..
Тем, кто рассуждает о нелюбви православия к купцам, едва ли известно толкование святителя Василия Великого на «Шестоднев». Говоря о том, почему море оказывается прекрасно, по слову Библии, в глазах Творца, святитель Василий в числе прочих мотивов называет и такой: «Море прекрасно пред Богом потому, что обогащает купцов»...
Скульптор Б. Торвальдсен
И хотя я знаю, что и по прочтении моей статьи вы, как и прежде, будете потреблять вороха экономической и прочей информации, я всё же написал то, что написал. Написал в надежде на то, что где-нибудь вы почувствуете, что мир человека (то есть ваш мир) больше, чем он кажется издалека, и в глубинах этого мира души есть то, что граничит с Бесконечностью Бога.
А вот как вы будете строить или ломать свою жизнь после того, когда однажды дойдёте до той границы, не знаю. Там уже нет моих принципов. Там бездна человеческой свободы встречается с бездной Божией любви...
Идите же!
Из газеты «Частная собственность»
Ещё в главе «Сердце — разум — дух»:
Попытка проповеди
Всем и каждому у нас одна дорожка...
Книга, написанная нами самими...
Ставка на человека (штрихи к портрету лидера и основанной им компании)