Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №7(38) 1994 год

Помните об «эффекте автобуса»

Автор фото: А. Полуницын
Автор фото: А. Полуницын

Человек по природе своей эгоист. Мы очень многого хотим для себя и забываем о других. Я называю это «эффектом автобуса».

Вот стоит на остановке толпа. Подъезжает переполненный автобус. Те, кто стоит на остановке, просят: «Пройдите вглубь салона, дайте возможность и нам войти».

Но как только они сами попадают в автобус, тут же заявляют оставшимся на остановке: «Вы разве не видите, что в автобусе свободных мест нет?» Нам очень трудно поставить себя на место другого человека. И это большая беда.

То, о чём я говорю, в равной степени касается и отношений между государствами, и отношений между народами. Тут, как и в человеческих отношениях, надо уметь поставить себя на место других.

Особенно это касается отношений между Россией и Германией – между виновником войны и её жертвой, между страной победившей и побеждённой? Тут всё стократ сложнее, чем в любой другой ситуации.

Для меня отношения послевоенной Германии и России – очень личная проблема. Когда началась Вторая мировая война, я был ребёнком и воспринимал происходящее как игру. Рядом с Дуйсбургом, где мы тогда жили, были сосредоточены гитлеровские войска, которые готовились к вторжению во Францию.

Я ходил к солдатам в гости, получал от них подарки и не представлял себе, какие беды может нести война. Нужно было многое пережить, чтобы это понять.

Отчётливо помню, когда впервые испытал чувство стыда за своих соотечественников. Это случилось вскоре после войны.

Родители взяли меня с собой в гости. Собралась шумная компания, и один человек, который служил в железнодорожном ведомстве, рассказал такую историю.

В 1943 году в России он видел, как толпу донага раздетых людей гнали на казнь. Две молодые девушки бросились к нему за помощью: «Делайте с нами что хотите, только спасите нас». «Видите, какие свиньи эти русские, – сказал тот человек, – они были готовы на всё, чтобы спасти свою шкуру».

И сидящие за столом люди радостно закивали, одобряя рассказчика за то, что он как истинно верующий удержался в тот момент от соблазна.

Я никогда не забуду своего стыда за этих людей и думаю, что именно это воспоминание заставило меня через много лет поставить перед собой цель: служить примирению между немецким и российским народом.

Но было и другое обстоятельство – это поведение евангелистской церкви во время войны. Именно евангелистская церковь направила поздравительную телеграмму Гитлеру в день нападения на Советский Союз: «Мы поздравляем вас и надеемся, что вы положите конец этой коммунистической мерзости». Мы должны искупить свою вину.

«Много ли вы, обычные люди, можете сделать, что зависит от вас?» – часто спрашивают меня. «Многое», – отвечаю я. Найдём мы сами общий язык – и отношения между странами будут нормальными.

Спрашивают меня и о другом: «А не рано ли вы заговорили о примирении? Смогут ли воспринять эту идею те люди, одни из которых оказались побеждёнными, а другие – победителями?»

Убеждён, что мы как раз и должны действовать, пока эти люди живы. С этой мыслью мы взялись собирать свидетельства русских и немецких военнопленных. Немцы помнят, как им тяжело жилось в плену, но помнят и другое – как простые русские помогли им выживать в этих условиях.

У русских, которые были в плену в Германии, таких воспоминаний, увы, нет. Больно выслушивать мне, немцу, всё это? Тяжело? Конечно. Но народ, который отказывается от своей истории, отказывается от основы своей жизни, у такого народа не может быть будущего.

Несколько лет назад родилось движение, которое позже назвали «Мюльхаймская инициатива». Наша задача проста – служить пониманию, а значит, примирению двух народов. Что мы делаем?

Всего-навсего даём возможность людям встретиться, поговорить, задать друг другу вопросы и постараться найти ответы на них.

Академия, в которой я работаю, вообще видит свою главную цель в налаживании диалога – между поколениями, между представителями разных культур, между Западом и Востоком.

Мы должны помнить, что всех нас связывает куда больше, чем разъединяет. Хотя бы уже потому, что в какой-то момент любому из нас может не хватить места в автобусе.

Дитер Бах, директор Евангелистской академии
Из еженедельника «Московские новости»

Рисунок М. Златковского

Автор рисунка: М. Златковский

Ещё в главе «Земля - человек - небо»:

Злая воля и разум истории

Чёрный ворон, что ты вьёшься... Год 1914-й глазами православного священника

Во время бедствия и при нападении врагов. Псалом 90

Наказ воину Христову и Государеву. Документ неизвестной войны

DRANG NACH... РОССИЯ. Из секретной докладной записки германского Генерального штаба. 1913 год

ВПЕРЁД НА... DEUTSCHLAND. Из мыслей философа – Фёдора СТЕПУНА, очевидца и участника войны

Помните об «эффекте автобуса»

Я к памяти взывал