Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Журнал «Социум». №50. 1995 год

Парадоксы Натальи Нестеровой

Станция метро «Площадь Революции»
Станция метро «Площадь Революции»

Картины Натальи Нестеровой вот уже более двадцати лет появляются на выставках в нашей стране и за рубежом. Она не только зрелый мастер, но один из лидеров нынешней художественной жизни.

Наталья Нестерова обращается к таким традиционным общепринятым формам высказывания, как жанровость, сюжетность, повествовательность, натурность, но в форме условной, метафорической, часто иронической. Она не просто фиксирует видимую реальность мира, но проникает в его сокровенные глубины.

Садовое кольцо. Смоленская площадь

Садовое кольцо. Смоленская площадь

Художник выражает сущностные духовно-нравственные коллизии нашего времени. Её художественные поиски связаны с идейными и творческими исканиями поколения 70-х. В те годы она предстала перед публикой с серией картин, принёсших ей широкую известность. Её тема – праздничные шествия, карнавалы, маскарады, гулянья – всё то, что сродни игровой стихии искусства.

Красная Пахра (Весна)

Красная Пахра (Весна)

В 1980-е годы гротесково-ироническая интонация ранних произведений смягчается, обогащается целой гаммой лирико-драматических настроений. В основе картин Нестеровой – неприятие бездуховности, потребительского отношения к жизни и природе, мещанских нравов и обывательских амбиций, равнодушия и автоматизма восприятия действительности. Главная тема её творчества – современный человек и культура.

Нестерова демонстрирует, как ежедневной суетой человек всё больше отчуждается от культурного контекста бытия, от духовного наследия, растрачивает свою неповторимую индивидуальность на пустяки эрзац-культуры. Она показывает безнадёжность и гибельность бегства от проблем сегодняшнего мира в прошлое, она предупреждает о нависшей над нами угрозе утраты человеческого в человеке.

Московское лето

Окно

Окно

Во многих произведениях Нестеровой люди уподоблены марионеткам – некий условный, «бескровный» типаж как бы переходит из картины в картину. Люди-маски разъединены между собой и одновременно противопоставлены пейзажу, олицетворяющему извечную мудрость природы. Но художник ставит перед собой и более сложную задачу – восстановить утраченную связь человека с культурой, с другим человеком.

Как это ни трудно в наши дни, Нестерова глубоко верит в возможность достижения истинной гармонии в жизни. В последние годы в её работах расширяется круг историко-культурных ассоциаций. Не случайно и обращение художника к библейской тематике.

Дом в Печатниках

Вагон метро

В трактовке воспроизводимых ею сюжетов Нового Завета она пользуется всем богатством мирового духовного опыта. Библейские образы Нестеровой мощны и величественны. Нестерова избирает стилизационные приёмы наивной живописи, но никогда не воспроизводит поэтику примитива полностью и вносит в неё новые акценты.

Изобразительную систему примитива пронизывает современное ироническое мышление художника-профессионала, которое лишает примитив свойственных ему тенденций идеализации, придавая взамен эмоциональную напряжённость и жизненную остроту.

Переход на станции метро «Площадь Революции»

Переход на станции метро «Площадь Революции»

Серебряный бор

Серебряный бор

Обращение к стилизации обусловлено внутренним протестом против академического формализма, желанием опереться на замечательные декоративные возможности наивной живописи, на свойственное фольклору понимание индивидуально-характерного как типического.

Несколько слов о живописной манере художника. Нестерова строит локальные плоскости на тонально сгармонированных сочетаниях красок, среди которых ведущую роль играют белильные оттенки. Сложно разработанная живописная фактура строится на сочетаниях прозрачно написанных поверхностей с шершавыми напластованиями красочных слоёв.

Эскалатор

Эскалатор

Праздник

Праздник

Рельефные массы создают вязкую и выпуклую фактурную лепку. Изображение объектов в картине приобретает подчёркнутую материальность, вещественность, осязаемость, в то время как фон холста остаётся написанным «жидко», условно.

Своим творчеством Наталья Нестерова стремится пробудить в человеке потребность духовной жизни. Пожелаем же ей удачи на этом пути.

Людмила Кандалова

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Избиение младенцев

Избиение младенцев

Изгоняющий торговцев из храма

Изгоняющий торговцев из храма

Тайная вечеря

Тайная вечеря

Распятие

Распятие

Пиета

Пиета

Троица

Троица

Ещё в главе «Просвещение - личность - общество»:

Четвёртому не бывать... о Москве – третьем Риме и русском мессианстве

О краснознамённой, Юрии Владимировиче, Егоре святом и копейке...

Парадоксы Натальи Нестеровой